Содержание - Дошкольное образование |
22.11.2021 08:20 |
Шишманова Юлия Андреевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №34 «Планета детства» г. Георгиевск» Ставропольский край.
Дифференцированный подход к применению различных методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста на развитие концентрации и распределения внимания с использованием элементов нейропсихологических упражнений
Контингент: дети с сформированной, с несформированной или слабыми нейродинамическими, кинестетическими, пространственными, соматическими факторами, посещающие общеразвивающую группу и группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Форма организации: индивидуальная Цель: сопровождение воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной и адаптированной программы в целях формирования и развития нейропсихологического пространства. Задачи: восстановление процессов нервной деятельности; формирование произвольного компонента деятельности (произвольной регуляции); улучшение интеллектуальных способностей. Материалы, оборудование: «Кубик эмоций»; карточки с изображены действия; дидактическая игра «Расставь на полку»; блоки «Дьенеша»; картотека графомоторных дорожек; аудиозапись спокойной музыки. Ход НОД: Дети сидят на стульчиках, педагог-психолог заходит в группу и садится рядом. Педагог-психолог: Здравствуйте ребята. Дети: здравствуйте. Ритуал приветствия. Педагог-психолог: «Я передаю тебе этот «Кубик эмоций», потому что ты сегодня в хорошем настроении». Далее дети передают кубик по цепочке, влево (по часовой стрелке). Передавая кубик важно посмотреть в глаза тому, кто рядом, улыбнуться и произнести фразу: «Я передаю тебе этот кубик, потому что …» (по 1 разу по часовой стрелке и против часовой). Основная часть. Педагог-психолог: я сегодня для Вас подготовила несколько интересных и занимательных игр. Вам интересно узнать какие они? Дети: да, интересно. Педагог-психолог: у меня есть три карточки. На них изображены действия, которые Вам необходимо будет повторить обеими руками одновременно, как будто Вы смотрите в зеркало. На первой изображен жест «класс», на второй карточке изображен жест «заяц» и на третьей «ОК». 1. Кинезиологическое упражнение «Зеркало». Цель: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Задачи: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. Оборудование: карточки со схематичными изображениями «зайца», «класс» и «ОК». Описание: показывать детям схематичную карточку «зайца», «класс» и «ОК»; одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость. Педагог-психолог: у Вас отлично получается. Вам интересно, какую следующую игру я подготовила. Дети: да, интересно. Педагог-психолог: у Вас на столе лежат конверты. Вам интересно, что в них? Дети: да, интересно. Педагог-психолог: (таинственным голосом) тогда открывайте их. Это полка. На неё необходимо расставить предметы. У каждого предмета своё место. Слушайте внимательно, правой рукой мяч поставьте на полку под медведем, левой рукой куклу поставь в нижний левый угол, правой рукой на полку поставьте над куклой чайник и т.д... 2. Упражнение на ориентацию в пространстве «Расставь предметы на полку» Цель: продолжать формировать у детей ориентировку в пространстве Задачи: учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой или левой руками. Оборудование: конверт, карточка с изображением полки, карточки с изображением бытовых предметов. Описание: детям предлагается на полке расставить предметы по ориентирам педагога-психолога. Дети: (выполняют упражнение) Педагог-психолог: Превосходно выполнено! Вам интересно какая следующая игра. Дети: да. Педагог-психолог: Я Вам сейчас про неё расскажу, если хотите, то мы можем в неё вместе поиграть. Многие дети с удовольствием играют с роботом. Предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Робот». Что Вы знаете про роботов? Дети: ответы детей Педагог-психолог: согласна с Вами, робот выполняет определённые команды. Предлагаю Вам сейчас превратиться в роботов, а я буду пультом управлением и говорить Вам команды для выполнения. Внимание, включаю роботов (берет пульт и включает) …… Вы теперь роботы! (громко и чётко). Слушаем команду пульта управления (педагог-психолог даёт голосовые команды. 3. Упражнение «Робот» Цель: последовательность выполнения действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками Задачи: развивать умственную и физическому активность с использованием нейропсихологических технологий; содействовать компенсации эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста – контроль эмоций через контроль тела. Оборудование: пульт Описание: Ребенок становится роботом и выполняет заданные ему команды. Специалист подает команду левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо и так далее». Все команды должны задаваться постепенно, чтобы ребенок не запутался и не стал нервничать, очень важно, чтобы ребенок усвоил успех выполнения команд. Дети: выполняют задание Педагог-психолог: пульт управления отключен, алгоритм выполнен. Хотите продолжить наши игры? Дети: да Педагог-психолог: Предлагаю Вам знакомую игру «Активити», но я её немного сделала сложнее (предлагает игру с блоками Дьенеша). Предлагаю Вам сесть поближе ко мне. Перед Вами три поля и наши кубики действий. Напоминаю, красный блок обозначает действие «удар кулаком», синий блок «хлопок в ладоши», желтый «удар ладонями по столу». Будьте внимательны (педагог-психолог поочередно раскладывает на трех полях кубики). 4. Упражнение на формирование навыков внимания, обучение произвольной регуляции «Активити» Цель: упражнять детей в запоминании цепочки действий. Задачи: сопоставление цвета и действий Оборудование: блоки с подсказкой действий Описание: детям поочередно на трех полях выкладываются блоки трех цветов (с подсказкой с обратной стороны), красный блок обозначает действие «удар кулаком», синий блок «хлопок в ладоши», желтый «удар ладонями по столу». Если ребёнок сомневается специалист дает ему подсказку перевернув блок ребёнку. Дети: выполняют задание Педагог-психолог: Вы справились отлично, считаю, что Вы преодолели новую высоту. У меня есть ещё одна игра для Вас вот в этих конвертах, если Вам интересно мы можем в неё поиграть вместе (открывают конверт и достают карточки «Лабиринт») 5. Упражнение на формирование зрительно-пространственных и квазипространственных навыков «Лабиринт» Цель: развитие внимания, умения ориентироваться на листе бумаги. Задачи: способствовать развитию внимания, пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности. Оборудование: карточки с изображением лабиринтов для работы двумя руками. Описание: педагог-психолог раздает карточки с изображением лабиринтов и предлагает по линиям провести обеими руками синхронно. Играть можно небольшими фигурками, вести пальцами или карандашом. Дети: выполняют задание Педагог-психолог: отлично, я знала, что Вы легко справитесь и с этим заданием. Ребята, если хотите Вы можете забрать «Лабиринты» домой и предложить своим родителям поиграть, а завтра мне расскажете сложно ли было Вашим родителям. Сейчас Вы можете взять кубики и выбрать на нем то задание, которое Вам понравилось и поставить его на желтое поле, а на зеленое поле предлагаю поставить кубик с изображением той игры в которую Вы хотели бы сыграть ещё раз. На красное поле Вы можете поставить ту игру, которая Вам показалась не интересной. Ритуальное прощание. «Всем-всем спасибо!». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».