Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес» |
Содержание - Дошкольное образование |
09.03.2023 10:03 |
Замалетдинова Светлана Ильдусовна, Моховикова Елена Андреевна - воспитатели МДОБУ «ДСКВ №6» г. Всеволожска Ленинградской области. Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Путешествие в зимний лес» (подготовительная группа) Цель: расширять, углублять и систематизировать знания детей о зимовке диких животных (лось, белка). Задачи: Образовательная: закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период. Продолжать формировать представления об образе жизни лесных зверей зимой. Развивающая: развивать мышление посредством дидактической игры «Наряди лесную красавицу». Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение взаимодействовать друг с другом, чувство доброжелательности, отзывчивости. Воспитывать бережное отношение к природе. Ход занятия: Вводная часть Воспитатель: ребята, сегодня нам прислали письмо, давайте прочитаем, кто же нам написал? Дети рассматривают картинки на конверте и отвечают: Дед Мороз. Воспитатель: Правильно Дед Мороз. Письмо «Здравствуйте ребята, пишет вам Дед Мороз, скоро Новый год и у меня очень много дел, нужно приготовить подарки для ребят и зверят, нарядить елки в лесу, чтобы у зверей тоже был праздник. Но я уже старенький и не успеваю справиться со всеми делами. Мне нужна помощь. Я буду рад если вы согласитесь мне помочь, вам нужно будет отправиться в путешествие по зимнему лесу, идите строго на юг, и вы увидите поляну, на которой растут две елки, нарядите их, для лесных зверят». Воспитатель: Смотрите, в конверте еще что, то есть! Дед мороз предлагает нам проверить, знаете ли вы, как надо вести себя в лесу, давайте посмотрим. В конверте КАРТА СХЕМА «Правила поведения в зимнем лесу». Воспитатель: Ребята, как надо вести себя в лесу? Дети: Воспитатель: Правильно ребята, нельзя рубить деревья, ломать ветки деревьев и кустарников, так как они – зеленые легкие планеты, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В лесу нельзя кричать, нарушать тишину леса. Нельзя разорять гнезда, разводить костры, потому что на месте пепелища еще пять лет не будет расти трава, нельзя оставлять мусор). Воспитатель: Как вы думаете, что поможет нам не сбиться с пути и не заблудиться в зимнем лесу? Дети: Компас! Воспитатель: Правильно, а на чем нам будет легче совершить путешествие? Дети: На лыжах! Воспитатель: а есть какие-то правила, для лыжников? Дети: Нельзя махать острыми палками. Воспитатель: если по пути нам нужно пересечь дорогу, что мы будем делать? Дети: снимаем лыжи, внимательно смотрим по сторонам, переходим дорогу, а потом одеваем лыжи. Воспитатель: вы большие молодцы! Тогда в путь! Давайте мы с вами оденемся потеплее и оправимся в путешествие в зимний лес. Будем идти друг за другом. Физкультминутка Мы на лыжах в лес идем, Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. Основная часть: Воспитатель: вот мы и в лесу (На ИКТ вид солнечного зимнего леса). Посмотрите, как красиво, тихо в зимнем лесу. Какая солнечная и морозная погода! Рядом с деревом: Ой, мне на голову упала снежинка, откуда же она взялась, ведь снега нет. Ответы детей…. Воспитатель: правильно белка! А вы знаете, что чтобы пережить зиму одной белке необходимо около 3000 орехов. Белки не залегают в спячку зимой, но в сильные морозы могут по несколько дней не выходить из гнезда. Во время сильных холодов зверьки могут собираться группами от 3-х до 6-ти белок и греться в одном гнезде, заткнув вход мхом. А как вы думаете, можно нам заглянуть в дупло и посмотреть, как там устроились белочки? Дети: Нет, нельзя тревожить белочек. Воспитатель: Не будем им мешать и отправимся дальше. Смотрите чьи – то следы? Как вы думаете чьи они? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ИКТ Воспитатель: давайте присядем и тихонько понаблюдаем. (Проходим за столы). СЛАЙД 1: Лось - самое крупное дикое животное наших лесов. Лося легко узнать по горбоносой морде. Верхняя губа у лося длиннее нижней и свешивается вниз над нижней, придавая лосю характерный вид. Под горлом находится мягкий кожистый вырост («серьга»). Туловище огромное, передняя часть намного выше задней имеет тёмно-бурый окрас; ноги длинные, светло-серые, почти белые. СЛАЙД 2: У лосей широкие плоские рога, похожие на ладонь с раздвинутыми пальцами. Красивые рога только у самцов, самки безрогие. Лось пользуется рогами, когда прокладывает путь через бурьян и мелкую поросль. Зимой рога лосю становятся не нужны, и он их сбрасывает, сдирая о стволы деревьев, а весной начинают расти новые с дополнительным отростком и по количеству отростков можно узнать возраст лося. Часто лося называют сохатым из-за рогов, своей формой напоминают соху++. Живут лоси небольшими группами, по 3-6 животных. СЛАЙД 3: Ветки, кора, побеги, листья и хвоя деревьев – излюбленная пища лося. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок, побеги молодых сосен. СЛАЙД 4: Зима - сложный период в жизни лося. Пищи ему в этот период сильно не хватает, передвигаться в поисках еды по снегу зверю тяжело. Он бродит вдоль проторенных тропинок, экономит силы, большую часть времени проводя в лежке. В сильные морозы лоси зарываются в рыхлый снег. СЛАЙД 5: Самое удивительное, что тяжёлые лоси могут переходить через болото, не проваливаясь, по которым не может ходить человек. Копыта лосей глубоко рассечены+, а посередине находится кожистая перепонка. Когда лось бежит, копыта раздвигаются, перепонка натягивается и не даёт лосю проваливаться в болоте. По снегу лось не может передвигаться так легко, как по болоту, снег не выдерживает тяжести животного, и лось проваливается. Поэтому он старается избегать заснеженных мест и прячется от врагов в лесной чаще. СЛАЙД 6: Их цель — найти поваленное дерево, вокруг которого не будет много снега. Именно здесь, всё стадо будет дожидаться потепления. Подле валежника всем выгодно: только и знай, что ломай рогами ветки, лопай их да спи! СЛАЙД 7: Лось будет сидеть возле валежника и никуда не отходить. Только вот бдить при этом он не прекращает: ложится так, чтобы можно было видеть собственные следы на снегу+, ведь именно они приводят хищников к стойбищу. Умён же сохатый! Гимнастика для глаз Ребята, давайте покажем глазами какой лось большой. (показываем глазами направо и налево). А какой он высокий (посмотрели вверх). А вот он спрятался в снегу (посмотрели вниз). И пошел сильный снег (зажмурили глаза). А теперь давайте тихонько, чтобы не спугнуть лосиное семейство пойдем дальше. (выходим к елкам). Дидактическая игра «Наряди лесную красавицу» Воспитатель: а вот и наши елочки, а возле них коробки, давайте посмотрим, что в коробках (в коробках фрукты, овощи, орехи… и елочные шары, свечки, бенгальские огни. Дети должны выбрать только то, что полезно для зверей и объяснить, почему они не взяли опасные предметы). Воспитатель: давайте подумаем, чем из этого можно нарядить наши елочки. Ответы детей… Воспитатель: но уже начинает темнеть, чтобы быстрее нарядить елки давайте разделимся на две команды. У меня есть волшебный снежный комок, до кого он дотронется, тот наряжает первую елку, остальные вторую. Дети делятся на две команды и наряжают елки. Воспитатель: ну-ка давайте проверим, как вы справились, для этого поменяйтесь местами и проверти друг у друга ваши елочки. Посмотрим, а почему вы не повесили (повесили) свечки и бенгальские огни? Ответы детей: Они же могут зажечь елку и устроить пожар. А почему не повесили елочные шары? Ответы детей: Они стеклянные и могут навредить животным. Воспитатель: правильно, а если это пластиковые шары можно их повесить на лесную елку? Дети: нет, пластик засоряет лес. Воспитатель: молодцы, вы очень внимательные!!! Кажется, начинает темнеть. Задание деда мороза вы выполнили, а теперь нам пора возвращаться в группу. Если сюда мы шли на юг, то обратно мы пойдем куда? Дети: на север! ИКТ Слайд 8: темнеет в лесу Звездное небо (к морозу). Воспитатель: а как кроме компаса можно узнать направление пути, морозной зимней ночью? Правильно по звездам. Смотрите какая яркая звезда, это «Полярная звезда», она находится на севере. А в какую сторону нам нужно двигаться чтобы выйти из леса? Правильна на север. Слайд 9: изображение полярной звезды. Тогда вперед, за полярной звездой. Возвращаемся на ковер. Рефлексия: Воспитатель: где мы сегодня побывали? Воспитатель: кого мы там повстречали? Воспитатель: почему лося называли сохатым? Воспитатель: что любит есть лось? Воспитатель: у всех лосей есть рога? И у лося, и у лосихи? Воспитатель: на что похожи лосиные рога? Воспитатель: лось всегда ходит рогатым? Воспитатель: как можно узнать сколько лосю лет? Воспитатель: какие правила нужно соблюдать в лесу? Воспитатель: вам понравилось гулять по зимнему лесу? Воспитатель: Вы большие молодцы ребята, сумели совершить путешествие в зимний лес и помочь Деду Морозу, ой смотрите здесь еще одно письмо, давайте прочитаем его. Читаем благодарственное письмо от Деда Мороза.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».