Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста» |
Содержание - Дошкольное образование |
27.03.2023 07:21 |
Рыжикова Анастасия Валерьевна, воспитатель МДОБУ «ДСКВ № 6» г. Всеволожск, Ленинградская область.
Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста»
Многие родители настаивают на раннем обучении ребенка письму, ошибочно считая это умение высоким уровнем готовности к школе. Между тем гораздо нужнее развивать у дошкольника графические навыки.
Что подразумевается под графическими навыками? Владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д. Графические навыки – одни из ключевых навыков, которые необходимы ребёнку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.). Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие — с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста. Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности.
Предпосылки графической деятельности:
Где и когда формируются предпосылки графической деятельности? Во время занятий физкультурой; на музыкальных занятиях; в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности; в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезанных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом; в ходе самой графической деятельности. Основные принципы организации работы по развитию графических навыков:
«От простого к сложному». Например, почти бесполезно учить ребенка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом. «Под лупой» (работа с крупными изображениями). Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде». В этом случае дошкольник хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше деталей, условий). Такой способ подачи материала поможет предупредить перенапряжение руки, которое неизбежно при работе с мелкими изображениями Существенной задачей при формировании графических навыков также является развитие свободных, плавных, ритмичных движений кисти руки ребенка. Для того чтобы дошкольник легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработанных» автоматизированных движений. А плавность и ритм — это важные условия автоматизации любого движения. Кроме того, письмо само по себе — это серия плавных ритмичных движений с одновременным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки. Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму. Этапы формирования графических навыков 1 этап Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминуток можно отработать знания детей по ориентировке, как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя. Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов (круг, квадрат, овал…), который поможет ребенку вспомнить и назвать части, из которых состоит рисунок. 2 этап. Специальные задания и увлекательные упражнения помогут ребенку 5-6 лет освоить графические навыки и развить мелкую моторику и координацию движений руки. Работая в тетрадке, ребенок будет упражняться в проведении линий в хорошем исполнении с помощью образца, тренироваться самостоятельно проводить различные линии, обводить по контуру и внутри него, раскрашивать картинки, рисовать кружочки, дуги, бордюры и другие сочетания линий, которые в будущем помогут ему в освоении письма. 3 этап Подобранные и систематизированные задания помогут ребенку 6-7 лет освоить работу в тетради в тонкую линию. Ребенок будет упражняться в написании элементов прописных и строчных букв, их чередовании и сочетании, слитном написании. Данные упражнения развивают внимание, глазомер и умение свободно передвигать руку по строке. Последовательность действий:
Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. Овладение детьми графическими навыками требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. 2 - 4 года
5 - 7 лет. Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, можно использовать в работе следующие приёмы:
Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. Можно также опираться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» т.д. В старшем дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».