Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381758
Статья «Технология портфолио»
Содержание - Дошкольное образование
26.01.2023 05:39

Ямбакова Виктория Евгеньевна, воспитатель МАДОУ Детский сад №72 г. Сыктывкар Республика Коми. 
Представляю статью о такой технологии как портфолио.


Портфолио дошкольника

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т.к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ).

Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Работа над составлением портфолио дошкольника проходила в несколько этапов.

На первом «постановочном» этапе было разработано «Положение о портфолио дошкольника», определена цель его создания и  функциональные обязанности участников образовательного процесса

Структуру портфолио воспитатель и родители определяют совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей детей.

Для родителей был проведен семинар-практикум “Все о портфолио дошкольника” (ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио, рассматривание образца портфолио, определение структуры портфолио).

На втором этапе - «Поисковом» проходит сбор информации, индивидуальная работа с детьми, взаимодействие с родителями.

Сбор информации для портфолио осуществлялся педагогами группы при непосредственной помощи родителей. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. Определенную помощь нам оказывали памятки, вопросники, опираясь на которые родители могли выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка. А так же открытые занятия, целью которых было показать, каким образом отбираются и накапливаются материалы для детских портфолио, как организуется информация для заполнения диагностических карт. Мы постарались сделать наши портфолио максимально интересными, как для наших детей, так и для их семьи.

3 этап «заключительный»: оформление образца портфолио ребенка в совместной деятельности педагога с детьми, родителя с детьми.

Мини-презентация портфолио дошкольника на его дне рождении, который проходит у нас в форме “Именинной гостиной” в детском саду. Где принимают участие все дети группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

В рамках нашей группы была разработана примерная структура накопительного портфолио, адаптированная под индивидуальные возможности наших воспитанников. Рассмотрим некоторые из разделов.

В разделе «Обо мне» содержится информация о значении имени ребенка, зафиксирована дата его именин. В разделе «Я расту» располагается таблица с антропометрическими данными за  период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Раздел «Портрет моего ребенка» заполняется родителями, которые составляют рассказ о своем ребенке «О чем я мечтаю», «Что я люблю» или описывают интересные истории из жизни ребенка. В разделе «Моя семья» размещается семейная фотография или рисунок семьи. А так же высказывания, рассказ о членах семьи, который записывается воспитателем группы. В раздел «Мое творчество» помещаются работы ребенка по художественной деятельности.

Раздел «Я в детском саду» размещаются фотографии с праздников: «Осень в гости к нам пришла», Новый год», «8 марта», «Мой День Рождения» и фотографии в режимные моменты: «Я играю», «Я гуляю», «Спорт, спорт, спорт», «Я учусь», «Баю-бай».

Бывает разделов недостаточно, либо они не подходят ребенку по тематике, тогда следует дополнить количество разделов или заменить их качественно.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители научились наблюдать и замечать изменения, происходящие с ребенком, систематизировать их. У детей младшего дошкольного возраста появился интерес и желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми. Процесс создания портфолио способствовал налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Родители стали активными участниками совместных мероприятий, направленных на ведение портфолио ребенка. У 70% родителей наблюдается творческий индивидуальный подход к оформлению портфолио.

 

alt