Конспект НОД по познавательному развитию, математическое развитие «Путешествие в страну математики» |
Содержание - Дошкольное образование |
15.12.2021 11:42 |
Карлова Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 32 «Карамелька» г.Георгиевска» Ставропольский край.
НОД по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики».
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие Используемые технологии: ИКТ, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ. Программное содержание: Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формирование умение радоваться, достигая цели. Задачи: Познавательное развитие: - закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции. - закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня. - закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между, в); развивать ловкость, быстроту реакции. - закрепить обратный счет в пределах 10; - умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа; - уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; - закрепить умение ориентироваться в пространстве; - закреплять знания названий дней недели, их последовательность; - упражнять в порядковом счете. -развивать логическое мышление, внимание, память. Речевое развитие: - Развивать речевую активность детей. - Активизировать словарный запас. Социально-комуникативное развитие: - Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий. - Способствовать развитию саморегуляции поведения, умению выполнять задания согласно инструкции, четко следовать правилам. - Воспитывать умения обдумывать и планировать свои действия.
Материалы и оборудование:
Предварительная работа: - игры с блоками Дьенеша, - игры с палочками Кюизенера, - игры на ориентировку в пространстве.
Планируемые результаты: - владеет порядковым счетом в пределах 10; - воспринимает задание на слух, считает в уме, развивает сообразительность и быстроту реакции. - различает геометрические фигуры по форме, цвету, размеру; - знает названия дней недели, их последовательность. - умеет ориентироваться в пространстве.
Ход НОД:
Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 5, и задания: 1.пустой – на нём дети будут собирать картинку. 2.Блоки Дьенеша на подносе, четыре прозрачные коробки, карточки – обозначения свойств блоков Дьенеша. 3.Палочки Кюизенера (индивидуально на каждого). 4.Д/И: «Живая неделя» - части лежат хаотично, цветной стороной вниз. 5.Резиновый мяч.
Дети играют в группе. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик». Воспитатель: Ребята, вы так замечательно играете, а посмотрите вокруг, ничего не обычного не заметили? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры. Что же нам с этим делать? Дети: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили. (открываю конверт - в нем разрезная картинка и видиописьмо). Воспитатель: Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это видиописьмо пришло к нам. Воспитатель: Все ясно! Это видиописьмо написал нам Профессор-математик!(Слайд 1). На экране появляется Профессор – Математик. Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!(Слайд 2) Воспитатель читает видео письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились за этот год. И я хотел бы вас поздравить с вашими успехами. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. За которое вы получите ключи, которыми сможете открыть сундук с сокровищами.Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями вместе. Вы готовы к путешествию? (ответы детей). Тогда удачи!
Даю вам подсказку: «Кубики лежат в лукошке, А лукошко у окошка». (Дети находят корзину с кубами у окна. На каждом кубике цифры, и соответствующие цифры, заранее расположены по всей группе. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. Воспитатель: Ну что, ребята, прежде, чем начать наше путешествие давайте выложим кубики из корзины и разложим их по порядку.(Дети достают кубики из корзины и раскладывают их по порядку).Давайте их посчитаем.Ребята, как называетсяпервая цифра на кубике? Правильно, эта цифра – 1. Нам цифра подсказывает, что нужно найти конверт с цифрой «1» здесь наше первое испытание. Дети ищут конверт(Воспитатель открывает конверт). Воспитатель:Профессор – математик предлагает вам поиграть в математическую разминку». Математическая разминка. Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: 1. Сколько ушей у двух собак? (4) 2. Сколько дней в неделе? (7) 3. Сколько глаз у светофора? (3) 4. Сколько пальцев на одной руке? (5) 5. Сколько солнышек на небе? (1) 6. Сколько лап у двух котов? (8) 7. Сколько пальцев на двух руках? (10) 8. Сколько в неделе выходных дней? (2) 9. Сколько солнышек на небе ночью? (0) 10. Какое число больше 8, но меньше 10? (После выполнения задания дети получают первый ключ).
Воспитатель:Молодцы! Мы добыли с вами уже один ключ, вперед за следующим! Чтобы его не потерять давайте прикрепим его на доску. Наше путешествие продолжается. Воспитатель: Какая у нас следующая цифра назови ее? Дети: Два.(Показывают кубик с числом «2» и находят соответствующую цифру и конверт). Воспитатель: И теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (Слайд 3). Вот какой красивый замок у Профессора – Математики. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?(Слайд 4). Дети: Прямоугольники, квадраты, круги, треугольники, ромб, трапеция, многоугольники. Воспитатель: А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат наши геометрические фигуры (на столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные геометрические фигуры (блоки Дьенеша). Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? Дети: По форме, по цвету, по размеру и по толщине. Я предлагаю разделиться на подгруппы и разложить эти фигуры по группам.(Дети за столом составляют группы). Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны. Воспитатель: Чтобы получить ключ, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ» Дидактическая игра: «Да-нет-ка» Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных. Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают: - она желтая(синяя, красная) - у нее есть углы (Да) - у нее 3 угла (4 угла) - она маленькая (Нет) - она толстая.(Да)(На экране появляется угаданная фигура).(Слайд 5) Воспитатель:Еще одну загадку попробуйте отгадать. - она синяя (красная, желтая) - у нее есть углы (Нет) - это круг (Да) - он маленький (Нет) - онтолстая.(Да)(Слайд 6).
Воспитатель: Молодцы ребята еще один ключ заработали. Загаданная фигура появляется на экране.(Ключ прикрепляем на доску).
Сейчас мы с вами поиграем. Вышли мышки на зарядку, Рассчитались по-порядку: - Первый. - Второй. - Третий. - Четвёртый. - Пятый. - Шестой. - Седьмой. Разошлись, перемешались И запутались совсем. Надо всех найти их снова По-порядку посчитать. Первый где? А где второй? Третий и четвёртый? Пятый где? А где шестой? А теперь найдём седьмой? Всех собрали, посчитали: - Первый. - Второй. - Третий. - Четвёртый. - Пятый. - Шестой. - Седьмой. До свиданья всем сказали!
Воспитатель: Вы так замечательно играли. Получите награду. Вот вам еще один ключ. Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание! Какая цифра у нас на следующим кубике? Дети: Три. Воспитатель: Где у нас конверт с цифрой три? Ребята, сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера. (Слайд 7). Работа с палочками Кюизенера Воспитатель: И задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой. На экране появляется лесенка. Слайд 5. Работа с палочками Воспитатель: Какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует. Дети: Голубая Воспитатель: Какая палочка по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует. Дети: Красная, четыре. Воспитатель: Какая по счету синяя палочка и т.д. Дети: Девятая Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая палочка? Дети: Пять. Воспитатель: Из каких палочек можно составить жёлтую палочку. Дети: Из пяти белых; - из 1 белой и 1 красной, - из 1 розовой и 1 голубой. - 2 белые и 1 голубая, - 3 белые и 1 розовая. Воспитатель: Вы такие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду! Давайте еще один ключ прикрепим на нашу доску. Нам пора отправляться дальше в путешествие. С какой цифрой у нас следующий кубик? Дети: Четыре. Воспитатель: А теперь мы с вами попадаем в город времени. (Слайд 8) Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей». Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня. Материал: На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующие числа точками. Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели: понедельник – красный – 1точка, вторник – оранжевый – 2 точки, среда – желтый – 3 точки, четверг – зеленый – 4 точки, пятница – голубой – 5 точки, суббота – синий – 6 точки, воскресенье – фиолетовый – 7 точек. Дети берут по одной карточке. Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!» Дети выстраиваются в указанном порядке. Воспитатель: «Назовите свой день недели!» Называют свой день недели. Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); - пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); - воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); - суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)». Воспитатель:Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете свой ключ. Дети: Пять. Воспитатель: А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный. Игра «Что, где?» Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между, в); развивать ловкость, быстроту реакции. Материал: мяч. Ход: игра проходит в кругу с мячом. (Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос). Воспитатель Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе. Молодцы, ребята, за это задание вы получаете еще один ключ. Воспитатель: Вот, мы и собрали все ключи. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их. (Дети вспоминают все задания, которые они выполняли). Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядкунаши ключи и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано на наших ключах - давайте его скорее прочитаем. (дети составляют слово из ключей и получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук). (Слайд 9).
Рефлексия: - Ребята, вам было сегодня интересно? У меня есть еще одна интересная игра «Волшебные очки». Садитесь все по кругу. Мы будем друг другу передавать эти волшебные очки, а вы будите их примерять их и говорить то, что вам понравилось больше всего и во что бы вы хотели поиграть еще раз. - Даша, какое из заданий тебе сегодня понравилось? - Таня, какое задание было самое интересное для тебя? - Вероника, какое задание для тебя сегодня было самое трудное? - Арсен, кому бы ты хотел рассказать про наше путешествие?
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами продолжим играть в игровом уголке. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».