Статья «Какие современные практики исследовательского обучения можно применять для развития познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников?» |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||
01.10.2021 09:52 | ||||||||||
Емельянова Марина Николаевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 112 Центрального района города Санкт-Петербург.
Какие современные практики исследовательского обучения можно применять для развития познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников?
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. В настоящее время требуется более глубокое продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. Воспитателю важно применять в работе не только традиционные практики исследовательского обучения, но и современные. Важно не только знать технологии, но и уметь их применять. Для этого можно обратиться к инновационным площадкам, где можно познакомиться, как другие детские сады предлагают использовать современные практики, например, кейс-технологии – эта практика, позволяет взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса и позволяет, не только получить новые знания, но и сформировать новые качества личности. Методика кейс обучения способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им необходимо выделить ее из информации кейса. Пример: Кейс-проблемная ситуация
Технология Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Эта практика предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Тема может быть совершенно любой. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы — например, по временам года: зима, весна, осень, лето. То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо брать узкие темы, несущие конкретную информацию. Можно брать общую тему, например, «Космос», а можно выбрать какую-нибудь планету и собрать подробную информацию о ней, сравнить ее с Землей. Информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д. и ее применением в образовательной деятельности. Геокешинг – это современное название известной ранее игры «Секретики». Эта игровая практика позволит интересно построить занятия по познавательно-исследовательской деятельности, ее можно адаптировать для каждой возрастной группы. Также можно ознакомиться с полезной информацией в парциальной программе «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. Парциальная программа «Любознайка» (3-7 лет). ФГОС. Тугушева Г.П.Чистякова А.Е.». В программе рассматриваются различные культурные практики познавательного развития дошкольников, опробованные на практике: использование фототехники, квест-игры, изготовление лэпбуков, макетов, mimio-проекты. Отдельно рассматривается взаимодействие с семьями воспитанников в процессе формирования познавательного интереса детей.
Литература: 1.Ефимова, И.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста / И.А. Ефимова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 120 – 124. 2.Щетинина, В.В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника / В.В. Щетинина // Научное отражение. – 2017. - № 2 (6). – С. 37 – 42. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».