Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385673
Сценарий развлечения «Приключения козы-коляды»
Содержание - Дошкольное образование
21.12.2021 08:53

Сакс Людмила Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 станицы Октябрьской муниципального образования Крыловский район Краснодарский край.
Развивая у детей представления о человеке, в первую очередь обращаются к истории и культуре собственного народа. В современной жизни воспитать в детях преданность и любовь к малой Родине, кубанским обычаям и традициям – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дети как можно раньше должны впитывать культуру своего народа. Данный материал будет полезен для воспитателей и музыкальных работников. Развлечение предназначено для детей 5-6 лет. 

 


 

Развлечение в старшей группе «Приключения козы-коляды»

Цель: Воспитывать любовь и уважение к традициям своего края. Знакомить детей с фольклорными кубанскими праздниками. Развивать творчество и прививать интерес к кубанским обрядовым обычаям.

Задачи: Познакомить детей с колядками, увеличить словарный запас (коляда, колядки, колядовщики). Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и хорошего настроения. Представить фольклор, как явление, сочетающее музыку, действие и тексты. Познакомить с обрядом колядования на Кубани.

Предварительная работа: ознакомительное занятие и беседы на темы: «Рождество», «Святки –колядки». Разучивание святочных песен и колядок с музыкальным руководителем.

Материалы и оборудование: национальные кубанские атрибуты, костюмы и маски колядующим, корзина, рождественская звезда, атрибуты для игр.

Ход:

Дети под музыку входят в зал и внимательно рассматривают обстановку. Зал украшен национальными кубанскими атрибутами.

Ведущий (Хозяюшка): Ребята, посмотрите, как красиво украшен наш зал. И я приглашаю вас принять участие в празднике, посвященном кубанским народным играм.          

Вдруг из-за двери раздаются громкие, спорящие голоса Медведя и Зайца.                    

Медведь: Ты не правильно считаешь, я первый буду козу водить.                                                

Заяц: Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки. Вот давай я теперь посчитаю, и узнаем, кто будет водить козу.                                                                           

Медведь: Нет, правильно я посчитал и козу водить буду я!                                                          

Хозяюшка: Здравствуйте, друзья. О чем вы спорите?                  

Заяц: Мы никак не можем договориться, кто будет первым козу водить.

Хозяюшка: А, это очень просто, только надо знать считалочки. Давайте я вам сейчас помогу.

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Выпадает водить зайцу. Заяц радуется.    

Хозяюшка: Ребята, а вы знаете зачем нам коза?

Дети: Нет.

Хозяюшка: У нас коза непростая. А почему, расскажут нам наши друзья.

Медведь: Есть такая старинная примета, если коза зайдет в дом, то там будет много счастья, веселья и богатства. Коза является символом благополучия.

 

Медведь: Где коза пройдет, там пшеница растет.

Заяц: Где коза хвостом махнет, там и рожь взойдет.        

Хозяюшка: Ну, а где же ваша коза?    

Заяц тянет веревку, а козы там нет: Вот, медведь, это ты виноват, потерял нашу козочку.

Хозяюшка: Ой, ой, как же мы будем теперь идти с ребятами колядовать? Без козы то нельзя!

Заяц расстроился, повесил уши и сел под елочку. Медведь ходит вокруг елки, чешет за ухом и думает.    

Медведь: Хозяюшка, вспомнил! Ведь все на коляду ходят ряженые. Давайте и мы ребят нарядимся. А козой мы нарядим зайчика.    

Хозяюшка: Ну, что, ребята, пора идти колядовать. Куда коза поведет, туда и мы пойдем. Коза, до кого идем?

Заяц: Пойдемте, только сначала отгадайте, до кого.

С ветки на ветку может летать.  

Рыженький хвост никому не поймать.        

Некогда летом в лесу ей играть —     

Надо грибы для зимы собирать. (Белка).

Дети идут вокруг елки под веселую кубанскую музыку, подходят к домику белочки и поют колядку.

Коляда! Коляда! На пороге Рождества!    

Хозяюшка добренька! Пирожка бы сдобненька!  

Ты не режь, не ломай, поскорей подавай

Двоим, троим, мы давно все тут стоим

Под окошечком, да все с лукошечком!

Выходит белка, здоровается и предлагает поиграть в игру.

Игра «Гости у Солохи».

Белочка усаживает в мешки нескольких участников и ставит перед ними задачу: нужно допрыгать до корзинки с угощением. Кто первый выполнит задание, тот победит.

Белочка: Ну что ж, порадовали вы меня ребята. Принимайте угощения.

Белка выносит детям орешки и пирог с ягодами. (дети складывают угощения в мешок)  

Медведь: Побыл заяц козой, а теперь как козу выберем.

Хозяюшка: Это не проблема, мишка, наши дети всегда рассчитываются по народным считалкам. Ты у них спроси, они тебе помогут.

Медведь выбирает водящего.

Ребенок: Я куплю себе дуду и по улице пойду.                

Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.  

Хозяюшка: Вот теперь выпало быть тебе, мишка, козой.    

Медведь: Хорошо. А теперь отгадайте, до кого пойдем водить.            

Эта рыжая плутовка кур ворует очень ловко

Разгребёт из наста корку, за мышами лезет в норку. (Лиса)

Дети идут вокруг елки под веселую кубанскую музыку, подходят к норе лисы и поют колядку.

Мы не сами идем — мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,      

Где коза хвостом, там жито кустом,

Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом. (останавливаются и кричат)

Лиса, открывай.

Колядовщиков принимай.

Выходит лиса, здоровается и дети играют с ней в игру.

Подвижная игра «Хитрая лиса»  

Стоят по кругу шесть стульев (три курочки и два петушка), лиса в кругу. Под музыку дети бегут по кругу. По окончании музыки дети и лиса садятся на стульчики. На чей стул села лиса, тот «кричит» голосом домашней птицы и выходит.

В конце игры лиса дает угощение детям.

Хозяюшка: Посмотрите, ребята, вот и наша коза нашлась. (под елкой коза ест капусту) Хорошо, что коза нашлась! Сейчас я вам загадаю загадку, куда мы теперь с вами пойдем.

Состязаются два брата,

у кого красивей… (хата)

Хозяюшка: Молодцы! А кто в этой хате живет? (Казак и казачка)

Дети идут вокруг елки и подходят к хате.

Добрый вечер, щедрый вечер,

Добрым людям на здоровье.

Что ты тётка, наварила,

Что ты тётка, напекла?

Неси скорей до окна.

Не щипай, не ломай,

А по целому давай.

Казак: Заходьте, заходьте.

1-й колядовщик: Хозяева в гости коза,    

К вам коза-дереза.        

Идет коза рогатая,    

Идет коза бодатая.

Казак Где ты, козочка, ходила,

Где ты, белая, бродила?

Коза: Ходила коза по темным лесам

По сырым борам,

Устала. (коза падает)  

Казак: Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

2-й колядовщик: А нашей козе немного и надо:

Ведерочко гречки на перепечки

Да горшок овса на конец хвоста.

3-й колядовщик: Решето овса, поверх него — колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

Играют в игру «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем (Участники хоровода подпрыгивают на месте).

И ножками подрыгаем.

Подрыгаем, коза, (Коза трясет ногами, дети повторяют за ней).

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем, (Все хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, коза. (Дети топают ногами в такт музыке.)

«Курень»

В разных концах зала ставятся стулья, на которых лежат шали (платки). Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку (бубен) дети перемещаются врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль (платок) и вытянутыми над головой руками натягивают ее (его), делая крышу над головой.

Казак одаривает детей сладостями.

Колядовщик: Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Все: Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

(дети возвращаются в группу)