Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6405330
Обобщенный опыт работы «Экологическое воспитание старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность»
Содержание - Дошкольное образование
29.11.2021 06:35

Каштанова Татьяна Вячеславовна, воспитатель, МДОУ «Детский сад№32 «Карамелька» г. Георгиевска», Ставропольский край. 
Для воспитателей старших групп.

 


«Экологическое воспитание старших дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности, так как в последние десятилетия нанесён великий урон живой природе. Уйти от этой проблемы некуда, но можно пытаться её решать.

Вот и сбывается пророчество Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь нас: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит».

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Необходимо воспитывать в детях заботу о родной природе. Именно в детях, начиная с дошкольного возраста, потому что стоит им немного повзрослеть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Чарльз Дарвин, - утрата этих вкусов равносильно утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.

Экологическому воспитанию всегда уделялось и уделяется большое внимание. В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский и другие педагоги считали, что заложить в душу человека любовь к природе, ко всему окружающему необходимо еще с дошкольного возраста.

Ознакомление с окружающей действительностью происходит у детей, прежде всего, через практическую деятельность, через приобретение своего личного, эмоционального опыта, от конкретного к абстрактному, от частного к общему, от сенсорно-чувственного восприятия к осмыслению. При освоении окружающей действительности ребенок обогащается впечатлениями и, благодаря интеграции подаче любого материала, отрабатывает свое видение, свое восприятие и осмысление предметов и явлений.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения в мире – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлено биологически. Ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и стремление к саморазвитию.

По мнению академика Н.Н. Подьякова, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Наблюдая за поведением, за беседами в процессе обучения детей, я обнаружила трудности в общем понимании - «природа», что нас окружает разновидности живой и неживой природы. Дети умеют использовать известные способы наблюдения для познания закономерностей природы, но недостаточно владеют общими понятиями и связями.

В ходе проведённого диагностического обследования были получены следующие результаты: 9% - высокий уровень в освоении знаний о природе, 48% - средний, остальные дети имели низкий уровень. Получив низкие результаты знаний детей по данной теме, у меня возникла необходимость заняться более углубленно этой проблемой.

Главной целью моей работы является, развитие у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве, путем экспериментальной деятельности.

Перед собой поставила следующие задачи:

- определить уровень сформированности экологического воспитания и экспериментальной деятельности;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- организовать педагогическую работу по проблеме исследования;

- воспитать охранительно – бережное и действенное отношение к природе как среде обитания и жизни людей.

Задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, дидактических игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений.

Использовала следующие методы:

  • метод педагогического эксперимента;
  • анализ результатов детской деятельности;
  • метод статистической обработки результатов исследования.

На начальном этапе работы я изучила соответствующую литературу: «Я в этом удивительном мире» - программа Е.С.Туренской, О.С.Кирилкиной; «Приобщение ребенка к природе» С.Н.Николаевой; Программа экологического воспитания образования детей «Мы», под редакцией А.И.Герцена, В.В.Смирнова - все эти источники помогли мне при составлении перспективного плана по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментальной деятельности.

Определила направления, помогающие развивать в дошкольниках сочувствие, сопереживания ко всему живому, заботу, преданность, большую любовь – это «Мир вокруг нас», «Панорама добрых дел».

Эти два направления осуществляются путем экспериментальной и практической деятельности.

Следующим этапом работы стало создание обновленной предметно - развивающей среды группы: подобрала необходимую литературу по данной проблеме, игры, пособия, необходимое оборудование для опытов и экспериментов. Таким образом, был оборудован центр «Детской научной лаборатории», где с детьми проводим познавательные занятия, беседы, наблюдения. Это возбуждает у детей интерес и способствует развитию познавательной активности, поддерживает постоянный интерес к экспериментальной деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы исследовательской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Для наиболее лучшего обучения детей природе, я составила картотеку развивающих игр: «Экологические знаки», «Времена года», «Пищевые цепочки», «Что где растет?».

На следующем этапе разработала структуру формирование навыков экспериментирования. В нее включены различные этапы эксперимента, среди которых обязательными являются анализ полученных данных, словесный отчет об увиденном, формировании выводов.

Наряду с этим, совместно с детьми создаем и пополняем сборник рассказов, экологических сказок, небылиц, придуманных с детьми. Завели альбом наблюдений, куда входят зарисовки, выводы. Неоднократно проводили и проводим различные конкурсы: «Что? Где? Когда?», «Удивительное рядом», «Хочу все знать!», «Опыт-это интересно!».

Одними из любимых праздников, которые отмечаются ежегодно и, в которых мы с детьми принимаем участие – «День птиц», «День Земли».

Традиционным стало проведение познавательных занятий с элементами экспериментирования, при общем изучении природы: «Прогулка в парк», «Что нас окружает?», «Поможем воде стать чистой», «Дружба красок» и многие другие.

Дети с удовольствием проводят время на прогулках во время наблюдений, ухаживают, пересаживают растения, общаются с ними: говорят им добрые приятные слова, не ожидая ответа. Растения – не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им нравится, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают и они благодарят активным ростом. Традиционным стал опыт посадки зеленого лука, где ребята с момента посадки прослеживают его рост и зарисовывают в дневник наблюдений.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, открытиям и стремлению узнать новое.

Родители принимают активное участие в организации и приобретении оборудования и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.

Традицией стали совместные экологические акции «Посади дерево», «Каждой пичужке по кормушке», экскурсии и прогулки в природу, где дети показывают свои навыки в экспериментальной деятельности.

Неотъемлемой частью являются выставки поделок из природного материала, изготовленные совместно с родителями, приносящие огромный эмоциональный интерес, желание узнавать и открывать для себя что-то новое.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух важных факторов в жизни ребенка – детского сада и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого отношения к человеческому многообразию.

Занимаясь экологическим воспитанием детей посредством исследовательской деятельности, я обнаружила огромный интерес, необъятное желание детей узнавать новое, познавать все не опознанное, делать выводы и умозаключение.

Изучив и проанализировав различные подходы к решению данной проблемы, я пришла к выводу: главное достоинство метода наблюдения и экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Влияет на обогащение памяти, активизацию мыслительных процессов, возникновение необходимости совершать операции анализа синтеза, сравнения, классификации. Истину гласит древняя китайская пословица:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

На основании всей проделанной работы, провела диагностическое обследование детей и мною были выявлены следующие результаты: что детей с высоким уровнем 31%, со средним 68%, с низким уровнем 1%.

Сравнительный анализ диагностического обследования показал следующее: что высокий уровень повысился на 22% , средний уровень на 20%, а детей с низким уровнем стало на 42% меньше.

Я добилась решения своих целей и задач:

- способствовала расширению и углублению представлений детей о природе;

- развила у детей соответствующие содержанию знания и речевые умения;

- помогла детям освоить навыки и умения по уходу за животным и растительным миром;

- воспитала у детей элементы экологического сознания.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: экологическое воспитание – это не только воспитание любви к природе, ее понимание, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя...