Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников», конспект- презентация |
Содержание - Дошкольное образование |
27.06.2022 18:39 |
Волкова Наталья Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ № 32 «Бусинка» ДО «Лучик» Московская область, г.о. Химки.
Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Разработанная нами система работы с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Финансовая грамотность– это качество человека, которое показывает степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: Образовательные: Формировать первичные экономические понятия: финансы, товар, зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений. Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость. Ход мероприятия: Вспомните профессии, в которых встречается финансовая грамотность. (продавец, бухгалтер, кассир и т. д). С этими профессиями мы можем легко познакомить детей. Дайте характеристику названым профессиям. Для начала разделимся на 2 команды - команда «Грош» и команда «Алтын». Задание № 1: «Продолжи предложение». Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его. 1. Как вы считаете, почему родители с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета? А) Мы всегда учитываем их пожелания в плане покупок. Б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго. В) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить деньги из семейного бюджета. 2. Если на отказ родителей что-то купить ребенок реагирует раздраженно, то … А) Согласится и купить эту вещь. Б) Нужно объяснить ребенку. что вы не можете с купить такую вещь, поскольку она дорого стоит. В) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например, в подарок на Новый год ли день рождения. 3. Иногда в семьях, где родители не могут уделить ребенку достаточно времени- откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны… А) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи. Б) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа. В) предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом. 4. Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то… А) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям. В) у него сложится об этом собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам. Вывод: Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить как правильно выходить с данной ситуации. Задание № 2: «Экономика в сказках» Позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии. Педагоги отвечают и на экране появляется изображение с правильным ответом. 1. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок) 2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах) 3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок) 4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой) 5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок) 6. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.) 7. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка). 8. В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал») 9. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки). Вывод: Знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью. Задание № 3: Какие сюжетно-ролевые игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, банк, поездка в автобусе). Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в играх - магазин, театр, банк? Ответы: (это покупка и продажа). С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен). Открываем задание №3 «Выполни действие». Вам необходимо обыграть следующие экономические понятия: обмен валюты в банке и покупка продуктов в магазине. Вывод: Данное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста. Задание № 4 Реклама Уважаемые коллеги, о чем идет речь? Кто хочет свой товар продать, Тот с нею должен подружиться И будут так товар хвалить, Что долго он не залежится. Вы конечно догадались, что речь идет о рекламе. Для чего нужна реклама? Какие виды рекламы вы знаете? Вам необходимо прорекламировать следующий товар: йогурт и глазированный сырок. Вывод: Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно. Задание № 5: «Угадай пословицу или поговорку». Я вам буду читать начало пословицы, а вы закончите и объясните ее смысл. «Деньги любят счет», «Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей. Задание№ 6 Экономический кроссворд. 1. Денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала, определённой формы, веса и достоинства. (Монета) 2. финансово грамотного человека они всегда превышают расходы. (Доходы) 3. Он обязательно финансовый, может быть, как личным, так и семейным. (План) 4. Разность между суммой всех личных денежных поступлений (доходов) и суммой всех личных денежных расходов за определенный промежуток времени. (Сальдо) 5. Универсальный эквивалент обмена, служащий мерой стоимости товаров и услуг, выраженный бумажными или металлическими денежными знаками. (Деньги) 6. Они достигаются при решении текущих финансовых задач. (Цели) 7. Экономические отношения, сопровождающие движение денежных средств, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов. (Финансы). Задание № 7 Подведение итогов Сегодня я познакомила вас с рядом игр, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в своих детских садах. Но в каких областях образовательной деятельности? На это вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе (на экране листочки в виде облачков с надписью: разминка, реклама, кроссворд, сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей). • Скажите, в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку? • Скажите, в какой образовательной области можно использовать игру «Продолжи предложение»? • Скажите, в какой образовательной области можно использовать сюжетно-ролевые игры? • Скажите, в какой образовательной области можно использовать кроссворд? • Скажите, в какой образовательной области можно использовать пословицы? • Скажите, в какой образовательной области можно использовать рекламу? (Маркером при ответе отмечает стрелочкой). Вывод: Каждое предложенное задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей то, что диктует нам ФГОС. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».