Статья: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» |
Содержание - Дошкольное образование |
29.01.2024 10:04 |
Малетина Людмила Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад с Зоркальцево» Томского района, Томской области.
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л.С. Лихачев. Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Существуют различные виды воспитания, например, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и др., но именно патриотическое воспитание занимает главное место и требует особого внимания. Основной целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Основные направления патриотического воспитания детей дошкольного возраста: - Представление о родном крае и России. - Любовь к родной природе. - Уважение к людям родной страны. - Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). - Уголки патриотические в группах. - Чувства ответственности и гордости за достижения страны. - Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Патриотизм – это очень сложное чувство, оно растёт из любви к близким людям, к родному краю, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Детей захватывает то, что имеет воздействие на их чувства. Именно поэтому любовь к Родине у ребёнка носит яркий и эмоциональный характер. В детском саду по патриотическому воспитанию используется различные методы работы: – Целевые прогулки и экскурсии, в том числе виртуальные. – Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.). – Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей. – Беседы о родном городе. – Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. – Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура). – Обогащение и стимулирование детского творчества. – Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Педагоги ставят задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах. В детских садах педагоги много внимания уделяют событиям Великой Отечественной войны, так же педагоги проводят большую краеведческую работу, организовывают тематические музеи воинской славы. Посещение музеев и картинных галерей, которые заставляет воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказывают о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Животные во время войны», «Праздник День Победы». При воспитании уважения и признательности к защитникам Родины воспитатель «учитывает интерес, проявляемый детьми к Вооруженным силам страны: сначала их, привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного – патриотизма советских воинов, их готовности защищать Родину, постоянного совершенствования боевой выучки» Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, педагог направляет их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней Вооруженных Сил страны. Игры – дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры используются для воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. К теме «Вооруженные силы страны» воспитатель обращается не только во время подготовки к празднованию Дня Защитника Отечества, но и в течение всего года. Так же формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6–7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что российские люди не бросают друзей и братьев наших меньших в беде. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то» «Здесь строится» «Это музей знаменитого писателя» и т. д. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Таким образом, методы патриотического воспитания дошкольников разнообразны – словесные, наглядные, игровые, практические. Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное), в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».