Конспект занятия «Добрые волшебники» |
Содержание - Дошкольное образование |
29.10.2021 08:29 |
Маслова Светлана Александровна, воспитатель ДОУ, МБДОУ Игринский детский сад №6, п.Игра, Игринского района, Удмуртской Республики.
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) в средней группе «Добрые волшебники»
Цель: формирование элементарных математических представлений с использованием развивающей игры «Палочки Кюизенера», знакомство с числом и цифрой 7.
Задачи: Обучающие: 1)Создать положительный эмоциональный контакт с детьми, добрую атмосферу на предстоящую деятельность. 2)Познакомить детей с числом и цифрой 7, формировать представление об образовании последующего числа (7) путём прибавления единицы. 3)Формировать умение детей соотносить цифру с количеством, упражнять в прямом количественном счёте и отсчёте предметов до 7, сериации предметов. 4)Закреплять знания детей о прочитанных русских народных сказках и их героев, формировать умение угадывать художественные произведения по картинке с изображением главных героев той или иной сказки, а также с помощью слухового восприятия отрывков из текста художественного произведения. Развивающие: 1)Способствовать гармоничному развитию психических процессов (внимание, память, речь, воображение), начал логического мышления с использованием игры «Палочки Кюизенера». 2)Развивать мыслительную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы. 3)Способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации. Воспитательные: 1)Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь. 2)Воспитывать интерес к математике, умение сообща решать одну и ту же задачу. 3)Способствовать развитию интегративных качеств таких как: «любознательный, активный», «эмоционально-отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «овладевший необходимыми умениями и навыками». Предварительная работа: 1)Дидактические игры с цифрами: «Домик для божьей коровки», «Математическое лото» (соотношение цифр с количеством) 2)Игры с палочками Кюизенера 3)Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Лисичка - сестричка и серый волк». Методы и приёмы: 1. Игровой (путешествие по сказкам с использованием «волшебной палочки» и разноцветных палочек - помощниц «Палочки Кюизенера» – для выполнения заданий). 2. Наглядно-демонстрационный (театр по сказкам). 3. Словесный (вопросы к детям, мотивация детей к выполнению заданий от лица персонажей , словесное поощрение детей от лица персонажей сказок и воспитателя). 4. Практический (выполнение действий с предметами «Палочки Кюизенера» при решении проблемных задач) Приёмы - вводная беседа, пояснения, указания, показ, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ занятия. Материал и оборудование: 1.Магнитофон. 2. Аудиозапись – «Волшебная музыка», «Блеяние козы», «Плач зайца», «Вой волка». 3. Плоскостной театр по сказке «Волк и семеро козлят». 4. Макет к сказке «Заюшкина избушка». 4. Мягкая игрушка волка, би-ба-бо коза, заяц. 5. «Волшебная палочка». 6. Развивающая игра ««Палочки Кюизенера» - на каждого ребёнка. 7. Цифра – 7. 8.Плоскостные рыбки с изображением цифр от 1до 7 – на каждого ребёнка. 9.Фланелеграф. 10. Волшебная накидка и колпачок. Ход НОД (Хороводная игра) Воспитатель: (обращает внимание детей на гостей, которые пришли к ним в группу, предлагает поздороваться) Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свою улыбку! Дети: Доброе утро! (Здравствуйте!) Воспитатель: Наши гости тоже улыбнулись нам в ответ, значит они какие? Дети: (отвечают) Добрые, весёлые… Воспитатель: А как вы думаете какое у них настроение? Дети: (отвечают) Хорошее, радостное…. Воспитатель: А у вас, ребята, какое сегодня настроение? Дети: (отвечают) Хорошее, отличное! Воспитатель: Я очень рада, что вы и наши гости сегодня с отличным настроением и желаю всем хорошего дня! Ребята, а вы любите сказки? Дети: (отвечают) Да, любим! Воспитатель: А почему вы их любите? Что вам нравится (есть) в сказках? Дети: (отвечают) В сказках бывают чудеса, есть волшебство, волшебники, в них всегда добро побеждает зло…. (и т.д.) Воспитатель: А вы хотите стать добрыми волшебниками и очутиться в сказке, чтобы помочь тем, кто нуждается в помощи? Дети: (отвечают) Да, хотим! Воспитатель: Тогда давайте подумаем с помощью какого предмета мы сможем превратиться в добрых волшебников и очутиться в сказке? Дети: (высказывают свои предположения)…..с помощью волшебной палочки! Воспитатель: Правильно, умнички! (незаметно достаёт «волшебную палочку» и показывает детям) Вот же она, самая настоящая, волшебная палочка! Ребята, а хотите, я вам раскрою один секрет, у этой волшебной палочки есть палочки-помощницы, они такие же волшебные и помогут нам стать добрыми волшебниками и очутиться в сказке (достаю коробку с палочками Кюизенера и показываю детям). Ребята, вы их узнали? Дети: Да, это разноцветные палочки Кюизенера! Воспитатель: Давайте сейчас закроем глазки, чтобы очутиться в сказке уже не ребятами, а добрыми волшебниками! Раз, два, три волшебная палочка, Ребяток в добрых волшебников преврати и в сказку унеси. /Звучит волшебная музыка. Дети закрывают глаза. В это время одеваю себе на плечи накидку, колпачок и превращаюсь в волшебницу/ Воспитатель: (когда музыка стихает) Ребята, посмотрите, волшебство свершилось! Я стала настоящей волшебницей, а вы маленькими добрыми волшебниками (девочки волшебницы феи, а мальчики добрыми волшебниками), подойдите ко мне ближе, я вас всех сейчас обниму и наделю волшебной, доброй силой (воспитатель обнимает детей) /Звучит аудио-запись «Блеяние козы»/ Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто это? Дети (высказывают свои предположения) Воспитатель: Правильно, это голос козы, что-то её очень растревожило и взволновало. Вы не догадываетесь в какую мы сказку попали? Дети: (отвечают) Волк и семеро козлят. Воспитатель: (приглашает детей подойти к фланелеграфу на котором расположена плоскостная сказка «Волк и семеро козлят» - коза и 6 козлят) Ребята, давайте поздороваемся с козой и спросим что случилось? Дети: Здравствуй коза, что ты так громко кричала, что у тебя случилось? Воспитатель (от лица козы): Играли мои детки-козлятки в прятки и потерялся один мой козлёночек-ребёночек. Помогите мне, пожалуйста, его отыскать. Воспитатель: Поможем отыскать козлёночка? Мы же с вами добрые волшебники! Дети: Да, поможем! Воспитатель: Давайте сядем поудобнее на «полянку» (ковёр) и хорошо подумаем, действительно ли один козлёнок потерялся? (воспитатель задаёт детям вопросы, на которые они должны ответить) - Сколько всего козлят было у мамы-козы? Дети: 7 козлят Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько их в избушке? 6 /Дети вместе с воспитателем вслух считают козлят на фланелеграфе/ - Сколько козлят потерялось? Дети: Один. Воспитатель: Молодцы, действительно, одного козлёнка не хватает. Где же он может быть? Вспомните, куда в сказке спрятался козлёнок от волка? Дети: За печку! (в печку) Воспитатель: Давайте проверим, может и сейчас он туда спрятался? (заглядывает за печку и достаёт козлёнка) Нашёлся! Посчитаем снова козлят? (вместе с детьми считают до 7, пересчитывая козлят на фланелеграфе) - Как получилось, что козлят стало семь? Дети (рассуждают) Было шесть козлят, нашли ещё одного, (добавили), поэтому стало 7. Воспитатель (от лица козы): Спасибо вам нашли моего козлёночка-ребёночка, за ваше доброе дело я дарю вам вот этот волшебный ключик (восп. показывает детям цифру 7) Воспитатель: Дети, что это такое? Что за ключик? Дети: (отвечают) Это цифра…7… Воспитатель: Молодцы, умнички, это цифра 7, которая обозначает количество 7 предметов. А на что ещё похожа цифра семь? Дети: (отвечают) На клюшку, на косу, которой косят траву, на кочергу… Воспитатель: Давайте попробуем в воздухе нарисовать рукой эту цифру. /дети вместе с воспитателем рисуют в воздухе цифру 7, сложив три пальца клювиком, ладошкой, двумя ладошками, носиком./ А где же наши волшебные палочки-помощницы, может быть, они ещё нам что-то расскажут интересное про число и цифру 7?! Воспитатель: В нашей игре «Палочки Кюизенера», в которую мы с вами очень любим играть, число 7 обозначено палочкой чёрного цвета. Покажите её! (Дети находят палочку и показывают) А число 6, какой палочкой обозначено? Фиолетового - Как вы думаете, какое число больше 6 или 7? - Как с помощью этих цветных палочек можно это проверить? Дети (высказывают свои предположения) Нужно палочку фиолетового цвета, которая обозначает число 6 сравнить по длине с палочкой чёрного цвета, которая обозначает число 7. Воспитатель: Умнички! / дети методом наложения сравнивают по длине палочки и сравнивают числа/ Воспитатель: Действительно, число 7 больше 6 на одну единичку (показывает белую палочку – единичку). Вы большие молодцы, а нам пора спешить, в другие сказки, где кому-то очень нужна наша помощь. Давайте пройдём на волшебную «полянку» (ковёр) и закроем глазки. (дети встают вместе с воспитателем на ковёр, закрывают глаза, звучит волшебная музыка) Раз, два, три волшебная палочка в следующую сказку нас унеси! (музыка стихает, /Звучит аудио-запись «Плач зайца»/ воспитатель обращает внимание детей макет сказки «Заюшкина избушка») Воспитатель: Ребята, кто это плачет? В какую сказку мы попали? Дети: (рассуждают) Это плачет зайка, мы попали в сказку «Заюшкина избушка». Воспитатель: Вы правы, мы попали в сказку «Заюшкина избушка». Здравствуй зайка, почему ты плачешь? Воспитатель (от лица зайца): Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала. Воспитатель: Ребята, вам жалко зайчика? Дети:(отвечают) Воспитатель: Нужно обязательно ему помочь в этой беде, давайте подумаем, что мы сможем сделать в этой ситуации. Дети: (высказывают свои предположения) прогнать лису, напугать её, чтобы она убежала и т.д. (если дети не предложили построить зайчику дом, подвести их к идее построить для зайчика новый дом) Воспитатель: Ребята, даже если мы прогоним лису, то она останется без дома, где она будет жить, разве вам не жалко её? Дети: (высказывают своё мнение) Воспитатель: А давайте для зайчика мы построим новый, красивый дом! У нас есть цветные палочки и мы настоящие добрые волшебники! Вы согласны? Дети: (отвечают) Да, согласны! Воспитатель: А чтобы дом получился красивым, крепким, надёжным, нам нужно размять (подготовить) наши пальчики. /проводится пальчиковая гимнастика «Дом»/ Целый день тук да тук — раздается звонкий стук. (руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам) Молоточки стучат, (стучать кулаком о кулак) Зайцу строить дом хотят. (пальцы соединить, показать «крышу») Вот какой хороший дом, (сжимать-разжимать пальцы) Как мы славно заживем. (вращать кисти рук) Воспитатель: У всех пальчики готовы к работе? Дети: (отвечают) Да, готовы! Воспитатель: Тогда вперёд в нашу творческую -волшебную мастерскую. /Дети проходят к столам, где на каждого ребёнка в коробочках лежат палочки Кюизенера/ Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких палочек у вас больше? Дети: (отвечают) Больше палочек чёрного цвета. Воспитатель: Вспомните, какое число обозначают палочки чёрного цвета? Дети: Число 7. Воспитатель: Отсчитайте каждый 7 палочек чёрного цвета? Дети: (отсчитают и вслух проговаривают) Воспитатель: Вы согласны построить дом из 7 чёрных палочек? Дети: (отвечают) Воспитатель: Это будет самый настоящий крепкий дом! А остальные цветные палочки нам пригодятся, чтобы выложить перед домом разноцветную красивую дорожку. /дети по замыслу самостоятельно строят дом из 7 палочек, контролирую творческий процесс, помогаю тем детям, которым необходима помощь взрослого/ Воспитатель: Все молодцы, быстро справились с заданием! Давайте, сейчас выложим цветную дорожку перед домом. И будем мы её выкладывать, начиная от чёрной палочки-фундамента дома по убыванию (воспитатель ещё раз уточняет с детьми). От самой длинной палочки, какой? (чёрной), к самой короткой палочке, какой? (белой) /дети выкладывают цветную дорожку по принципу сериации от длинной палочки к самой короткой/ Воспитатель: (хвалит каждого ребёнка от лица зайчика) Какие вы ребята молодцы, какой красивый дом получился у Сони, как быстро построил дом Стёпа, как аккуратно и правильно выложила дорожку Алиса и т.д. Воспитатель: Вы все такие молодцы, а нам пора спешить, дальше. Давайте пройдём на волшебную «полянку» (ковёр) и закроем глазки. (дети встают вместе с воспитателем на ковёр, закрывают глаза, звучит волшебная музыка) Раз, два, три волшебная палочка в следующую сказку нас унеси! (музыка стихает, /Звучит аудио-запись «Вой волка»/ воспитатель обращает внимание детей сугроб сделанный из белой ткани) Воспитатель (от лица волка): У-у-у-,ой бедный, я несчастный. Воспитатель: Здравствуй , волк? Что у тебя случилось? Что ты так воешь? Воспитатель (от лица волка): Обманула меня лиса. Сказала опустить в прорубь реки хвост и приговаривать: «Ловись рыбка и большая и маленькая». Всю ночь так просидел , пока утром люди на реку не пришли за водой, еле-еле вырвался из ледяного плена. Рыбу не поймал, да и хвост свой чуть не потерял у-у-у-у, бедный я, несчастный. Воспитатель: Ребята, в какой мы сказке очутились? Дети: Лисичка - сестричка и серый волк. Воспитатель: Сделаем доброе дело? Поможем волку наловить рыбу? Дети: (отвечают) Поможем! Воспитатель: Где наши цветные палочки-помощницы? Превратим-ка их с помощью волшебной палочки в удочки! Раз, два, три, палочки цветные в удочки, пожалуйста, преврати! Воспитатель: Удочки наши не простые, цветные и каждая удочка-палочка соответствует определённому числу. Нужно поймать рыбку с той цифрой, которая соответствует числу удочки-палочки. /наблюдение за детьми, оказание помощи тем, кто в ней нуждается/ Воспитатель: Давайте, проверим правильно ли наловили рыбу на другом берегу (дети меняются местами и проверяют задание своего соседа). Давайте все вместе проверим, правильно ли мы выполнили задание и сколько рыбок поймал каждый из вас для волка. (воспитатель показывает палочку-удочку, а дети поднимают рыбку с цифрой соответствующей числу данной палочки-удочки) Воспитатель(от лица волка): Спасибо вам, ребята, что помогли наловить мне рыбы, теперь голодным я точно не останусь! Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пройдём на волшебную «полянку» (ковёр) и снова закроем глазки. /дети встают вместе с воспитателем на ковёр, закрывают глаза, звучит волшебная музыка, воспитатель в это время снимает накидку и колпачок/ Раз, два, три волшебная палочка в детский сад нас унеси и в ребят преврати! /музыка стихает, дети открывают глаза/ Воспитатель: (рефлексия) Вот мы и в детском саду. Вы все большие молодцы, сделали много добрых дел. Вам понравилось совершать добрые дела? - В какой сказке мы сначала с вами оказались и кому первому помогли? Дети:(отвечают) В сказке «Волк и семеро козлят». Нашли козлёночка - ребёночка. Помогли маме – козе. Воспитатель: С каким числом и цифрой мы познакомились в этой сказке? Дети: С числом и цифрой 7. Воспитатель: Дорогие ребята, за вашу помощь, доброту, отзывчивость, смекалку, герои сказок, которым вы сегодня помогли, дарят вам сказку «Белоснежка и семь гномов»
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».