Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у воспитанников в процессе освоения графических навыков» |
Содержание - Дошкольное образование |
03.07.2023 13:59 |
Аввакумова Юлия Валерьевна, воспитатель, МДОБУ «Детский сад комбинированного вида №6» г. Всеволожска.
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у воспитанников в процессе освоения графических навыков» Актуальность. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой моторики руки — общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и тонкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Постоянная тренировка движений пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух и зрение. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Учителя начальной школы обеспокоены тем, что много детей пришедших в школу страдают дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи, и большая часть первоклассников испытывает серьезные трудности с навыком письма. Многие дети неправильно держат ручку, часто при этом очень напряжены. Линии получаются не ровные, «дрожащие», не ритмичные, нажим не равномерный, буквы разного размера, пишутся где угодно, но только не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно развитыми графомоторными навыками, зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. Поэтому целью работы является развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста. Работа направлена на совершенствование и развитие тонкой моторики пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий, различные упражнения с природным и бросовым материалом, раскраски и штриховки, вкладыши и шнуровки. Общее развитие моторики – это двигательное развитие всего организма, подразумевает своевременное овладение, координацию, согласование и тренировку всех мышц организма. Крупная моторика отвечает за согласованные движения всего тела (так называемые локомоции) – ходьбу, ползание, бег. Однако у человека есть и особый, уникальный орган, позволяющий выполнять очень точные, порой невидимые глазу манипуляции: это кисти рук, пальцы. Именно эту двигательную систему и называют «мелкой, или тонкой, моторикой». Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребёнка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы. Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития. Они становятся ещё и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому целью работы является развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста. Работа направлена на совершенствование и развитие тонкой моторики пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий, различные упражнения с природным и бросовым материалом, раскраски и штриховки, вкладыши и шнуровки.
Цель: стимулировать развитие мелкой моторики у детей в процессе освоения графических навыков. Задачи: - познакомить с пальчиковыми играми и упражнениями, помочь детям их запомнить и использовать в повседневной жизни, - формировать умение правильно держать карандаш и проводить чёткие линии карандашом с разным нажимом и в разных направлениях, - развивать умения выполнять мелкие движения пальцами рук, - развивать интерес к художественному слову, - развивать координацию речи с движением, координацию рука - глаз, - организовать взаимодействие участников проекта (воспитателей, воспитанников, родителей), - создать развивающую среду по теме проекта.
Этапы работы по проекту 1 Подготовительный этап Задачи: 1. Определить цель и задачи проекта. 2. Изучить и создать информационную базу по проекту. 3. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта. 2 Основной этап Задачи: 1. Формировать интерес к графическим заданиям. 2. Формировать умение владеть карандашом: проводить линии (прямые, кривые, ломаные), штриховать, раскрашивать, рисовать. 3. Развивать связную речь. 4. Развивать интерес к художественному слову. 5. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение). 6. Развивать координацию речи с движением, артикуляцию, тонкую и общую моторику. 7. Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества. 8. Воспитывать активность и самостоятельность. 9. Создать развивающую среду по данной тематике. 10. Оформить альбом с графическими заданиями для детей. 3 Заключительный этап Задачи: 1. Подвести итоги проекта. 2. Проанализировать полученные результаты. 3. Определить перспективу на будущее. Продолжительность проекта с сентября 2021 – август 2022. Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители. Конечный продукт: картотеки графических заданий для дошкольников, презентация.
Приложение. Графические задания Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках.
Контуры На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.
Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.
Дождик На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.
Волны Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).
Рыбка Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.
Узорная штриховка На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.
Дорисуй рисунок Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:
Соедини точки Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.
Развивай глазомер В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.
Повторение рисунка по клеточкам Для такого задания подготавливаются карточки, разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.
Графические диктанты На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».