Статья «Опыт реализации интерактивных средств обучения в работе педагогов ДОО с детьми» |
Содержание - Дошкольное образование |
26.05.2023 11:34 |
Денисова Виктория Викторовна, педагог-психолог; Овчинникова Юлия Александровна, педагог-психолог Опыт реализации интерактивных средств обучения в работе педагогов ДОО с детьми Согласно требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс их усвоения. Именно поэтому одно из инновационных направлений - это мультимедийные и интерактивные технологии, которые активно внедряются в процесс обучения образовательных организаций, являются актуальными и приоритетными. Интерактивные средства обучения позволяют в доступной привлекательной и игровой форме развивать психические функции детей: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, а также позволяют реализовать творческую составляющую учебного процесса. Мы хотим представить свой опыт использования в работе таких интерактивных средств, как говорящая ручка и интерактивная доска. Для занятий с детьми нами была приобретена говорящая ручка «Знаток» II поколения. По форме она напоминает обычную ручку, а принцип её работы заключается в том, что она воспроизводит записанный звук при наведении её на чип или определенную кнопку стикера. Говорящая ручка как средство обучения является помощником для педагогов и способствует эффективному развитию психических процессов детей, позволяет экономить время и силы в процессе подготовки и проведения занятий, делает обучение увлекательным, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка. В своей практике при помощи ручки «Знаток» мы используем такие приёмы и методы, как: 1) Озвучивание героя, приходящего на занятие. Педагог заранее записывает слова героя на стикер и в нужный момент воспроизводит их с помощью говорящей ручки. 2) Воспроизведение загадок. Перед занятием педагог записывает загадки на стикер и прикрепляет их с обратной стороны картинок-отгадок. В процессе обучения дети прослушивают загадки, называют свои варианты и узнают правильный ответ, переворачивая картинку. 3) Воспроизведение заданий. Педагог заранее записывает задания или инструкции к упражнениям на стикеры, приклеивает их на предметы, соответствующие теме занятия, и складывает их в емкость. Во время игры дети сами достают предмет, воспроизводят задание с помощью говорящей ручки и выполняют его. Пример заданий: изобразить животное, выполнить физическое упражнение, посчитать что-либо и т.д. 4) Составление рассказов (индивидуальных или коллективных). К сюжетным картинкам педагог прикрепляет стикеры. Детям необходимо придумать и записать с помощью ручки рассказ или предложение, а затем совместно прослушать полученные истории. 5) Пересказ произведений. Перед началом занятия педагог приклеивает стикеры к страницам книги. Ребенок вспоминает текст изображенной сказки, проговаривает и записывает его на стикер. Затем все дети прослушивают произведение в исполнении сверстника. 7) Озвучивание мультфильмов.Дети просматривают эпизод или целый мультфильм по мотивам известных сказок. Затем вспоминают и записывают фразы героев на стикеры. Далее на экране мультфильм воспроизводится без звука, а сопровождается озвученными фразами детей с помощью ручки. Таким образом, традиционные способы проведения занятия объективно уступают занятиям с использованием говорящей ручки по следующим показателям: время подготовки, энергозатратность, уровень мотивации у воспитанников, результативность занятий. В нашем ДОУ установлена интерактивная доска Smart Вoard с программой SMART Notebook. В работе как воспитателей, так и специалистов это универсальный инструмент, позволяющий организовать образовательный процесс. Использование интерактивной доски освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, дополнительной аудио- и видеоаппаратуры, значительно расширяет возможности предъявляемого материала, позволяет повысить мотивацию детей к получению новых знаний, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми. Работа с интерактивной доской может включать следующие виды деятельности: коммуникативные и дидактические игры, упражнения; овладение символами; работа с проблемными ситуациями; совместную деятельность детей; выполнение творческих заданий и др. Практический опыт показывает, что работа с интерактивной доской позволяет усовершенствовать традиционные упражнения и игры, например, «Четвертый лишний», «Заплатки», «Лабиринты», «Графический диктант» и т.д., а также создавать и реализовывать новые. В своей работе мы используем следующие инновационные формы проведения занятий: 1) Игры-тренажеры. Интерактивные упражнения, способствующие формированию и отработке различных умений и навыков. 2) Игры-ходилки. Игры, в которых детям нужно выполнить задания и дойти до финиша, передвигаясь по клеткам игрового поля, изображенного на экране, и используя 3Д кубик. 3) Игры-путешествия. Игры, где дети путешествуют вместе с героем, изображенным на экране, и справляются с заданиями, которые встречаются им на пути. 4) Игры-квесты. Интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий. В процессе работы с интерактивной доской мы отметили, что детям нравится передвигать предметы, изображения в соответствии с заданиями. Изменения элементов экрана от прикосновений рукой или специальной указкой выглядят для них очень эффектно. Детей привлекает писать, рисовать, стирать с доски, играть и др. Еще одним преимуществом работы с интерактивной доской является обратная связь – моментальное реагирование, объективно оценивающее действия детей при выполнении упражнений. Это дает ценную возможность каждому ребенку провести работу над своими ошибками. Можно сделать вывод о том, что применение интерактивной доски и говорящей ручки в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения и воспитания дошкольников: происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие графомоторных навыков, мелкой моторики и ориентировки в пространстве. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».