Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429576
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Содержание - Дошкольное образование
12.12.2022 09:19


Мамула Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №34 «Планета детства» г. Георгиевска», Ставропольский край. 
Материал предназначен для воспитателей младших групп.

 


 

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

 

Пояснительная записка

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Все дети любят рисовать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Цель:

Повышение профессиональной компетентности и мастерства по теме; применение полученных знаний в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучение справочной и методической литературы.
  • Развитие и укрепление мелкой моторики.
  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Пополнение центра изобразительной деятельности различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1. Создание игровой ситуации.

2. Показ воспитателя.

3. Использование движения руки.

4. Сравнение двух техник.

5. Проговаривание последовательности работы.

6. Педагогическая диагностика.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Формы проведения

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

План работы.

1. Изучение и анализ методической литературы.

2. Разработка перспективного плана на октябрь-май по нетрадиционной технике рисования в 1 младшей группе.

3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

4. Выставки детских рисунков для родителей.

5. Составление конспектов занятий по нетрадиционному рисованию.

Работа с родителями предусматривает:

- оформление консультаций по теме, папок – передвижек;

- показ открытых мероприятий по теме;

- совместное оснащение центра искусства бросовым материалом;

- выставки детского творчества и др.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Сентябрь

Изучение литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования»

Октябрь

1. "Следы от улиток" (Рисование поролоновым тампоном)

Цель: учить детей правильно держать поролоновый тампон за кончик тремя пальцами, проводить пересекающие, не отрывая тампона от бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев. (Д.Н. Колдина, с.33)                    

2. "Зёрнышки для цыплят " (Рисование пальчиками)

Цель: продолжать учить рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. (Д.Н. Колдина, с.32)

3. "Домашнее консервирование (Рисование пальчиками)

Цель: учить детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма и мышление. (Д.Н. Колдина, с.33)            

4. "Падают, падают листья..." (Рисование пальчиками)

Цель: учить рисовать пальчиками - окунать в краску кончики пальцев и ставить  на бумаге отпечатки, вызвать интерес к созданию коллективной композиции "Листопад". Развивать чувство цвета и ритма (И.А Лыкова, с.27).

Ноябрь

1. "Окошки в теремке" (Рисование поролоновым тампоном)

Цель: учить детей ставить отпечатки поролоновым тампоном. Развивать память и мышление.

2. "Птицы клюют ягоды" (Рисование пальчиками, оттиск пробкой)

Цель: учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод  разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать  аккуратность. Развивать чувство композиции.       

3. "Звёздное небо" (Рисование пальчиками)

Цель: продолжать учить детей рисовать пальчиками точки и предметы круглой формы. Воспитывать доброту и отзывчивость. (Д.Н. Колдина, с.35)              

4. "Жили у бабуси два весёлых гуся" (Рисование ладошкой)

Цель: продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закреплять умение дополнять изображение деталями.

Декабрь

1. "Снежок пархает, кружится..." (Рисование пальчиками и ватными палочками)

Цель: вызвать интерес к созданию образа снегопада. Закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками и пальчиками. Развивать мелкую моторику, чувство цвета и ритма. (И.А Лыкова, с.40)

2. "Ёлочка нарядная" (Рисование пальчиками, оттиск поролоном)

Цель: воспитывать эстетическое восприятие природы; упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа; развивать цветовосприятие. (А.В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", с. 47)

3. "Мои рукавички" (Рисование пальчиками, оттиск пробкой)

Цель: упражнять в технике печатания пробкой, рисовании пальчиками. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.                      

4. "Украшение чайного сервиза" (Оттиск печатками)

Цель: закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность.                 

Январь

1. " Зимняя полянка " (Рисование пальчиками)        

Цель: учить детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; (Е.А.Янушко "Рисование с детьми раннего возраста", с.46)

2. "Цыплёнок" (Ватные палочки)

Цель: учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощью ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3. "Ягоды на тарелочке " (Рисование пальчиками)                                              

Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.      

 

Февраль

1. "Пушистые котята" (Рисование техникой тычкования)

Цель: продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Коллективная работа.              

2. "Красивые цветы для пчёлки" (Рисование ладошкой)

Цель: продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.                                                                                                         

3. "Автомобиль для папы" (Рисование пальчиками)

Цель: упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы.

Материал: силуэт автомобиля, гуашь синего и зелёного цвета, салфетка.

4. "Курочка" (Рисование  ладошкой)

Цель: учить детей рисовать всей ладошкой. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.    

Март

1. " Мимоза для мамочки " (Рисование пальчиками)

Цель: продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.  

2. "Воздушные шарики" (Рисование поролоновым тампоном)

Цель: продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.  (Д.Н. Колдина, с.35)                                                                                       

3. "Рыбки в аквариуме" (Рисование  ладошкой, пальчиками)

Цель: учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.                                                                

4.  "Подснежники" (Рисование тычком)

Цель:учить детей рисованию тычками, создавая форму цветка.          

Апрель

1. " Божьи коровки на лужайке " (Рисование пальчиками)

Цель: упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).                           

2. "Весёлый осьминог" (Рисование ладошкой)

Цель: продолжать учить опускать  в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью пальчиков и кисточки. Развивать восприятие и внимание. (Д.Н. Колдина, с.50)                         

3. "Ласковое солнышко" (Рисование пальчиками)

Цель: познакомить детей с понятием "лучик", учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику рук. (Д.Н. Колдина, с.47)                                                                                       

4. "Бабочка" (Рисование ватными палочками, тампонирование)

Цель: закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.                                                             

Май

1. "Праздничный салют" (Рисование кистью)

Цель: учить рисовать кистью методом "примакивание". Развивать речь и мышление. (Д.Н Колдина, с.46)

2. "Подсолнух" (Рисование пальчиками и ватной палочкой)

Цель: рисование пальчиком и ватной палочкой. Упражнять в технике рисования ватной палочкой и пальчиком. Закреплять умение украшать предметы не сложной формы, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.                                                                                       

3. "Цветы для пчелёнка" (Рисование ладошкой)

Цель: формировать умение передавать образ цветка используя нетрадиционный материал.

4. "Арбуз" (Рисование пальчиками и ватной палочкой)

Цель: рисование ватными палочками познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования. Учить наносить ритмично ватной палочкой равномерные точки.   

    

Изучение методической литературы по теме:

1.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
2.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
3.Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
4.И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
5.А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
6.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

Список используемых источников:

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: учеб. пособие / И.А.Лыкова. - М.: Москва, 2007.- 144с.

2. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста [Текст] : методич. пособие/ Янушко Е.А.- М.: Мозайка - синтез, 2006.- 64с.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст]: пособие для занятий с детьми /, Никитина А.В.- СПб.: КАРО, 2007. – 96 с.

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста[Текст] методическое пособие /. Янушко Е.А. - М.: Мозайка - синтез, 2006.- 64с.

5. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет[Текст]: пособие для занятий с детьми /. . Колдина Д.Н. - М.: Мозайка - синтез, 2008.- 56с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР