«Дидактические игры с прищепками» Консультация для педагогов |
Содержание - Дошкольное образование |
26.01.2023 04:41 |
Петрухина Светлана Ивановна, воспитатель, МБОУ "СОШ № 20" г. Химки, Московская область.
Консультация для педагогов «Прищепки как игровое дидактическое пособие для детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Ребенок живет в игре. Играя, он познает мир, общается с ним, запоминает правила поведения. Важно обеспечить ребенку беспрерывную череду увлекательных занятий и игр, чтобы его активность не замедлялась ни на мгновение. К сожалению, сейчас часто наблюдается картина, когда дети дошкольного возраста имеют слабое развитие кисти рук, нарушение мелкой моторики. Дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться ножницами. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности. Для того чтобы сделать свою работу по формированию познавательного интереса и развитию мелкой моторики наиболее эффективной, решила использовать не только готовые настольные развивающие игры, но и доступные всем предметы. Одним из таких предметов стали бельевые прищепки разного цвета и размера. Разноцветные бельевые прищепки – это интересный, бытовой, безопасный и доступный материал для детских игр, развивающих занятий, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук, готовит руку ребенка к письму, способствуют развитию речи. Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения, речи. Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается и эмоционально-волевая сфера детей. Прищепки, благодатный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Они позволяют скоординировать движения пальцев, помогают в развитии точности и ловкости, координируют зрительно - моторную систему. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений Цель игр с прищепками — усиление познавательного интереса дошкольников. Задачи: - улучшение мелкой моторики, усиление мускулатуры кистей и пальцев; - совершенствование восприятия форм, цветов, размеров; - развитие пространственного восприятия; - стимуляция речевых способностей; - расширение знаний об окружающим мире; - изучение счета, формирование математических представлений; - стимуляция творческой активности, развитие воображения; - развитие восприятия органами слуха и зрения; - улучшение памяти, концентрации внимания; - формирование позитивного эмоционального состояния. Требования к проведению игр с прищепками: • Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними; • объяснить правила пользования прищепками; • перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками); • при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному); • не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная); • не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов • игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне; • приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости • никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой; • недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму; • соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами. Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок, рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно раздать прищепки детям и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать детям рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки. Игры для малышей 2-3 лет Прежде чем приступать к занятиям, обязательно научите вашего малыша правильно пользоваться прищепками – раскрывать их, держа тремя пальцами. Если малыш ещё совсем маленький, можно сравнить прищепку с акулой или крокодилом, который открывает рот. Для наглядности можно распечатать рисунки животных и приклеить их на бельевые прищепки. Прикрепляя к прищепкам разных зверушек, можно учить вместе с ребёнком, как крякает лягушка и как лает собачка, открывая ту или иную игрушку. «Где чей хвостик?» Распечатайте животных и отдельно их хвосты – пушистый рыжий у белки, длинный с кисточкой у льва, короткий серый у зайца и так далее. «Дополни картину» Распечатайте шаблоны картинок и предложите ребёнку с помощью прищепок закончить рисунок. Например: к солнышку прикрепить лучики. К тучке – капельки дождя. К рыбке – хвостик и плавники. К ёжику – иголки. К жучку – лапки. К морковке или свёкле – ботву. К лампочке – иголки. К деревьям – веточки. К птице – крылья. К цветам – лепестки. При этом подбирайте прищепки соответствующего цвета. «Кто что ест?» Если вы уже договорились с малышом, что киска говорит «мяу», а корова «му», то пора переходить на следующий этап изучения животных. Для этого вам снова понадобится распечатать круг с секторами, это будет стол, за который нужно посадить всех зверушек. В каждом секторе приготовлено любимое лакомство разных животных. Задача малыша – посадить зверей так, чтобы они сытно пообедали. Отдельно распечатайте картинки животных. Игры для ребят от 4 до 7 лет К четырём годам ребёнок уже очень ловко орудует прищепками, поэтому сконцентрировать своё внимание нужно уже не на тренировке мелкой моторики, а на развитии навыков счёта, на знакомстве с азбукой, цифрами, а также на продолжении изучения окружающего мира. Вот некоторые варианты игр для детей 4-6 лет. «Чья тень?» Принцип игры такой же, как и у поиска домика и еды для зверушек. Только теперь нужно задействовать образное мышление, которое поможет ребёнку найти тень предметов. «Кому это нужно?» С помощью прищепок можно изучать профессии. Врачу нужен шприц, парикмахеру – расчёска, а пожарник не обойдётся без огнетушителя. «Сделай так же» Для этой игры понадобятся карточки-схемы с цветными кружочками и геометрическими фигурами. Выбирается карточка и на снеговика прикрепляются прищепки с помпонами или геометрическими фигурами как нарисовано на схеме. Прищепки с цифрами станут помощниками в закреплении математических знаний детей. Можно использовать прищепки, формируя у ребенка понятие о цифре приемом соотнесения количества прищепок с определенными цифрами. «Продолжи ряд» Дети выбирают снеговика, внимательно рассматривают нарисованный на нем незаконченный числовой ряд и продолжают его, используя прищепки с нужными цифрами. «Веселые цифры и буквы» Конечно, прищепки можно задействовать в подготовке ребенка к школе, изучая буквы и цифры. Вариантов множество, все зависит только от вашей фантазии. «Собери звуковые бусы» Ребенку или группе детей педагог предлагает собрать цветную цепочку, в которой будут чередоваться красные и синие прищепки. Красные прищепки символизируют гласные звуки, а синие — согласные. Вывод: Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Детский сад — маленький мир. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Всегда испытываешь радость, видя, как меняется ребенок, с которым ты работаешь, в которого вкладываешь частичку своей души. И это трудно с чем-то сравнить. Вот такие они: простые, но в то же время такие необычные прищепки! Литература 1.Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками, Сибирское университетское издательство,2008. 2.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилкина И.И., Игры с прищепками творим и говорим, ТЦ «Сфера»,2011. 3.Швайко Г.С., Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».