Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869302
Статья ««Утренний круг» как форма взаимодействия педагога с детьми»
Содержание - Дошкольное образование
05.03.2024 08:18

Лодыгина Людмила Ивановна, воспитатель без квалификационной категории, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 19» г. Сыктывкар п.г.т. Краснозатонский. 
Утренний круг — важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Вторая младшая группа.

 


«Утренний круг» как форма взаимодействия педагога с детьми

Утренний круг – это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. 

Таким образом, основная цель проведения утреннего круга «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. 

«Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, настроиться на «работу», поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы и договориться о правилах. Утренний круг стал любимым моментом и для детей нашей группы. Дети, приходя в детский сад утром, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься; они быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. 

Утренний круг – важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.

Именно на утреннем круге зарождаются и обсуждаются новые приключения, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы, а также планируются моменты, в которых дети становятся участниками образовательной деятельности. Воспитатель здесь несет функцию модератора, то есть он не главный, он просто направляет «сюжет» разговора в нужное, правильное русло. Это место для общения взрослых и детей, задающее смысл и стиль всей жизни группы. Возможность такой ежедневной тренировки навыка выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность. Утренний круг предназначен для эффективного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

- Создаёт условия для общения детей и взрослых:

- Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую ребята получили с момента предыдущей встречи.

- Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.

- Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.

- Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).

- Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, ребенок ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.

- Работает над развитием навыков культурного общения. Ребята, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п.

Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.

- Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.

Взрослый показывает ребятам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений.

- Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.

- Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости. 

Общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры.

Структура «Утреннего круга»

1.     Приветствие или «Минутка вхождения в день.

2.     «Новости дня»: обмен информацией

3.     Дыхательная и пальчиковая гимнастика

4.     Игра по теме периода

5.     Планирование или календарь дел

Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение. Мы очень часто приветствуем друг друга объятиями. Приветствие может быть разным. 

Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать:

- музыку;

- звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);

- речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).

Многие методисты считают, что сама по себе речёвка в качестве позывного малоэффективна, так как настраивает на работу только тогда, когда произносится очень громко, хором, что осуществить очень сложно, ведь дети ещё не настроены на совместную деятельность. Поэтому этот приём рекомендуется сочетать с музыкой или звоном колокольчика.

Обмен новостями

Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка – реакции на вопрос взрослого.

Малыши обычно с удовольствием делятся своими новостями-впечатлениями, так что к организации этого этапа нужно отнестись со всей серьёзностью

Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:

- Что за погода на улице?

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц, день недели, число?

- Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?

- Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет: «Дворника».

- Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?

- Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:

- отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;

- обогатить и активизировать свой словарь;

- формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Это интересно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.

Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:

- не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);

- не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);

- не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);

- не запрещаем (запретных тем нет).

Составление плана дня

Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, знакомство с классической музыкой в исполнении приглашённых артистов филармонии и пр.

На этапе планирования предлагать детям самим определить, чем они будут заниматься: рисовать, играть или слушать сказку, то есть выбрать центр активности. Обычно для такой «самодеятельности» выделяется 10-15 минут после дневного сна и полдника. Этот приём практикует малышей в принятии ответственных решений.

Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах – до 15 минут, в средней – до 20, в старших – до 30). Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) – эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.

Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:

- в младших группах новости вписаны в этап планирования деятельности;

- в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2-3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли);

Чем младше дети, тем больше нужно говорить воспитателю, так как малышам необходимо считывать речевой образец.

В средней группе новости и планирование происходят в вопросно-ответной форме – педагог «наводит» детей на нужные словесные реакции;

В старшей группе игры приобретают характер психогимнастики;

В подготовительной группе наблюдается аналитический подход к каждому из этапов (дети объясняют тот или иной выбор, свою оценку).

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР