Проект «Родина моя» для детей старшей группы |
Содержание - Дошкольное образование |
22.05.2023 10:30 |
Старцева Екатерина Николаевна, воспитатель, Егорова Олеся Александровна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №17» г. Сыктывкар. Проект «Родина моя» для детей старшей группы Вид: творческо-познавательно-исследовательский Цель: Расширять и обогащать представления детей о Родине и воспитывать любовь и гордость за свой город, республику, страну. Задачи: 1.Организовать систему работы по обогащению и расширению представлений детей о родном крае (городе Сыктывкаре и Республике Коми) и стране в целом; 2.Расширять и уточнять представления детей о символике России и Республике Коми, её особенностях, традициях, промыслах; 3.Развивать познавательно-исследовательские и творческие способности детей через включение в поисковую деятельность и художественное творчество; 4.Воспитывать любовь к Родине; Формировать патриотические чувства к своей земле, родному краю. 5.Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта, к совместной познавательно-исследовательской деятельности. Участники: а) дети группы; б) воспитатели; в) родители; г) музыкальный руководитель; д) инструктор по физическому воспитанию; е) музеи города Сыктывкара Актуальность: С чего начинается Родина? С познания себя, своей семьи, своего города, села, края, страны. Формирование патриотических чувств к своей земле, любви к Родине – это одна из главных задач современности. Проект посвящён воспитанию в детях любви к Родине. Сроки реализации: долгосрочный Предполагаемый результат: Ребёнок будет иметь представления о Родном крае – Республике Коми, России в целом, его символике, традициях, культуре. У ребёнка будет сформированы основы патриотических чувств, любви к Родине. Дети расширят свои представления о малой Родине, участвуя совместно с родителями в квестах, совместных мероприятиях, акциях, конкурсах, посещениях музеев. Родители и дети станут активными участниками проекта и работы в целом по патриотическому воспитанию своих детей. Обогатится РППС группы, пополнится альбомами и фотографиями о достопримечательностях нашего города; Выставкой старинных предметов из семейных архивов, государственной символикой и прочим. Содержание работы по проекту «Родина моя» Содержание работы включает в себя 3 этапа работы: I этап – Подготовительный Постановка цели, и вытекающих из неё задач; Подбор материала (иллюстраций, худ. литературы, материалов для опытов и экспериментов); Пополнение и преобразование РППС группы Информирование всех участников (родителей, детей и пр.); Подбор приёмов и методов. II этап – Реализация проекта 1.Совместную деятельность взрослого и детей (групповую и подгрупповую, индивидуальную, образовательную деятельность в режимных моментах), в которых прописываются цели и задачи; 1) Предварительная беседа «Что мы Родиной зовём?» Цель: Выявить представления детей о понятии «Родина», что она значит для человека. Вопросы: 1. Что такое Родина? 2. Что для тебя Родина, родной край? 3. Говорят, нужно беречь родину. Как её беречь? 4. Что будет, если не любить Родину? 5. Почему человеку нужна Родина? 2) Игра-занятие «Республика Коми и мой г. Сыктывкар» Цель: Расширять представления о родном городе и Коми крае. Дать понятие «республика», «столица». Рассказать о столице РК, её основных достопримечательностях, объяснить символику герба РК и города Сыктывкара. Воспитывать любовь к малой Родине. 3) Игра-занятие «Символика моей Родины - России» Цель: Расширять представления детей о символике России, объяснить её значение. Показать на карте, что Россия огромная страна, в которой живут люди разных народов в мире и согласии. Воспитывать любовь к Родине. 4) Игра-занятие «Мы живём в России» (см. прил. 1) Цель: Формирование патриотических чувств и гордости за нашу Родину. Расширять представления детей о символике нашего государства. Обогащать словарный запас детей такими словами, как: триколор, герб, флаг, стяг, государство, россияне и другими. Подбирать слова антонимы, определяя качества людей. Развивать внимание, умение работать самостоятельно и в коллективе. Воспитывать любовь, чувство гордости за нашу страну. 5) Знакомство с русскими и коми пословицами о Родине. Цель: Знакомить детей с народной мудростью, помочь понять смысл пословиц и поговорок о Родине. Воспитывать любовь к Родине. 6) Беседы на темы: «Что такое Родина?», «Почему Республику Коми мы называем малой Родиной?», «Что такое Отчизна?», «Дом, где я живу» и др. Цель: Расширять и уточнять представления детей о Родине, родном крае, городе, улице. Развивать диалогическую и монологическую речь детей; Учить грамотно строить предложения. Формировать любовь к Родине. 7) Занятие «Слова-родственники» Цель: Пополнять, уточнять, активизировать словарь детей терминами по теме «Знакомство с однокоренными словами»; Упражнять в подборе однокоренных слов к слову «Род»; Уметь объяснять смысл и значение слов: «Родина», «Родник», «Родственники» и другие; Воспитывать любовь и уважение к себе, членам своей семьи, формировать патриотические чувства к своей Родине. 8) Досуг «В гости к Зарань» (см. прил.2) Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре Республики Коми. Закрепить представления детей о символике России и республики Коми, расширить представления о традициях, героях коми народа. Знакомить детей с коми народными подвижными играми. Развивать ловкость, внимание, умение работать самостоятельно и в коллективе.Воспитывать интерес и любовь к народным традициям. 9) Экскурсии по городу Цель: Знакомить детей с достопримечательностями г. Сыктывкара, улицами города. Воспитывать интерес к истории родного края. 10) Конкурс стихов о Родине Цель: Патриотическое воспитание подрастающего поколения, выявление и развитие талантливых детей среди старших дошкольников. Задачи Конкурса: Воспитание патриотических чувств к Родине, Родному краю, гордости за Российскую Армию. Развитие творческого исполнения стихов. Выявление наиболее талантливых воспитанников среди МАДОУ «ЦРР – детский сад - № 17» г. Сыктывкара. 11) Презентация «Герои ВОВ Коми края» Цель: Знакомить детей с героямиВОВ 1941-1945 г.г. нашей страны, в том числе героями Коми края; рассказать об их подвиге; Дать понятие «Герой»; Подобрать слова близкие по смыслу к слову «храбрый», «Родина». Формировать патриотические чувства, гордость за героев Великой Отечественной войны. 12) Презентации о Сыктывкаре и Республики Коми «Города РК», «Коми изба», «Памятники города Сыктывкара», «Орнамент», «Сыктывкар» и др. Цель: Расширять и закреплять представления детей о Республике Коми и г. Сыктывкаре, традициях и особенностях родных мест. 13) Посещение музея РК (см. прил. 3) Цель: Расширять и уточнять представления детей о родном городе, республике Коми через экскурсии, выставки музея РК. 14) Открытое занятие «Большая и малая Родина» Цель: Расширять и уточнять представления детей о символике нашего государства – России и Республики Коми, обитателей тайги и тундры. Обогащать словарный запас детей словами «Родина», «Отечество», «Малая Родина», «Россияне», «Россиянин», «Россиянка», «Тундра», «Тайга»; Подбирать слова антонимы, определяя качества людей. Развивать внимание, умение работать самостоятельно и в коллективе. Воспитывать любовь, чувство гордости за нашу Родину Россию и Республику Коми. 15) Игра-занятие «Наша Родина» (см. Шорыгина) Цель: Расширять и уточнять представления детей о понятиях «Большая Родина», «Малая Родина», «Чужбина». Знакомить детей с пословицами и помочь детям понять их смысл. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за нашу страну. 16) Игра-занятие «Родной язык» (см. Шорыгина) Цель: Расширять представления детей о родном языке; о том, что разные народы, говорят на разных языках. Обогащать речь детей, подбирать близкие слова к словам «быстро», «молчать», «горячий»; противоположные по смыслу слова. Помочь понять детям афоризмы «Чесать языком», «Прикусить язык», «Тянуть за язык». Воспитывать любовь к родному языку. 17) Творческий конкурс стихов среди детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Родина моя», приуроченного к Дню защитника Отчества (см. прил. 4) Цель: Патриотическое воспитание подрастающего поколения, выявление и развитие талантливых детей среди старших дошкольников. Задачами: Воспитание патриотических чувств к Родине, Родному краю, гордости за Российскую Армию. Развитие творческого исполнения стихов. Выявление наиболее талантливых воспитанников среди МАДОУ «ЦРР – детский сад - № 17» г. Сыктывкара. 18) Игра-занятие «Народные традиции» Цель: Знакомить детей с понятием «Традиции», «Обычаи». Расширять и уточнять представления детей о русских традициях. Знакомить детей с наиболее яркими народными праздниками «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Осенины». Воспитывать любовь, уважение к народным традициям и культуре. 19) Игра-занятие «Русские и коми богатыри» Цель: Знакомить детей с понятием «Богатырь». Расширять представления детей о богатырях русской и коми земли. Побуждать детей быть сильными, смелыми, храбрыми, как богатыри. Воспитывать уважение к ратному подвигу богатырей; любовь к народной культуре. 20) Знакомство с коми словами (слова-приветствия, названия членов семьи, счёт, цвет и пр.) Цель: Познакомить детей с коми словами. Формировать любовь к коми культуре, родному краю, к коми языку. 21) Коми шумовые инструменты Цель: Познакомить детей с Коми народными шумовыми инструментами (название, материал, звучание); Учить играть на них под коми мелодии; Развивать слуховое внимание при угадывании инструментов. 22) Народные промыслы коми-зырян «Традиционные ремёсла северных мастеров» Цель: Знакомить детей с традиционными промыслами коми-зырян; Расширять представления детей о быте людей в прошлом, знакомить с предметами быта. Учить видеть красоту в элементах узоров; развивать эстетические чувства и отношение к прекрасному. 23) Открытое занятие «Богатыри» Цель: Знакомить детей с русскими и коми богатырями. Расширять представления детей о доспехах, необходимых богатырям; о качествах, которыми они должны были обладать, чем они прославились, с кем боролись. Обогащать и активировать словарный запас детей такими словами, как: «Богатырь», «Герой», «Былина», «Доспех», «Дружина», «Подвиг». Подбирать слова, определяя качества, которыми должен обладать богатырь. Развивать внимание, умение работать самостоятельно и в парах. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за защитников Отечества. 24) Чтение коми сказок и легенд и другой художественной литературы Цель: Знакомить детей с произведениями русской, коми литературы. Воспитывать любовь к чтению, к книге. - Повесть-сказка «Волшебный камень и книга белой совы» Александр Клейн; - Сказки и легенды «Пера-богатырь», «Йиркап», «Кортайка», «Хозяин северных ветров» и пр. - Чтение былин о русских богатырях; А. Митяев «Богатыри» по мотивам былин. - Чтение рассказов и стихов к Дню Победы, о Великой Отечественной войне. - Слушание коми народных сказок (См. ссылку https://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/audio.stories/) - стихотворения П. Образцов «Север мой»; Анастасия Швецова «Республика Коми»; «Родная земля» перевод с коми языка Екатерина Сосевич-Карпенко, Автор оригинала на языке Коми - Серафим Попов; Алина Старцева «Коми край» и другие. 25) Коми подвижные игры: «В медведя», «Важенки и оленята», «Мышки и сыр», «Полярная сова и евражки», «Пышкай» («Воробей»), «Ёма-кулёма» и др.; Русские народные подвижные игры: «Горелки», «Пятнашки» и другие. Цель: Развивать физические качества, сплочённость в совместных играх; Приобщать к русской и коми народной культуре, традициям. 2. Организацию развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: Пополнение РППС на игровом участке, в группе (оформление уголка с символикой России и Республики Коми; настольно-печатные, развивающие игры по данной тематике); Выставкой старинных предметов из семейных архивов. (см. прил. 5) 3. Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами - Квест с родителями «Моя малая Родина» Цель: Расширять и уточнять представления детей о символике малой Родины, её особенностях, достопримечательностях и традициях; Развивать познавательные и творческие способности детей через включение в поисковую деятельность и художественное творчество; Развивать мыслительные процессы, память, внимание, умение работать в команде. Воспитывать любовь к родному краю. Привлекать родителей к активному участию в квесте. - Совместный досуг с родителями «Мы помним! Мыгордимся!» (к 9 мая) Цель: Сохранить память о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.; Знакомить с историей нашей страны и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.; Развивать внимание, ловкость, меткость, умение работать сообща, учиться договариваться; Воспитывать патриотические чувства к подвигу нашего народа; Привлекать родителей к сохранению памяти об истории страны через совместную деятельность. - Квест «Найди это место в городе» (см. прил. 6) Цель: Расширять представления детей и родителей о достопримечательностях и других арт-объектах в городе Сыктывкаре; Привлекать детей и родителей к выполнению совместных заданий. Воспитывать любовь к родному городу, его истории. - «История моей семьи – история моего народа» (Ко Дню народного единства) – презентации, фотоотчёты. Цель: Расширять и уточнять представления детей о том, что наша страна многонациональная, большая, миролюбивая, дружная и все народности живут в мире и ладу друг с другом. Вызвать желание родителей и детей рассказать о своей народности. Формировать у детей представления о себе. Воспитывать дружеские отношения друг другу внутри группы, детского сада, страны. - «Мы идём в музей» Цель: Привлекать родителей к совместным посещениям музеев и выставок в городе; Расширять кругозор детей и родителей. - Выставка творческих работ «Герои коми сказок и легенд» Цель: Расширять представления детей о героях сказок и легенд коми народа; Развивать творческие способности; Формировать эстетические чувства. - Слоганы о Родине «Я люблю свой Коми край…», «Родина моя большая…», выпуск брошюры Цель: Развивать словотворчество; Привлекать родителей и детей к совместному составлению двух- или четверостиший о Родине; Помочь оформить брошюру; Воспитывать любовь и гордость за нашу Родину. - Фотогалерея «Край родной моего детства» (фото детей и родителей в детские годы на территории РК) Цель: Расширять и уточнять представления детей о малой родине – Коми крае. Вызвать интерес в составлении фотогалереи о детстве детей и их родителей через фотографии в родном краю. Вызвать желание у детей и родителей поделиться своими впечатлениями. - Рисуем пословицы о Родине (см. прил. 7) Цель: Знакомить детей с пословицами и поговорками о Родине, помочь понять им их смысл; Привлекать родителей к выполнению творческих заданий; Воспитывать любовь к Родине. - Квест ко Дню защитника Отечества Цель: Формирование патриотических чувств. Привлечение родителей, в том числе отцов к совместному воспитанию в детях любви к Родине, уважение и гордость за российскую Армию. - «Бессмертный полк» Цель: Участие родителей, детей, воспитателей в акции «Бессмертный полк»; Воспитывать патриотические чувства; Показать детям связь поколений. 4. Интеграцию образовательных областей В данном проекте происходит интеграция всех образовательных областей. У детей развивается познавательный интерес, развиваются все мыслительные процессы. Дети знакомятся с историей, традициями родного края и Родины в целом. Разнообразные формы работы с детьми и родителями расширяют кругозор детей. Речевое развитие детей происходит в разных видах деятельности, обогащается словарь детей, дети учатся отвечать на вопросы, отгадывать загадки, составлять рассказы о Родине, героях, природе и прочее. Художественно-эстетическое развитие происходит при наблюдениях, любовании природой родного края, при рассматривании предметов декоративно-прикладного искусства, слушание народных мелодий, шумовых народных инструментов, участии родителей и детей в творческих конкурсах. Физическое развитие происходит при прогулках, экскурсиях по городу, участии в квестах, совместных мероприятий, при знакомстве с народными подвижными играми. Социально-коммуникативное развитие происходит в тесном взаимодействии с родителями, детьми, воспитателями, музеем Республики Коми и другими специалистами. III этап – Заключительный
Цель: Выявить представления детей о России и Республике Коми, личного отношения каждого ребёнка к Родине.
Цель: Выявить удовлетворённость родителей данным проектом Итог проекта: Согласно намеченному плану работы, было реализовано содержание проекта. Самыми яркими впечатлениями для детей и родителей стали участие их совместно с родителями в квесте «Найди это место в городе»; В совместных мероприятиях Квест «Моя малая Родина»; Квест ко Дню защитника Отечества; открытое занятие «Моя большая и малая Родина»; Флешмоб ко Дню народного единства. Дети приняли участие в творческом конкурсе стихов «Родина моя», приуроченного ко Дню защитника Отчества. В играх-занятиях «Как рубашка в поле выросла», «Изготовление льняных и шерстяных ниток» и других ребята узнавали о традиционных промыслах коми-зырян, о быте, праздниках и ежедневных заботах людей. Ежемесячно в течение года мы посещали разные отделы музея РК по различным тематикам, знакомились с жизнью, традициями коми-зырян, города, Республики Коми, России, знакомились с историей предметов. В режимных моментах и в организованной деятельности дети закрепляли свои знания через настольно-печатные игры, коми подвижные игры, продуктивные виды деятельности. Дети и родители под руководством воспитателей участвуют в конкурсах разного уровня. Например: Эрнест Б. стал участником Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества, посвящённого Дню защитника Отечества «Державы верные сыны» и занял с работой «Парашютисты» - I место. Приняли участие в III Всероссийском педагогическом конкурсе «Воспитание патриота и гражданина России 21 века» с песней «Говорим по коми» и стали Победителями I степени. Дети имеют представления о Родном крае – Республике Коми, России в целом, его символике, традициях, культуре. У них сформированы основы патриотических чувств, любви к Родине. Родители и дети стали активными участниками проекта по патриотическому воспитанию своих детей. Обогатилась РППС группы, пополнилась альбомами «Пословицы и поговорки о Родине», фотографиями о достопримечательностях нашего города; Выставкой старинных предметов из семейных архивов, государственной символикой и пр. По проведённому анкетированию родителей видно, что родители довольны мероприятиями проводимыми совместно с детьми, высказывают необходимость проведения подобных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание их детей с привлечением родителей. Таким образом, с задачами, поставленными в начале года, справились. Планируется дальнейшая работа по данной теме через разнообразные методы работы: квесты, мастер-классы, экскурсии, Дни открытых дверей в детском саду, QR-кодирование информации. Используемые источники: 1.Г.А. Александрова Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 40 с. 2.Гризик Т.И. Узнаю мир: развивающая книга для детей 5-6 лет/ Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2014. – 40 с.: ил. – (Радуга). 3.Детям о Республике Коми: Парциальная образовательная программа дошкольного образования / З.В. Остапова, М.В. Рудецкая, И.Н. Нубиуллина, Т.И.Чудова. - Сыктывкар: ООО «Анбур», 2020. - 144с. 4.Оже А., Касали Д. Доисторический мир/ Пер. с франц. А.Ю. Журавлёва. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008. – 72 с. – (Энциклопедия для любознательных). 5.Ознакомление дошкольников с народной культурой коми (зырян) средствами музейной педагогики: методическое пособие / сост.: Остапова З.В., Т.И. Пьянкова; ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития». – Сыктывкар, 2012.- 96 с. 6.Плесовский Ф.В. Коми пословицы и поговорки составитель Изд. 2. Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. -1983.-с. 208. 7.Симонова Е.В. Моя первая книга о России: Науч. – поп. изд. Для детей/ Художн. А. Арматынская, В.А. Горячева, И.В. Данильченко и др. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008. – 96 с. – (Моя первая книга). 8.Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – 2-е изд. – М. ТЦ Сфера, 2021, - 128с. (Детям о самом важном). 9.Фотографии ил личного архива.
Используемые интернет ресурсы: https://didacts.ru/termin/patrioticheskoe-vospitanie.html https://docs.cntd.ru/document/499057887 https://multiurok.ru/blog/komi-ighry-na-urokakh.html https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/31/tseli-i-zadachi-patrioticheskogo-vospitaniya
Приложение 1
Конспект занятия «Мы живём в России» для детей старшей группы
Цель: Формирование патриотических чувств и гордости за нашу Родину. Задачи: 1.Расширять представления детей о символике нашего государства.
Материал: Символика (герб России, флаг, аудиозапись гимна РФ); Полосы разных цветов (белая, синяя, красная, жёлтая, зелёная – по 2 штуки); Мяч, мягкие мячи, два силуэта танка.
Ход: Ведущая: Ребята, в какой стране мы живём? (В России) Как ещё можно назвать нашу страну? (Родина, Россия, Отечество) Почему мы её зовём Родиной? (Потому что мы в ней родились, живём) Послушайте стихотворение, которое написал Владимир Степанов.
«Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Отгадайте загадку, о каком из символов государства я говорю. У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг – С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный … (флаг)! У каждой страны есть своя символика (герб, гимн, флаг) Сейчас мы узнаем, как располагаются цвета у российского флага. Разделимся на две команды. На столе у вас полосы разноцветной бумаги, нужно выбрать только три цвета, которые есть в нашем триколоре. По сигналу, каждый игрок команды подбегает к столу, выбирает нужный цвет, располагает на столе. Затем мы проверим. (Дети складывают из трёх цветов флаг России) Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Сравним с настоящим флагом. Каждый цвет имеет своё значение. Давайте вспомним. Белый – чистота, мир, совершенство; Синий – вера и верность в своё Отечество; Красный – отвага, сила, кровь, пролитая за Родину. Второй символ нашего государства – Герб. Найдите, среди разных гербов наш российский герб. Дети выбирают среди гербов разных стран герб России.
Воспитатель: Как вы думаете, почему на нашем гербе изображён двуглавый орёл? (предположения детей). Вы во многом были правы. Наша Родина – огромная страна. Она широко раскинулась от запада до востока. Россия омывается двенадцатью морями и тремя океанами. Издавна орёл считался одной из самых сильных птиц, поэтому его изобразили на гербе России. Значит Россия – сильное и независимое государство. Одна голова смотрит на запад, а другая – на восток. В когтях у орла символы власти – держава и скипетр. Мы знаем, что столицей нашей Родины является Москва. На груди изображён герб Москвы, где Георгий Победоносец поражает змея. Воспитатель: Если мы живём в России, как нас можно назвать? (Россияне)
Игра с мячом «Какие россияне?» (Детям по очереди бросается мяч, они отвечают) Россияне не злые, а…(добрые). Россияне не трусливые, …(смелые, храбрые). Россияне не глупые, а…(умные). Россияне не жадные, а…(щедрые). Россияне не грустные, а…(весёлые). Россияне не сердитые, а…(добродушные). Россияне не слабые, а…(сильные). Россияне не ленивые, а трудолюбивые. Воспитатель: Раз Россияне сильные, весёлые, смелые. Мы сейчас проверим наших юных россиян.
Игра «Кто первым добежит до флажка?» Две команды, дети по очереди добегают до флажка и поднимают его вверх. Кто быстрее, получает флажок.
Игра «Попади во вражеский танк» Игроки в двух командах бегут по очереди до линии, бросают мягкий мяч. Чья команда больше раз попадёт в цель, та и выиграла. Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас подравняемся в своих командах и послушаем гимн нашей страны. (Звучит аудиозапись гимна России)
Воспитатель: Ребята, где мы можем увидеть флаг, герб, услышать гимн? (на зданиях администрации, на больших соревнованиях, при встрече лидеров государств и т.д.)
В заключении, послушайте ещё одно стихотворение Н. Нищевой Родина! Россия! Русь! Как тобою я горжусь! Горы самые высокие, Реки самые глубокие, Степи самые раздольные, Люди гордые и вольные, Все бойцы самоотверженны, Все враги тобой повержены. Ты стремись вперёд, как птица, Будут все тобой гордиться!
Воспитатель: Как мы можем гордиться свое страной? (рассказывать, какая она огромная, красивая, величественная и непобедимая) Как мы можем беречь свою страну? (Охранять её границы, беречь природу и т.д.) И вы, ребята, гордитесь своей страной Россией, берегите и охраняйте её!
Используемые источники: 1.Г.А. Александрова Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 40 с.
Приложение 2
Сценарий мероприятия «В гостях у Зарань» для детей старшей группы
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре. Задачи: 1.Закрепить представления детей о символике России и республики Коми, расширить представления о традициях, героях коми народа. 2.Знакомить детей с коми народными подвижными играми. 3.Развивать ловкость, внимание, умение работать самостоятельно и в коллективе. 4.Воспитывать интерес и любовь к народным традициям.
Материал: Спортивный зал украшен иллюстрациями из коми сказок и легенд; Маски кошки и мышки, муляж сыра; Костюм оленевода, палка; Полосы бумаги (белый, красный, зелёный, жёлтый, чёрный – по 2 штуки, синий – 4 штуки), платок; костюм Зарань. Сувениры – солнышки на каждого ребёнка.
Ход: Ведущая: Ребята, каких героев коми сказок и легенд вы знаете? (Пера-богатырь, Зарань, Баба-Ёма, Вöрса - леший) Мы сегодня отправимся в гости к Зарань. Разделимся на две команды. Зарань: Я Зарань – дочь Солнца. Я спустилась на землю по радуге и осталась жить здесь, потому что очень полюбила людей. Очень полюбила коми народ, традиции, игры. Предлагаю разделиться на две команды и поиграть. Зарань: Ребята, в какой республике мы живём? (в республике Коми). А как называется наша страна? (Россия).
Первая игра «Собери цвета флага» Сейчас мы узнаем, знаете ли вы, как располагаются цвета у нашего флагов России и республики Коми. Разделимся на две команды. На столе у вас полосы разноцветной бумаги, нужно выбрать только нужные цвета для флагов. По сигналу, каждый игрок команды подбегает к столу, располагает на столе свою полоску. Затем мы проверим. (Дети складывают из трёх цветов флаг России, республики Коми) Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Сравним с настоящими флагами. Зарань: Ребята, в северной части нашей республики в Ижме, в Воркуте пасутся стада северных оленей. А пасёт их оленевод или пастух.
Игра «Стой олень!» или «Сувт, кöр!» Выбирается оленевод – пастух. Игроки – олени находятся за линией, в загоне. Олени держат руки над головой, как рога. По сигналу «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а оленевод старается догнать кого-нибудь, коснуться палочкой и сказать: «Стой олень!» или «Сувт, кöр!». Тот, кого коснулись, отходит в загон. Игра заканчивается, когда все олени пойманы. Игра проводится два раза с двумя подгруппами. Зарань: Молодцы, оленеводы. Зарань: Ребята, наша республика славится не только охотниками и оленеводами, но и рыбаками. Какую рыбу ловят в наших реках? (щуку, окуней, ершей, когда-то попадались осетры. Но сейчас осетры занесены в Красную книгу.)
Игра «Рыбаки и рыбки» В центре круга находятся три рыбака. Остальные дети – рыбки. Рыбки могут забегать в круг и выбегать из него, а рыбаки должны их поймать. Рыбакам нельзя выходить из круга. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак. Зарань: У нас определился лучший рыбак. А теперь отгадайте загадки: Глазки – изумрудные, Шубейка – пуховая, Песенки – разлюбезные, Коготки – железные. (Кошка.) Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь) Зарань: На коми языке кошку зовут – кань. А мышка по коми будет мышка - шыр.
Игра «Мышка и сыр» Ведущая: Выберем кошку и мышку. Дети говорят слова: Шыршöе сыр! Кошка и мышка стоят в разных углах зала, после слов игроки бегут к куску сыра. Если мышка добегает первой, она получает сыр; Если кошка добегает раньше, она хватает мышку. Игра продолжается 3-4 раза. Зарань: Ребята, посмотрите на эту героиню коми сказок. Кто это? (Баба-Ёма) Мы её не боимся и немного подразним.
Игра «Ёма-кулёма» Выбирается Баба-Ёма, на неё одевается платок. Баба-Ёма стоит в одном конце зала, игроки в другом. Дети подходят ближе к водящему, говорят слова и показывают движения. Ёма-кулёма, паськыдвома, Чуклясюра,ыджыдпеля, Лöз-лöзсинма, крукакиа, Кузь-кузьныра, куран кока. Бе-бе-бе! Баба-ёма догоняет, дети убегают на место. Игра проводится 2-3 раза. Зарань: Молодцы, ребята! Не испугались Бабу-Ёму. А теперь пора нам прощаться. А за вашу дружбу, примите от меня небольшие сувениры - Солнышки. Дети получают сувениры прощаются с Зарань и выходят из зала.
Используемые источники:
Приложение 3
Посещение музея РК, знакомство с крестьянским домом, с природой родного края, историей России и родного города, республики. Встреча с подлинными предметами быта.
В Доме-музее Морозова, посетили две экскурсии. На экскурсии «Закрой глаза, и ты увидишь» дети познакомились с коми национальными музыкальными инструментами, смогли поиграть на них. Ребята узнали, как и из чего изготавливались инструменты, и что пригождались они в работе, дома и в праздник. На второй экскурсии «Деревянных дел мастера» дети больше узнали о домашней утвари, изготовлении посуды из разных частей дерева (ствола, капа, корней, коры). Смогли угадать на ощупь, что это за посуда. В Литературном музее Куратова дети совершили сказочное путешествие с Бабой-Ёмой.
Приложение 4
Утверждаю
Директор МАДОУ «ЦРР – детский сад
№ 17»г. Сыктывкар
___________ Стерлягова Е.М.
Приказ_______________
Положение
О творческом конкурсе стихов среди детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Родина моя», приуроченного к Дню защитника Отчества
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №17» г. Сыктывкар
1. Общие положения
1.1. Творческий конкурс стихов «Родина моя» среди детей старшего дошкольного возраста (далее Конкурс) проводится на базе МАДОУ «ЦРР детский сад №17». В Конкурсе участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №17» г. Сыктывкар.
1.2. Конкурс проводится в два этапа:
1этап - Отборочный этап Конкурса – проводится очно среди детей старшего дошкольного возраста (дети 5-7 лет) в старших группах № 4, 5, 11 (1 корпус), № 4 (2 корпус) и подготовительных группах № 8, 9, 10 (1 корпус), № 5 (2 корпус). Срок с 01.02.2023 по 15.02.2023 г.
2 этап – Заключительный этап Конкурса – проводится очно на базе МАДОУ «ЦРР детский сад №17» г. Сыктывкара, ул. Интернациональная д. 17 среди детей старшего дошкольного возраста (дети 5-7 лет). Срок с 16.02.2023 по 17.02.2023.
2. Цели и задачи Конкурса
Конкурс проводится с целью патриотического воспитания подрастающего поколения, выявления и развития талантливых детей среди старших дошкольников.
2.2. Задачи Конкурса:
2.2.1. Воспитание патриотических чувств к Родине, Родному краю, гордости за Российскую Армию.
2.2.2. Развитие творческого исполнения стихов.
2.2.3. Выявление наиболее талантливых воспитанников среди МАДОУ «ЦРР – детский сад - № 17» г. Сыктывкара.
3. Участники Конкурса
3.1.Участниками Конкурса являются воспитанники старшего дошкольного возраста (старших групп № 4, 5, 11 (1 корпус), № 4 (2 корпус) и подготовительных групп № 8, 9, 10 (1 корпус), № 5 (2 корпус)) МАДОУ «ЦРР – детский сад - № 17» г. Сыктывкара.
4. Условия проведения Конкурса
4.1. Конкурс проводится по четырём темам:
* То берёзка, то рябинка
4.3. Стихи должны быть объёмом не более 5-6 четверостиший.
4.5. Допускается использование творческой зарисовки, костюма и прочих атрибутов для более яркого исполнения стихотворения.
5. Критерии к оценке Конкурса
5.1. Соответствие тематике и номинации Конкурса;
5.2.Техника и культура речи;
6. Порядок организации и проведения Конкурса
6.1.1 этап - Отборочный этап Конкурса – проводится воспитателями в старших, подготовительных группах ДОО. Срок с 01.02.2023 по 15.02.2023 г. Среди детей отбираются 3 лучших исполнителя от группы.
2 этап – Заключительный этап Конкурса – проводится очно на базе МАДОУ «ЦРР детский сад №17» г. Сыктывкара, ул. Интернациональная д. 17 среди детей старшего дошкольного возраста (дети 5-7 лет). Срок с 16.02.2023 по 17.02.2023
Подведение итогов20.02.2023.
6.2.Состав жюри, порядок проведения Конкурса, утверждается приказом ДОО.
6.3.Членами жюри могут быть воспитатели, специалисты, члены администрации.
6.5. Для участия в Конкурсе необходимо передать организаторам Конкурса список участников в срок до 15 февраля 2023 года.
7. Подведение итогов Конкурса
7.1.Итоги Конкурса подводятся 20.02.2023 г.
7.2.Награждение проводится за 1,2,3 места в каждой возрастной группе дипломами.
7.3. Все участники Конкурса отмечаются в Приказе ДОО.
7.4. Все педагоги, подготовившие участников Конкурса, отмечаются Благодарственными письмами.
8. Жюри Конкурса:
1.Чуманова Е.Б. – старший воспитатель 2.Старцева Е.Н. - воспитатель 3.Егорова О.А. – воспитатель 4.Никитенко К.С. – воспитатель 5.Щербакова О.В. – воспитатель 6.Кинева И.А. – воспитатель 7.Гук Н.Е. – воспитатель 8.Конышева Н.Э. – воспитатель 9.Анисимова И.С.- воспитатель
9. Организаторы проведения Конкурса:
1. Чуманова Е.Б. – старший воспитатель 2. Старцева Е.Н.– воспитатель 3. Егорова О.А. – воспитатель 4. Никитенко К.С. – воспитатель 5. Щербакова О.В. – воспитатель 6. Кинева И.А. – воспитатель 7. Гук Н.Е. – воспитатель 8. Конышева Н.Э. – воспитатель 9. Анисимова И.С.- воспитатель Приложение 5
Пополнение РППС
Приложение 6
Квест «Найди это место в городе»
Приложение 7
Пословицы и поговорки о Родине
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».