Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870073
Конспект занятия «Добрые волшебники»
Содержание - Дошкольное образование
29.10.2021 08:29

Маслова Светлана Александровна, воспитатель ДОУ, МБДОУ Игринский детский сад №6, п.Игра, Игринского района, Удмуртской Республики. 
Конспект занятия предназначен для воспитателей. Рассчитан на детей среднего возраста д/с (4-5 лет). Проводится как открытое мероприятие.

 


 

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) в средней группе «Добрые волшебники»

 

Цель: формирование элементарных математических представлений с использованием развивающей игры «Палочки Кюизенера», знакомство с числом и цифрой 7.

 

Задачи:

Обучающие:

1)Создать положительный эмоциональный контакт с детьми, добрую атмосферу на предстоящую деятельность.

2)Познакомить детей с числом и цифрой 7, формировать представление об образовании последующего числа (7) путём прибавления единицы.

3)Формировать умение детей соотносить цифру с количеством, упражнять в прямом количественном счёте и отсчёте предметов до 7, сериации предметов.

4)Закреплять знания детей о прочитанных русских народных сказках и их героев, формировать умение угадывать художественные произведения по картинке с изображением главных героев той или иной сказки, а также с помощью слухового восприятия отрывков из текста художественного произведения.

Развивающие:

1)Способствовать гармоничному развитию психических процессов (внимание, память, речь, воображение), начал логического мышления с использованием игры «Палочки Кюизенера».

2)Развивать мыслительную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.

3)Способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации.

Воспитательные:

1)Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь.

2)Воспитывать интерес к математике, умение сообща решать одну и ту же задачу.                                                                                                                                                                                        

3)Способствовать развитию интегративных качеств таких как: «любознательный, активный», «эмоционально-отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «овладевший необходимыми умениями и навыками».

Предварительная работа:

1)Дидактические игры с цифрами: «Домик для божьей коровки», «Математическое лото» (соотношение цифр с количеством)

2)Игры с палочками Кюизенера

3)Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Лисичка - сестричка и серый волк».

Методы и приёмы:

1. Игровой (путешествие по сказкам с использованием «волшебной палочки» и разноцветных палочек - помощниц «Палочки Кюизенера» – для выполнения заданий).

2. Наглядно-демонстрационный (театр по сказкам).

3. Словесный (вопросы к детям, мотивация детей к выполнению заданий от лица персонажей , словесное поощрение детей от лица персонажей сказок и воспитателя).

4. Практический (выполнение действий с предметами «Палочки Кюизенера» при решении проблемных задач)

Приёмы - вводная беседа, пояснения, указания, показ, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ занятия.

Материал и оборудование:

1.Магнитофон.

2. Аудиозапись – «Волшебная музыка», «Блеяние козы», «Плач зайца», «Вой волка».

3. Плоскостной театр по сказке «Волк и семеро козлят».

4. Макет к сказке «Заюшкина избушка».

4. Мягкая игрушка волка, би-ба-бо коза, заяц.

5. «Волшебная палочка».

6. Развивающая игра ««Палочки Кюизенера» - на каждого ребёнка.

7. Цифра – 7.

8.Плоскостные рыбки с изображением цифр от 1до 7 – на каждого ребёнка.

9.Фланелеграф.

10. Волшебная накидка и колпачок.

Ход НОД

(Хороводная игра)

Воспитатель: (обращает внимание детей на гостей, которые пришли к ним в группу, предлагает поздороваться) Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свою улыбку!

Дети: Доброе утро! (Здравствуйте!)

Воспитатель: Наши гости тоже улыбнулись нам в ответ, значит они какие?

Дети: (отвечают) Добрые, весёлые…

Воспитатель: А как вы думаете какое у них настроение?

Дети: (отвечают) Хорошее, радостное….

Воспитатель: А у вас, ребята, какое сегодня настроение?

Дети: (отвечают) Хорошее, отличное!

Воспитатель: Я очень рада, что вы и наши гости сегодня с отличным настроением и желаю всем хорошего дня!

Ребята, а вы любите сказки?

Дети: (отвечают) Да, любим!

Воспитатель: А почему вы их любите? Что вам нравится (есть) в сказках?

Дети: (отвечают) В сказках бывают чудеса, есть волшебство, волшебники, в них всегда добро побеждает зло…. (и т.д.)

Воспитатель: А вы хотите стать добрыми волшебниками и очутиться в сказке, чтобы помочь тем, кто нуждается в помощи?

Дети: (отвечают) Да, хотим!

Воспитатель: Тогда давайте подумаем с помощью какого предмета мы сможем превратиться в добрых волшебников и очутиться в сказке?

Дети: (высказывают свои предположения)…..с помощью волшебной палочки!

Воспитатель: Правильно, умнички! (незаметно достаёт «волшебную палочку» и показывает детям) Вот же она, самая настоящая, волшебная палочка! Ребята, а хотите, я вам раскрою один секрет, у этой волшебной палочки есть палочки-помощницы, они такие же волшебные и помогут нам стать добрыми волшебниками и очутиться в сказке (достаю коробку с палочками Кюизенера и показываю детям). Ребята, вы их узнали?

Дети: Да, это разноцветные палочки Кюизенера!

Воспитатель: Давайте сейчас закроем глазки, чтобы очутиться в сказке уже не ребятами, а добрыми волшебниками!

Раз, два, три волшебная палочка,

Ребяток в добрых волшебников преврати и в сказку унеси.

/Звучит волшебная музыка. Дети закрывают глаза. В это время одеваю себе на плечи накидку, колпачок и превращаюсь в волшебницу/

Воспитатель: (когда музыка стихает) Ребята, посмотрите, волшебство свершилось! Я стала настоящей волшебницей, а вы маленькими добрыми волшебниками (девочки волшебницы феи, а мальчики добрыми волшебниками), подойдите ко мне ближе, я вас всех сейчас обниму и наделю волшебной, доброй силой (воспитатель обнимает детей)

/Звучит аудио-запись «Блеяние козы»/

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто это?

Дети (высказывают свои предположения)

Воспитатель: Правильно, это голос козы, что-то её очень растревожило и взволновало. Вы не догадываетесь в какую мы сказку попали?

Дети: (отвечают) Волк и семеро козлят.

Воспитатель: (приглашает детей подойти к фланелеграфу на котором расположена плоскостная сказка «Волк и семеро козлят» - коза и 6 козлят) Ребята, давайте поздороваемся с козой и спросим что случилось?

Дети: Здравствуй коза, что ты так громко кричала, что у тебя случилось?

Воспитатель (от лица козы): Играли мои детки-козлятки в прятки и потерялся один мой козлёночек-ребёночек. Помогите мне, пожалуйста, его отыскать.

Воспитатель: Поможем отыскать козлёночка? Мы же с вами добрые волшебники!

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: Давайте сядем поудобнее на «полянку» (ковёр) и хорошо подумаем, действительно ли один козлёнок потерялся? (воспитатель задаёт детям вопросы, на которые они должны ответить)

- Сколько всего козлят было у мамы-козы?

Дети: 7 козлят

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько их в избушке? 6

/Дети вместе с воспитателем вслух считают козлят на фланелеграфе/

- Сколько козлят потерялось?

Дети: Один.

Воспитатель: Молодцы, действительно, одного козлёнка не хватает. Где же он может быть? Вспомните, куда в сказке спрятался козлёнок от волка?

Дети: За печку! (в печку)

Воспитатель: Давайте проверим, может и сейчас он туда спрятался? (заглядывает за печку и достаёт козлёнка) Нашёлся! Посчитаем снова козлят? (вместе с детьми считают до 7, пересчитывая козлят на фланелеграфе)

- Как получилось, что козлят стало семь?

Дети (рассуждают) Было шесть козлят, нашли ещё одного, (добавили), поэтому стало 7.

Воспитатель (от лица козы): Спасибо вам нашли моего козлёночка-ребёночка, за ваше доброе дело я дарю вам вот этот волшебный ключик (восп. показывает детям цифру 7)

Воспитатель: Дети, что это такое? Что за ключик?

Дети: (отвечают) Это цифра…7…

Воспитатель: Молодцы, умнички, это цифра 7, которая обозначает количество 7 предметов. А на что ещё похожа цифра семь?

Дети: (отвечают) На клюшку, на косу, которой косят траву, на кочергу…

Воспитатель: Давайте попробуем в воздухе нарисовать рукой эту цифру.

/дети вместе с воспитателем рисуют в воздухе цифру 7, сложив три пальца клювиком, ладошкой, двумя ладошками, носиком./

А где же наши волшебные палочки-помощницы, может быть, они ещё нам что-то расскажут интересное про число и цифру 7?!

Воспитатель: В нашей игре «Палочки Кюизенера», в которую мы с вами очень любим играть, число 7 обозначено палочкой чёрного цвета. Покажите её! (Дети находят палочку и показывают) А число 6, какой палочкой обозначено? Фиолетового

- Как вы думаете, какое число больше 6 или 7?

- Как с помощью этих цветных палочек можно это проверить?

Дети (высказывают свои предположения) Нужно палочку фиолетового цвета, которая обозначает число 6 сравнить по длине с палочкой чёрного цвета, которая обозначает число 7.

Воспитатель: Умнички!

/ дети методом наложения сравнивают по длине палочки и сравнивают числа/

Воспитатель: Действительно, число 7 больше 6 на одну единичку (показывает белую палочку – единичку).

Вы большие молодцы, а нам пора спешить, в другие сказки, где кому-то очень нужна наша помощь.

Давайте пройдём на волшебную «полянку» (ковёр) и закроем глазки.

(дети встают вместе с воспитателем на ковёр, закрывают глаза, звучит волшебная музыка)

Раз, два, три волшебная палочка в следующую сказку нас унеси!

(музыка стихает, /Звучит аудио-запись «Плач зайца»/

воспитатель обращает внимание детей макет сказки «Заюшкина избушка»)

Воспитатель: Ребята, кто это плачет? В какую сказку мы попали?

Дети: (рассуждают) Это плачет зайка, мы попали в сказку «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Вы правы, мы попали в сказку «Заюшкина избушка». Здравствуй зайка, почему ты плачешь?

Воспитатель (от лица зайца): Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала.

Воспитатель: Ребята, вам жалко зайчика?

Дети:(отвечают)

Воспитатель: Нужно обязательно ему помочь в этой беде, давайте подумаем, что мы сможем сделать в этой ситуации.

Дети: (высказывают свои предположения) прогнать лису, напугать её, чтобы она убежала и т.д. (если дети не предложили построить зайчику дом, подвести их к идее построить для зайчика новый дом)

Воспитатель: Ребята, даже если мы прогоним лису, то она останется без дома, где она будет жить, разве вам не жалко её?

Дети: (высказывают своё мнение)

Воспитатель: А давайте для зайчика мы построим новый, красивый дом! У нас есть цветные палочки и мы настоящие добрые волшебники! Вы согласны?

Дети: (отвечают) Да, согласны!

Воспитатель: А чтобы дом получился красивым, крепким, надёжным, нам нужно размять (подготовить) наши пальчики.

/проводится пальчиковая гимнастика «Дом»/

 Целый день тук да тук — раздается звонкий стук.

(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(стучать кулаком о кулак)

Зайцу строить дом хотят.

(пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(сжимать-разжимать пальцы)

Как мы славно заживем.

(вращать кисти рук)

Воспитатель: У всех пальчики готовы к работе?

Дети: (отвечают) Да, готовы!

Воспитатель: Тогда вперёд в нашу творческую -волшебную мастерскую.

/Дети проходят к столам, где на каждого ребёнка в коробочках лежат палочки Кюизенера/

Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких палочек у вас больше?

Дети: (отвечают) Больше палочек чёрного цвета.

Воспитатель: Вспомните, какое число обозначают палочки чёрного цвета?

Дети: Число 7.

Воспитатель: Отсчитайте каждый 7 палочек чёрного цвета?

Дети: (отсчитают и вслух проговаривают)

Воспитатель: Вы согласны построить дом из 7 чёрных палочек?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Это будет самый настоящий крепкий дом! А остальные цветные палочки нам пригодятся, чтобы выложить перед домом разноцветную красивую дорожку.

/дети по замыслу самостоятельно строят дом из 7 палочек, контролирую творческий процесс, помогаю тем детям, которым необходима помощь взрослого/

Воспитатель: Все молодцы, быстро справились с заданием! Давайте, сейчас выложим цветную дорожку перед домом. И будем мы её выкладывать, начиная от чёрной палочки-фундамента дома по убыванию (воспитатель ещё раз уточняет с детьми). От самой длинной палочки, какой? (чёрной), к самой короткой палочке, какой? (белой)

/дети выкладывают цветную дорожку по принципу сериации от длинной палочки к самой короткой/

Воспитатель: (хвалит каждого ребёнка от лица зайчика) Какие вы ребята молодцы, какой красивый дом получился у Сони, как быстро построил дом Стёпа, как аккуратно и правильно выложила дорожку Алиса и т.д.

Воспитатель: Вы все такие молодцы, а нам пора спешить, дальше. Давайте пройдём на волшебную «полянку» (ковёр) и закроем глазки.

(дети встают вместе с воспитателем на ковёр, закрывают глаза, звучит волшебная музыка)

Раз, два, три волшебная палочка в следующую сказку нас унеси!

(музыка стихает, /Звучит аудио-запись «Вой волка»/

воспитатель обращает внимание детей сугроб сделанный из белой ткани)

Воспитатель (от лица волка): У-у-у-,ой бедный, я несчастный.

Воспитатель: Здравствуй , волк? Что у тебя случилось? Что ты так воешь?

Воспитатель (от лица волка): Обманула меня лиса. Сказала опустить в прорубь реки хвост и приговаривать: «Ловись рыбка и большая и маленькая». Всю ночь так просидел , пока утром люди на реку не пришли за водой, еле-еле вырвался из ледяного плена. Рыбу не поймал, да и хвост свой чуть не потерял у-у-у-у, бедный я, несчастный.

Воспитатель: Ребята, в какой мы сказке очутились?

Дети: Лисичка - сестричка и серый волк.

Воспитатель: Сделаем доброе дело? Поможем волку наловить рыбу?

Дети: (отвечают) Поможем!

Воспитатель: Где наши цветные палочки-помощницы? Превратим-ка их с помощью волшебной палочки в удочки! Раз, два, три, палочки цветные в удочки, пожалуйста, преврати!

Воспитатель: Удочки наши не простые, цветные и каждая удочка-палочка соответствует определённому числу. Нужно поймать рыбку с той цифрой, которая соответствует числу удочки-палочки.

/наблюдение за детьми, оказание помощи тем, кто в ней нуждается/

Воспитатель: Давайте, проверим правильно ли наловили рыбу на другом берегу (дети меняются местами и проверяют задание своего соседа).

Давайте все вместе проверим, правильно ли мы выполнили задание и сколько рыбок поймал каждый из вас для волка.

(воспитатель показывает палочку-удочку, а дети поднимают рыбку с цифрой соответствующей числу данной палочки-удочки)

Воспитатель(от лица волка): Спасибо вам, ребята, что помогли наловить мне рыбы, теперь голодным я точно не останусь!

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пройдём на волшебную «полянку» (ковёр) и снова закроем глазки.

/дети встают вместе с воспитателем на ковёр, закрывают глаза, звучит волшебная музыка, воспитатель в это время снимает накидку и колпачок/

Раз, два, три волшебная палочка в детский сад нас унеси и в ребят преврати!

/музыка стихает, дети открывают глаза/

Воспитатель: (рефлексия) Вот мы и в детском саду. Вы все большие молодцы, сделали много добрых дел. Вам понравилось совершать добрые дела?

- В какой сказке мы сначала с вами оказались и кому первому помогли?

Дети:(отвечают) В сказке «Волк и семеро козлят». Нашли козлёночка - ребёночка. Помогли маме – козе.

Воспитатель: С каким числом и цифрой мы познакомились в этой сказке?

Дети: С числом и цифрой 7.

Воспитатель: Дорогие ребята, за вашу помощь, доброту, отзывчивость, смекалку, герои сказок, которым вы сегодня помогли, дарят вам сказку «Белоснежка и семь гномов»

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР