Знакомство детей с самоваром, как с частью русской культуры |
Содержание - Дошкольное образование |
25.01.2022 10:31 |
Чудинова Светлана Сергеевна, Акимова Любовь Аркадьевна - воспитатели МБДОУ №24 детский сад г.Иркутска.
Знакомство детей с самоваром, как с частью русской культуры В каждой стране есть свои особенные традиции. В России большинство из них направлены на единение людей, создание атмосферы общности и взаимопонимания. Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь, и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым. Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый – наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть в прикуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу – он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило – почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску. Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника. Дворянское чаепитие Дворяне одними из первых начали пить чай. Они копировали обычаи, принятые у англичан. В дворянских семьях к чаю стол накрывался два раза в день, обязательно покрывали стол белой скатертью. На столе присутствовала дорогая фарфоровая посуда, чтобы подчеркнуть изысканность церемонии. Часто чай пили на открытых летних террасах. За чаем гости общались на утонченные темы. Рассмотрим, как происходило чаепитие у самовара у разных сословий. Дворяне одними из первых начали пить чай. Они копировали обычаи, принятые у англичан. В дворянских семьях к чаю стол накрывался два раза в день, обязательно покрывали стол белой скатертью. На столе присутствовала дорогая фарфоровая посуда, чтобы подчеркнуть изысканность церемонии. Часто чай пили на открытых летних террасах. За чаем гости общались на утонченные темы. Чаепитие у помещиков и купцов Культура чаепития у этих сословий известна всем. Это чаепитие с самоваром и большим количеством еды, так, чтобы стол ломился от пирогов, пирожков, кренделей, бубликов и баранок. Чаепитие представляло собой фееричное зрелище без намека на дворянскую изысканность. Стол накрывали цветастой скатертью, старались показать всю свою роскошь. Пили чай из блюдечка, вприкуску с сахаром, да калачами. Считалось, что за таким богатым столом купцы проводили по несколько часов, общались, заключали сделки, выпивали по 20 чашек чая. Простой народ и чай До революции не в каждой семьей был самовар, а о настоящем чае и помышлять люд не думал, дорогой он был. Заваривали травяные чаи из мяты, зверобоя, иван-чая, душицы. Очень популярен был сбитень на основе пряностей и меда. Пили квас, приготовленный на ржаных корочках. После 1917 года чай стал доступнее, но по-прежнему простые люди экономили, заваривая чай, они разбавляли заварку до бледно-желтого цвета. Очень часто при чтении русских народных сказок, потешек, рассказов встречается слово “самовар” и для детей, это слово не знакомо. Было решено провести в старшей группе проект: «Русский самовар» Проект в детском саду «Русский самовар» Проблема – какими средствами развить познавательный интерес у детей к самовару, как к предмету русского быта. Цель проекта Определить условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и уникальности русского самовара, используя метод проекта. Задачи проекта: Организоватьсотрудничествоучастниковпроектавсовместномосвоенииданнойтемы. Расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта. Познакомить детей с русским самоваром, его устройством и историей появления на Руси. Учить уважать традиции русского народа. Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций. Развивать продуктивную деятельность и творчество. Воспитывать любовь к Родине, уважение к народной культуре. 1. Начальный этап проекта (сентябрь.) - Работа с детьми: выявление уровня знаний у детей по теме проекта (опрос) - Работа с родителями: Анкетирование родителей «Жив ли в семьях самовар?» - Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление пособий. - Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями). 2. Продуктивный этап (сентябрь-ноябрь.) -Включение материала о самоваре и его истории в различных видах деятельности. 3. Заключительный этап (ноябрь.) - Подведение итого в реализации проекта. - Анализируем результаты работы в соответствии с поставленными целями. Итоговая диагностика познавательных процессов Выявляем степень информированности детей по окончании проекта. (опрос) Презентация проекта Фотоматериалы результативности проектной деятельности. Распространяем опыт работы в детском саду. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».