Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7449797
Методическая разработка «Методика речевого развития детей среднего дошкольного возраста «Виммелькартины»»
Содержание - Дошкольное образование
29.02.2024 11:43

Старостенко Елена Викторовна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 57» г. Сыктывкар, Республика Коми. 
Данная методика «Виммелькартины» расчитана на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Она основывается на технологии «Виммельбух», автор которой немецкий художник Али Митгуш.

 


 

Методика речевого развития детей среднего дошкольного возраста «Виммелькартины»

 

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение звуковых законов и норм, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, или самостоятельно составлять связный текст.

Развитие связной речи – одна из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста и является наиважнейшим условием успешности обучения в школе. Формирование связной речи у детей в речевом и психическом развитии сложный процесс. Развитие связной речи должно рассматриваться не только как овладение ребенком фонетическими, лексическими, грамматическими навыками, но и как общение детей друг с другом и со взрослыми, что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.

Обучение детей в любом возрасте носит непростой и подчас новаторский и предприимчивый характер. Особенно следует проявлять фантазию с дошкольниками, у которых может быть еще не сформирована речь, необходимо развивать логику, сенсорику и банальный интерес к новым знаниям. Вопросы формирования связной речи и логического мышления, затруднения детей в оформлении рассказа, непоследовательность в изложении текста, развития сюжета у детей с младшего возраста можно отнести к разряду вечных. Ответ состоит в применении современной образовательной технологии «Виммельбух».

«Виммельбух» своей особенностью жанра позволяет увлечь любого современного ребенка процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным». Подбором книг, педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС ДО. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством воспитателя, становится исследователем и первооткрывателем.

Название происходит от немецкого словосочетания Wimmelbuch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». А название такое дано, потому что на страницах «виммельбуха» невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах.

Классический «виммельбух» достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку.

«Виммельбухи», несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Целью технологии стало использование многосюжетных страниц книг «виммельбухов» для организации образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка:

- развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения);

- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;

- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;

- формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);

- умение формировать свое отношение к увиденному.

Приемы работы с «виммельбухом»: рассматривание, беседа (в том числе эвристическая), описательный рассказ и загадки, описание по плану воспитателя или по мнемотаблице, вопросы, проблемные ситуации, прием «вхождения в картину».


alt

 

Виммельбухи очень интересны в работе с детьми, они увлекают ребят красочностью и множеством картинок, но в работе с этим пособием выяснился недостаток – в работе с виммельбухом может участвовать ограниченное число детей, в идеале 1-2. В групповой работе возникают трудности. Поэтому возникла идея создания пособия «Виммелькартины». Оно представляет собой твердую прямоугольную основу, на которую прицепляются фетровые основы с изображением фона пейзажа по временам года. К каждому времени года прилагается набор сюжетных картинок (распечатаных и заламинированных), с одной стороны оформленных фетром. Дети или педагог выкладывают на фоновую основу картинки по желанию и по смыслу, далее с виммелькартиной можно поиграть, например, найти определенного персонажа, посчитать персонажей или предметы, выбрать персонажа и рассказать, что с ним случилось, пофантазировать, что было раньше, что будет потом. Можно в целом рассказать по картине о времени года. Можно создавать виммелькартины не только по временам года, но и по разным лексическим темам, например, «Животные жарких стран», «Животные леса», «Ферма» и др. В отличие от классических виммельбухов, виммелькартины приспособлены для групповой работы, в то же время они обладают всеми положительными качествами виммельбухов: они просты, универсальны, результативны, расчитаны на детей разных возрастов, будут интересны даже взрослым, они замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Виммелькартины-это прекрасная методика речевого развития, не требующая больших материальных затрат, особой подготовки, нравится детям, однако она требует к себе внимания и систематичности, без взрослого (родителя, педагога) работа с виммелькартинами превращается в простое рассматривание картинок, обязательно нужно давать ребенку задания и сопровождать работу с пособием.

  


Список литературы:


1.Иванова Т.В. Развитие связной речи, изд. «Корифей», 2009.

2.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам., изд. «Владос», 2005.

3.http://медиа.маячокнт.рф/wp-content/uploads/2022/04/Programma-Vimmelbuh.pdf

4.https://dc-4.ru/wp-content/uploads/2022/12/kriterij-3.1.pdf

5.https://zen.yandex.ru/media/books_for_kids/chto-takoe-vimmelbuhi-i-kak-ih-pravilno-chitat-5e8d75ffb3f1fc26f95546a3

6.http://multimama.by/wimmelbuch-kak-chitat-detskuyu-knigu-kartinku/

7.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/168-preschool-nod/13312-Tekhnologiya_raboty_pedagoga_po_knigam_zhanra_Vimmelbukh.html

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР