Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869219
Конспект занятия "Дифференцированный подход к применению различных методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста на развитие концентрации и распределения внимания с использованием элементов нейропсихологических упражнений"
Содержание - Дошкольное образование
22.11.2021 08:20

Шишманова Юлия Андреевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №34 «Планета детства» г. Георгиевск» Ставропольский край. 
Применение в работе элементов нейропсихологических упражнений с учётом анализа контингента детей в ДОУ. 

 


 

Дифференцированный подход к применению различных методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста на развитие концентрации и распределения внимания с использованием элементов нейропсихологических упражнений

 

Контингент: дети с сформированной, с несформированной или слабыми нейродинамическими, кинестетическими, пространственными, соматическими факторами, посещающие общеразвивающую группу и группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Форма организации: индивидуальная

Цель: сопровождение воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной и адаптированной программы в целях формирования и развития нейропсихологического пространства.

Задачи:

восстановление процессов нервной деятельности;

формирование произвольного компонента деятельности (произвольной регуляции);

улучшение интеллектуальных способностей.

Материалы, оборудование:

«Кубик эмоций»;

карточки с изображены действия;

дидактическая игра «Расставь на полку»;

блоки «Дьенеша»;

картотека графомоторных дорожек;

аудиозапись спокойной музыки.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках, педагог-психолог заходит в группу и садится рядом.

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята.

Дети: здравствуйте.

Ритуал приветствия. Педагог-психолог: «Я передаю тебе этот «Кубик эмоций», потому что ты сегодня в хорошем настроении». Далее дети передают кубик по цепочке, влево (по часовой стрелке). Передавая кубик важно посмотреть в глаза тому, кто рядом, улыбнуться и произнести фразу: «Я передаю тебе этот кубик, потому что …» (по 1 разу по часовой стрелке и против часовой).

Основная часть.

Педагог-психолог: я сегодня для Вас подготовила несколько интересных и занимательных игр. Вам интересно узнать какие они?

Дети: да, интересно.

Педагог-психолог: у меня есть три карточки. На них изображены действия, которые Вам необходимо будет повторить обеими руками одновременно, как будто Вы смотрите в зеркало. На первой изображен жест «класс», на второй карточке изображен жест «заяц» и на третьей «ОК».

1. Кинезиологическое упражнение «Зеркало».

Цель: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. 

Оборудование: карточки со схематичными изображениями «зайца», «класс» и «ОК».

Описание: показывать детям схематичную карточку «зайца», «класс» и «ОК»; одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Педагог-психолог: у Вас отлично получается. Вам интересно, какую следующую игру я подготовила.

Дети: да, интересно.

Педагог-психолог: у Вас на столе лежат конверты. Вам интересно, что в них?

Дети: да, интересно.

Педагог-психолог: (таинственным голосом) тогда открывайте их. Это полка. На неё необходимо расставить предметы. У каждого предмета своё место. Слушайте внимательно, правой рукой мяч поставьте на полку под медведем, левой рукой куклу поставь в нижний левый угол, правой рукой на полку поставьте над куклой чайник и т.д...

2. Упражнение на ориентацию в пространстве «Расставь предметы на полку»

Цель: продолжать формировать у детей ориентировку в пространстве

Задачи: учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой или левой руками.

Оборудование: конверт, карточка с изображением полки, карточки с изображением бытовых предметов.

Описание: детям предлагается на полке расставить предметы по ориентирам педагога-психолога.

Дети: (выполняют упражнение)

Педагог-психолог: Превосходно выполнено! Вам интересно какая следующая игра.

Дети: да.

Педагог-психолог: Я Вам сейчас про неё расскажу, если хотите, то мы можем в неё вместе поиграть. Многие дети с удовольствием играют с роботом. Предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Робот». Что Вы знаете про роботов?

Дети: ответы детей

Педагог-психолог: согласна с Вами, робот выполняет определённые команды. Предлагаю Вам сейчас превратиться в роботов, а я буду пультом управлением и говорить Вам команды для выполнения. Внимание, включаю роботов (берет пульт и включает) …… Вы теперь роботы! (громко и чётко). Слушаем команду пульта управления (педагог-психолог даёт голосовые команды.

3. Упражнение «Робот»

Цель: последовательность выполнения действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками

Задачи: развивать умственную и физическому активность с использованием нейропсихологических технологий; содействовать компенсации эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста – контроль эмоций через контроль тела.

Оборудование: пульт

Описание: Ребенок становится роботом и выполняет заданные ему команды. Специалист подает команду левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо и так далее». Все команды должны задаваться постепенно, чтобы ребенок не запутался и не стал нервничать, очень важно, чтобы ребенок усвоил успех выполнения команд.

Дети: выполняют задание

Педагог-психолог: пульт управления отключен, алгоритм выполнен. Хотите продолжить наши игры?

Дети: да

Педагог-психолог: Предлагаю Вам знакомую игру «Активити», но я её немного сделала сложнее (предлагает игру с блоками Дьенеша). Предлагаю Вам сесть поближе ко мне. Перед Вами три поля и наши кубики действий. Напоминаю, красный блок обозначает действие «удар кулаком», синий блок «хлопок в ладоши», желтый «удар ладонями по столу». Будьте внимательны (педагог-психолог поочередно раскладывает на трех полях кубики).

4. Упражнение на формирование навыков внимания, обучение произвольной регуляции «Активити»

Цель: упражнять детей в запоминании цепочки действий.

Задачи: сопоставление цвета и действий

Оборудование: блоки с подсказкой действий

Описание: детям поочередно на трех полях выкладываются блоки трех цветов (с подсказкой с обратной стороны), красный блок обозначает действие «удар кулаком», синий блок «хлопок в ладоши», желтый «удар ладонями по столу». Если ребёнок сомневается специалист дает ему подсказку перевернув блок ребёнку.

Дети: выполняют задание

Педагог-психолог: Вы справились отлично, считаю, что Вы преодолели новую высоту. У меня есть ещё одна игра для Вас вот в этих конвертах, если Вам интересно мы можем в неё поиграть вместе (открывают конверт и достают карточки «Лабиринт»)

5. Упражнение на формирование зрительно-пространственных и квазипространственных навыков «Лабиринт»

Цель: развитие внимания, умения ориентироваться на листе бумаги.

Задачи: способствовать развитию внимания, пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности.

Оборудование: карточки с изображением лабиринтов для работы двумя руками.

Описание: педагог-психолог раздает карточки с изображением лабиринтов и предлагает по линиям провести обеими руками синхронно. Играть можно небольшими фигурками, вести пальцами или карандашом.

Дети: выполняют задание

Педагог-психолог: отлично, я знала, что Вы легко справитесь и с этим заданием. Ребята, если хотите Вы можете забрать «Лабиринты» домой и предложить своим родителям поиграть, а завтра мне расскажете сложно ли было Вашим родителям.

Сейчас Вы можете взять кубики и выбрать на нем то задание, которое Вам понравилось и поставить его на желтое поле, а на зеленое поле предлагаю поставить кубик с изображением той игры в которую Вы хотели бы сыграть ещё раз. На красное поле Вы можете поставить ту игру, которая Вам показалась не интересной.

Ритуальное прощание. «Всем-всем спасибо!».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР