Методическая разработка «Методика речевого развития детей среднего дошкольного возраста «Виммелькартины»» |
Содержание - Дошкольное образование |
29.02.2024 11:43 |
Старостенко Елена Викторовна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 57» г. Сыктывкар, Республика Коми.
Методика речевого развития детей среднего дошкольного возраста «Виммелькартины»
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение звуковых законов и норм, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, или самостоятельно составлять связный текст. Развитие связной речи – одна из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста и является наиважнейшим условием успешности обучения в школе. Формирование связной речи у детей в речевом и психическом развитии сложный процесс. Развитие связной речи должно рассматриваться не только как овладение ребенком фонетическими, лексическими, грамматическими навыками, но и как общение детей друг с другом и со взрослыми, что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения. Обучение детей в любом возрасте носит непростой и подчас новаторский и предприимчивый характер. Особенно следует проявлять фантазию с дошкольниками, у которых может быть еще не сформирована речь, необходимо развивать логику, сенсорику и банальный интерес к новым знаниям. Вопросы формирования связной речи и логического мышления, затруднения детей в оформлении рассказа, непоследовательность в изложении текста, развития сюжета у детей с младшего возраста можно отнести к разряду вечных. Ответ состоит в применении современной образовательной технологии «Виммельбух». «Виммельбух» своей особенностью жанра позволяет увлечь любого современного ребенка процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным». Подбором книг, педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС ДО. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством воспитателя, становится исследователем и первооткрывателем. Название происходит от немецкого словосочетания Wimmelbuch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». А название такое дано, потому что на страницах «виммельбуха» невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах. Классический «виммельбух» достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. «Виммельбухи», несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас. Целью технологии стало использование многосюжетных страниц книг «виммельбухов» для организации образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка: - развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения); - формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям; - формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения; - формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие); - умение формировать свое отношение к увиденному. Приемы работы с «виммельбухом»: рассматривание, беседа (в том числе эвристическая), описательный рассказ и загадки, описание по плану воспитателя или по мнемотаблице, вопросы, проблемные ситуации, прием «вхождения в картину».
Виммельбухи очень интересны в работе с детьми, они увлекают ребят красочностью и множеством картинок, но в работе с этим пособием выяснился недостаток – в работе с виммельбухом может участвовать ограниченное число детей, в идеале 1-2. В групповой работе возникают трудности. Поэтому возникла идея создания пособия «Виммелькартины». Оно представляет собой твердую прямоугольную основу, на которую прицепляются фетровые основы с изображением фона пейзажа по временам года. К каждому времени года прилагается набор сюжетных картинок (распечатаных и заламинированных), с одной стороны оформленных фетром. Дети или педагог выкладывают на фоновую основу картинки по желанию и по смыслу, далее с виммелькартиной можно поиграть, например, найти определенного персонажа, посчитать персонажей или предметы, выбрать персонажа и рассказать, что с ним случилось, пофантазировать, что было раньше, что будет потом. Можно в целом рассказать по картине о времени года. Можно создавать виммелькартины не только по временам года, но и по разным лексическим темам, например, «Животные жарких стран», «Животные леса», «Ферма» и др. В отличие от классических виммельбухов, виммелькартины приспособлены для групповой работы, в то же время они обладают всеми положительными качествами виммельбухов: они просты, универсальны, результативны, расчитаны на детей разных возрастов, будут интересны даже взрослым, они замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас. Виммелькартины-это прекрасная методика речевого развития, не требующая больших материальных затрат, особой подготовки, нравится детям, однако она требует к себе внимания и систематичности, без взрослого (родителя, педагога) работа с виммелькартинами превращается в простое рассматривание картинок, обязательно нужно давать ребенку задания и сопровождать работу с пособием.
Список литературы: 1.Иванова Т.В. Развитие связной речи, изд. «Корифей», 2009. 2.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам., изд. «Владос», 2005. 3.http://медиа.маячокнт.рф/wp-content/uploads/2022/04/Programma-Vimmelbuh.pdf 4.https://dc-4.ru/wp-content/uploads/2022/12/kriterij-3.1.pdf 5.https://zen.yandex.ru/media/books_for_kids/chto-takoe-vimmelbuhi-i-kak-ih-pravilno-chitat-5e8d75ffb3f1fc26f95546a3 6.http://multimama.by/wimmelbuch-kak-chitat-detskuyu-knigu-kartinku/ 7.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/168-preschool-nod/13312-Tekhnologiya_raboty_pedagoga_po_knigam_zhanra_Vimmelbukh.html
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».