Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868606
Статья «Развитие песенного творчества у детей дошкольного возраста»
Содержание - Дошкольное образование
21.12.2021 08:32

Ерофеевская Светлана Львовна, музыкальный руководитель, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №62 «Аленький цветочек», г. Котлас, Архангельской области. 
Этапы работы по развитию песенного творчества с детьми дошкольного возраста. Статья предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей.

 


 

Развитие песенного творчества у детей дошкольного возраста

Содержание современного образования основано на идее индивидуализации и предполагает создание условий успешности развития каждого ребенка, реализации его способностей и творческого самовыражения в различных видах деятельности. В дошкольном возрасте творчество становится естественным способом существования ребенка и дает прекрасные возможности для всестороннего развития.

Песенное творчество привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, развивает голосовой аппарат, вокально-слуховые навыки и музыкально-слуховые представления.

Цель: активизация музыкальных творческих способностей детей в пении.

Задачи:

- формировать интерес к творческому процессу (песенному творчеству)

- формировать навык элементарной импровизации в пении.

- развивать фантазию, чувство ритма, ладовый, динамический и звуковысотный слух.

- воспитывать коммуникативные навыки, дружелюбие, самостоятельность, умение преодолевать трудности.

Стремления к песенному творчеству проявляются рано, поэтому, уже начиная с младшего дошкольного возраста, начинаем применять ориентировочные упражнения (голосовые подражания животным, характерные интонации героев, комментирование действий под музыку, пропевание имени, слов приветствия).

Результатов в развитии песенного творчества можно добиться при условии развития определенного уровня музыкальности у ребенка. Необходимо развивать все компоненты музыкального слуха. Для этого используем игры и упражнения на развитие дикции (вокализация отдельных звуков, слогов, слов и целых фраз, озвучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковые игры, проговаривание и пропевание скороговорок, пневмопластические упражнения по М.Л. Лазареву). Музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи, поэтому развитие интонационной выразительности начинаем с понятия высота звука, пропевание отдельных звуков и интервалов (использование детских стихов, потешек, проговаривание и пропевание в разных регистрах), пение a capella, показ направления движения мелодии. Целенаправленно изменяя ритм, темп и динамику музыкального отрывка добиваемся осмысленной выразительной интонации (пение с «звучащими жестами», выкладывание на мольберте звуковысотного и ритмического отрывка мелодии, исполнение с контрастным темпом и динамикой, игры с дирижером).

Необходимо познакомить детей с ощущением лада, познакомить с мажором и минором, научить детей самостоятельно находить тонику голосом. Для этого выполнять «опевание» тоники, использовать распевки, основанные на звуках тонического трезвучия.

Важно упражнять детей в извлечении музыкальных звуков отличающиеся друг от друга по высоте, длительности, динамике и т.д., чтобы далее в собственной импровизации он мог самостоятельно комбинировать эти звуки. Необходимо отметить, что успех детского творчества во многом зависит от достаточного оснащения детской деятельности дидактическими пособиями и другими методическими материалами. В совместной деятельности активно используем схемы (птички на проводах, капельки, цветы и т.д.) и модели (лесенка, живые модели), мнемотаблицы (по песням и музыкальным произведениям) мягкие панно («Веселые песенки», «Теремок» и коврики («Музыкально-сенсорный цветок»), музыкальные инструменты и наглядные пособия, атрибуты для театрализованной деятельности.

Перед началом работы над импровизацией необходимо дать детям тоническую настройку. Первый этап – допевание окончания. Для этих заданий подбирать знакомые песни и потешки или просто в пении завершить подражающую звук мелодию (песенка пчелы, летит самолет, песенка капельки). На этом этапе необходимо научить детей попадать в тонику.

Второй этап – импровизация целой фразы. На этом этапе пробуем сочинить фрагмент мелодии. Сочиняем мелодии в жанре польки, марша, вальса, колыбельной. Импровизируем на определенный слог (для детей, испытывающих затруднения) или предлагаем готовый текст. К песенной импровизации на этом этапе также подбираем стихотворения, построенные по принципу «вопрос-ответ» («Зайка, зайка, что ты грустный?», «Где была сегодня, киска?» и т.д.). Чтобы ребенок не повторял мелодию, спетую педагогом или другими детьми, необходимо заканчивать вопрос в доминантной основе. В качестве усложнения на этом этапе выполняем с детьми вопросы и ответы в мажоре и миноре («Про грустное и вкусное» «Добрый и злой волшебник»). При выполнении этих упражнений используем атрибуты для перехода хода (волшебная палочка, корона, игрушка, фонарик и др.), чтобы песенную импровизацию попробовали все дети.

Третий этап требует от детей проявления фантазии в сочинении ответов, потому что им дается задание закончить музыкальную фразу. Дети придумывают не в рифму, а пропевают на заданную тему («Вот пришла зима» - Скоро Новый год, мы в снежки играем, кружатся снежинки и.т.д.). Следующее задание на этом этапе – музыкальные картинки. Ребята придумывают фразы по содержанию картинки на заданный текст. Можно усложнить задание – предложить детям сюжетную картинку и предложить самостоятельно придумать музыкальную фразу.

Четвертый этап предполагает наличие у детей некоторого опыта по сочинению песенок. На этом этапе придумываем песенку на четверостишие или заканчиваем песенку от лица героя. Предлагаем детям придумать на одно и то же стихотворение разную мелодию. Ребята придумывают такие песенки и в процессе музыкально-подвижных игр («Солнышко и тучка», «Домовой», «Воробей» и т.д.).

Все эти игры и упражнения мы используем на занятиях вокальной студии «Капитошка» с детьми 4-7 лет. Результаты диагностики показали, что общий уровень музыкального развития на конец года увеличился с 27% до 71%, что доказывает, что использование системы специальных творческих заданий (упражнения, методы и приемы) позволяет добиться положительных результатов в развитии музыкальной импровизации и песенного творчества.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР