Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870061
Презентация «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Содержание - Дошкольное образование
01.10.2021 09:26

Павленко Лариса Вячеславовна, воспитатель МБДОУ №9 ст. Старовеличковской. 
В
наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.   

 


 

alt

Слайд 1.        Презентация «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях  

Слайд 2. Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Слайд 3. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с раннего возраста, с момента поступления ребенка в детский сад, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Слайд 4. "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Важнейшая задача детского сада – ввести ребенка в мир природы, научить понимать её, воспитывать бережное отношение к ней, беречь материальные и духовные ценности. Приступая к работе по экологическому воспитанию младших дошкольников, прежде всего мы разработали перспективный план работы на год, поставили перед собой следующие цель.

Слайд 5.   Цель: Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

В процессе достижения поставленной цели, мы решаем следующие задачи 

Слайд 6. Задачи:

1. Создать благоприятные условия для развития экологической культуры.

2. Организовать предметно - пространственную среду в соответствии с выбранной темой.

3. Обогатить знания детей по экологическому воспитанию посредством проведения праздников и развлечений, проектной деятельности.

4. Привлекать детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

5. Воспитывать у детей элементарные основы и знания экологической культуры, развивать эстетические чувства.

Идеи экологического образования мы реализовывали через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности. 

Слайд 7. Для повышения эффективности экологического развития детей младшего дошкольного возраста мы использовали разнообразные методы и приемы работы. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, экологические игры, экологические занятия, исследовательская деятельность, труд, экологические праздники и проекты. 

Слайд 8 и 9. В группе создан экологический центр природы. В нашем центре природы представлены:

  • Комнатные растения;
  • Лейки, ведерки, грабельки, совочки для ухода за растениями;
  • Календарь погоды
  • Центр для игр «Песок - вода»;
  • Дидактические игры по экологическому воспитанию;
  • Предметные картинки «Домашние животные и их детеныши», «Времена года», «Дикие животные», «Овощи и фрукты» и др.;
  • Фигурки домашних и диких животных; овощей и фруктов;
  • Природный материал (листья, шишки, камни, ракушки и т.д.).
  • Оборудование опытно-экспериментальной деятельности: приборы-помощники: стаканчики, коробочки, ложки, трубочки, песочные часы, магниты и др. 

Слайд 10 и 11. Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации. 

Слайд 12 и 13, 17.  На территории ДОУ создана экологическая тропа

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе, ведётся работа по профилактике вредных привычек, профилактике нарушений осанки, плоскостопия, с использованием природных материалов.

 

Слайд 14, 15. Прогулки широко используются нами для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). 

Слайд 16.   На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Дети, играя в строительные игры с песком, снегом, водой познают свойства и качества этих материалов неживой природы

Для развития личности ребенка, для закреплений знаний о живой и неживой природе мы включаем во все режимные моменты экологические и дидактические игры и упражнения, такие, как: « Что бывает зимой?», «Что бывает зеленым?», «Животное домашнее или дикое?» Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" и др. 

Слайд 18.  Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты.  Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Слайд 19.    Во время тематических занятий по изодеятельности использовали музыкальное сопровождение магнитофонную запись "Звуки природы, также произведения художественной литературы, поэзию. Литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводили беседы, обсуждали проблемные ситуации,  рассматривали картины. Одной из форм экологического воспитания являются игры–забавы, музыкальные игры, досуги и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Они доставляют детям радость и удовольствие. 

Слайд 20.  Приучать детей знать и любить природу, соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В нашей группе ведётся большая работа с семьями детей по экологическому воспитанию.

 

Слайд 21.   Мы используем, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование), так и нетрадиционные (деловые встречи, прямой телефон, круглый стол, совместные праздники и досуги) для экологического образования родителей.

 

Слайд 21, 22.  Данное направление работы представлено нами через призму проектной деятельности. Мы разработали и реализовали педагогические проекты Жить нельзя нам без воды», «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Мое любимое домашнее животное» «Проектная деятельность помогает нам объединить в едином творческом процессе педагогов, детей и родителей, что способствует активизации экологического развития каждого ребенка, формированию позитивных детско-родительских отношений.

 

Слайд 23.  Мы привлекали родителей к участию в выставках рисунков и поделок «»Берегите воду», «Мир глазами детей», «Мамы и детки», «Дары осени», «В лесу родилась елочка» и др., выполненных совместно с родителями, сочинению с детьми экологических сказок, совместному уходу за животными и растениями дома, разное время года, проведению акций «Посади дерево», «Кормушки для птиц» и др. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закрепляться дома, в семье. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем. Только совместными усилиями мы можем воспитать детей экологически грамотных.

 

Слайд 24.  В результате проводимой работы по экологическому воспитанию дети младшей группы получают представления о многообразии растительного и животного мира, знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания, овладевают трудовыми навыками по уходу за растениями и животными, своим организмом. Дети учатся чувствовать красоту природы, любить и охранять ее. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы

В результате системной, целенаправленной работы было доказано, что взаимодействие с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, а экологическое воспитание является фактором общего развития и формирования личности ребёнка.


Слайд 25.    Вывод: Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

И росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!

                                       Спасибо за внимание!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР