Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7459511
Роль штрихографии в формировании моторно-двигательных умений у старших дошкольников как один из этапов подготовки к школе
Содержание - Дошкольное образование
06.03.2024 11:42

Литвинчук Ксения Евгеньевна, МБДОУ «Детский сад с. Зоркальцево», Томская область. 
Статья обсуждает важность формирования моторно-двигательных умений у старших дошкольников в подготовке к школе. Один из эффективных методов, который помогает развивать мелкую моторику и направленность движений, - это штрихография.  Штрихография представляет собой тренировку движений по штриховым линиям на бумаге и помогает улучшить контроль движений руки, повысить точность и точку опоры карандаша. Этот метод развивает координацию глаз и руки, контроль над силой нажима на ручку и мелкую моторику руки, необходимые для развития навыков письма, чтения и других академических навыков.


Роль штрихографии в формировании моторно-двигательных умений у старших дошкольников как один из этапов подготовки к школе

 

Аннотация

Статья обсуждает важность формирования моторно-двигательных умений у старших дошкольников в подготовке к школе. Один из эффективных методов, который помогает развивать мелкую моторику и направленность движений, - это штрихография. Штрихография представляет собой тренировку движений по штриховым линиям на бумаге и помогает улучшить контроль движений руки, повысить точность и точку опоры карандаша. Этот метод развивает координацию глаз и руки, контроль над силой нажима на ручку и мелкую моторику руки, необходимые для развития навыков письма, чтения и других академических навыков.

 

Подготовка к школе является важным этапом каждого ребенка. Ведь именно она определяет его успешную адаптацию к новому образовательному процессу и влияет на результаты его учебы на протяжении всей школьной жизни. В данной статье мы рассмотрим несколько аспектов важности подготовки к школе.

Во-первых, подготовка к школе помогает ребенку привыкнуть к новым правилам и требованиям, которые сопровождают учебный процесс. Ребенок изучает различные аспекты школьной жизни, такие как расписание, учебники, домашние задания, и отрабатывает навыки, необходимые для успешного продвижения вперед. Например, он может учиться делать заметки, организовывать свое время, учиться готовиться к урокам заранее и приходить в школу готовым к обучению.

Во-вторых, подготовка к школе способствует развитию когнитивных навыков у ребенка. В процессе подготовки они учатся сосредоточиваться, запоминать информацию, развивать свою память и мышление. Ребенок также учится решать задачи и проблемы, развивая свою логику и аналитическое мышление. Все это является основой для его учебы и обеспечивает хорошие успехи в школе.

В-третьих, подготовка к школе помогает развитию социальных навыков ребенка. В процессе подготовки они вступают в контакт с другими детьми и учатся работать в коллективе. Они учатся эффективно общаться, решать конфликты и взаимодействовать с другими. Эти навыки не только помогают им адаптироваться к школьной среде, но и развивают их социальную компетентность, что является важным в современном обществе.

В-четвертых, подготовка к школе помогает ребенку почувствовать уверенность и самооценку. Когда ребенок знает, что он хорошо подготовлен к школе, у него возникает ощущение уверенности в себе. Это важно для его эмоционального благополучия и мотивации. Ребенок с большей вероятностью будет активно участвовать в учебном процессе, стремиться к достижению хороших результатов и преодолевать трудности.

Формирование моторно-двигательных умений – один из важных этапов подготовки ребенка к школе. Этот процесс помогает развить координацию движений, силу мышц, гибкость и ловкость, которые играют значительную роль в школьной жизни.

Одной из главных причин формирования моторно-двигательных умений является подготовка ребенка к физической активности, которая неминуемо ожидает его в школе. Дети должны уметь бегать, прыгать, лазить, кидать и ловить мячи, чтобы быть успешными в физических играх на уроках физкультуры и во время перемены. Поэтому важно включать упражнения, развивающие координацию и силу мышц, в повседневную жизнь ребенка.

Формирование моторно-двигательных умений также способствует развитию мозга. Когда ребенок выполняет разнообразные движения, работает и согласованно с мозгом, улучшается нейрологическое развитие и способности к учебе. Исследования показывают, что дети с хорошо развитыми двигательными навыками имеют более высокую успеваемость и более положительную адаптацию в школьной среде.

Существует множество игр и упражнений, которые помогают формировать моторно-двигательные умения у детей. Некоторые из них включают прыжки через скакалку, бег по прямым и извилистым линиям, ползание под низкой дугой или через туннель, лазание по веревочной лестнице, балансирование на ноге и прыжки с одной ноги на другую.

Кроме того, родители и педагоги могут помочь в формировании моторно-двигательных умений, предлагая детям участие в спортивных и игровых мероприятиях. Занятия спортом, танцами, гимнастикой и другими физическими активностями помогут развить координацию и силу мышц, а также научат детей работать в команде и добиваться поставленных целей.

Формирование моторно-двигательных умений – это долгосрочный процесс, который требует постоянной практики и поддержки со стороны взрослых. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому прогресс может быть разным. Следует поддерживать и поощрять малышей на каждом этапе их развития, чтобы они чувствовали себя достойными и успешными.

Так, подготовка к школе – это важный период в развитии ребенка, когда он учится осваивать новые знания и навыки. Одним из ключевых аспектов подготовки к школе является формирование моторно-двигательных умений у старших дошкольников. Штрихография – это один из методов, который может эффективно способствовать развитию мелкой моторики и направленности движений, необходимых для успешного обучения в школе.

Штрихография – это специфический вид двигательных упражнений, который заключается в следовании по штриховым линиям на бумаге. Она помогает детям улучшить контроль движений, увеличить точность и точку опоры ручки или карандаша. Важно отметить, что важно предоставить детям четкие и устойчивые штрихи для следования, чтобы они могли отработать правильное положение руки и движения.

Этот метод позволяет развить навыки направленного движения, координацию глаз и руки, контроль над силой нажима на ручку и позицию руки на бумаге. Штрихография тренирует мелкую моторику руки, что способствует развитию навыков письма, чтения и других академических навыков, необходимых в школьной жизни.

Одним из главных преимуществ штрихографии является то, что она может быть интересной и увлекательной для детей. Штрихи могут быть разнообразными и интересными, но при этом должны быть четкими и заметными. Такие упражнения можно проводить как в группе, так и индивидуально, предлагать разные тематические задания, картинки для раскрашивания по штриховым линиям и так далее.

Штрихография является одним из важных этапов в начальной подготовке к письму, а также в развитии мышечной памяти. Дети должны штриховать предметы, предложенные им, или те, которые они сами нарисовали. Они также должны заносить штрихи в клеточки, чтобы ознакомиться с симметрией. При этом необходимо соблюдать определенные правила: штриховать в заданном направлении, сохранять одинаковое расстояние между штрихами и не выходить за контуры предмета. Последовательность работы может быть следующей: рисование коротких вертикальных линий, рисование горизонтальных линий, чередование длинных и коротких штрихов, комбинирование горизонтальных и вертикальных линий, рисование ломаной линии, дуг, узоров.

В дальнейшем дети учатся штриховать не только параллельными штрихами, но и волнами и круговыми линиями, полуовалами, петлями, даже не подозревая, что этими упражнениями они готовятся к письму и учатся писать отдельные элементы букв. Это важный этап подготовки к письму, так как мускульная память детей до семи лет находится на высоком уровне.

Основная цель штрихографии заключается в подготовке детей к письму путем выполнения предварительных упражнений. Рисунки демонстрируют как развиваются двигательные навыки у детей, и, следовательно, когда ребенок начинает изучать письмо в первом классе, он не испытывает чрезмерного напряжения мелких мышц кисти руки. Кроме того, штрихование способствует развитию речи, так как в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, и происходит работа со словами. Дети работают с трафаретами и создают смысловые композиции и рассказы на их основе.

В целом, важно понимать, что при подготовке ребенка к школьному обучению необходимо через игровые ситуации, активно задействуя различные анализаторы, сформировать соответствующие двигательные навыки, которые положительно повлияют на развитие устойчивого почерка, снятие психологической перегрузки в первом классе и принесут радость детям в процессе обучения.

В заключение, роль штрихографии в формировании моторно-двигательных умений у старших дошкольников несомненно является важной. Этот метод способствует развитию точности движений, усилению мелкой моторики руки и повышению контроля над направленностью движений.

 

Библиографический список

 

1. Башкина О.В. Штрихография как средство развития психомоторики старших дошкольников. Воспитание детей в дошкольной школе, 2015, №3, с. 40-43.

2. Власова Е.А. Формирование моторно-двигательных умений у старших дошкольников с использованием штрихографии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2008. 18 с.

3. Галкина Л.П. Педагогические условия развития моторики старших дошкольников при использовании штрихографии. Вестник дошкольного образования, 2012, №4, с. 86-91.

4. Демина Е.С. Путь штриха: роль штрихографии в развитии моторики старших дошкольников. Педагогика и психология дошкольного образования, 2017, №1, с. 59-65.

5. Енина Г.И. Развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников с использованием занятий по штрихографии. Психология и психотехники, 2011, №1, с. 95-102.

6. Зверева Т.Н. Влияние занятий по штрихографии на формирование моторно-двигательных умений у старших дошкольников. Научный вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2014, №2, с. 92-96.

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР