Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7460920
Мастер-класс «Формирование логического мышления дошкольников с использованием блоков Дьенеша»
Содержание - Дошкольное образование
26.04.2024 06:42

Горячева Ирина Юрьевна, Замалетдинова Светлана Ильдусовна, Моховикова Елена Андреевна, воспитатели МДОБУ ДСКВ № 6 г. Всеволожска. 
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса, развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности по практическому использованию учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» в работе с дошкольниками по формированию логического мышления.

 


 

Мастер-класс

«Формирование логического мышления дошкольников с использованием блоков Дьенеша»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер- класса, развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности по практическому использованию учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» в работе с дошкольниками по формированию логического мышления.

Задачи:

1. Обогащать опыт педагогов по использованию учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» в работе с дошкольниками по формированию логического мышления.

2. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах использования учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» в работе с дошкольниками по формированию логического мышления.

I. Теоретическая часть.

1. Знакомство педагогов и специалистов с целью и задачами мастер – класса.

2. Актуальность и реализация задач по использованию учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» в работе с дошкольниками по формированию логического мышления.

II. Практическая часть.

1.Раздел «Количество и счет»

2.Раздел «Геометрические формы»

3.Раздел «Величина»

4.Раздел «Ориентировка в пространстве»

5.(Раздел «Ориентировка во времени»

Ход мастер-класса:

I часть.

«Ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело, вся его жизнь – это игра».

А. С. Макаренко


Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал воспитателя дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Воспитатель дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей воспитателя и родителей является развитие у ребенка интереса к математике.

Особое значение для развития интереса к математике, математических способностей имеет занимательный математический материал. Он позволяет решать серьезные учебные задачи в увлекательной форме, предупредить интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Он должен быть разнообразным и использоваться систематически.

Обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, т.к. именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

Играя, дети приобретают новые знания, умения, навыки, развивают способности, подчас не догадываясь об этом.

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы воспитателя, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Вслед за великим М. Ломоносовым профессор З. А. Михайлова утверждает: «Математика мир объясняет». Поэтому занимательная математика для маленьких детей – удивительная школа открытий, где ребёнок получает способы эффективных действий на пути к этим открытиям. Зинаида Алексеевна подчёркивает, что способ и способность однокоренные слова и значит ребёнку нельзя давать только готовые знания. Для развития ему необходимы разнообразные способы действий, чтобы не бояться неудач, научиться искать варианты решения жизненных задач и раскрывать собственные способности.

Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, математической подготовки.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития и, в частности, математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем, автором игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими».

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для развития логического мышления детей.

Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине. Они способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам. Это уникальное пособие дает детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам отправиться в путешествие, в игровую страну логических блоков Дьенеша.

Практическая часть:

1. Раздел «Количество и счет»

Игра «Посади цветы на клумбы»

Задачи: формировать умение соотносить число с определенным количеством предметов, упражнять в количественном счете. Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать задачу, выполнять ее самостоятельно.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, обручи, карточки с изображением цифр, карточки с указанием свойств блоков.

Содержание: детям предлагается посадить цветы в клумбы. В каждую клумбу можно посадить столько цветов, сколько обозначено на карточке с цифрой, цветы в каждой клумбе должны соответствовать находящейся в ней карточке с указанием свойств блока.

Игра «Посчитай птиц»

Задачи: закреплять количественный счет, умение соотносить число с количеством предметов. Формировать умение сравнивать группы предметов по количеству. Развивать представления о символическом изображении объектов.

Оборудование: карты с изображением птиц (скворец, грач, ласточка) и свойств блоков, логические блоки Дьенеша.

Содержание игры: детям предлагается, опираясь на карты с изображением птицы (скворец, грач, ласточка) и свойств блока, посчитать сколько скворцов, грачей или ласточек прилетело на полянку и показать карточку с соответствующей цифрой. Ответить на вопросы каких птиц прилетело больше, каких меньше, сколько всего птиц на полянке.

Игра «Составь и реши задачу»

Задачи: закреплять количественный и порядковый счет, умение соотносить число с количеством предметов. Формировать умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Развивать логические формы мышления.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, карточки с изображением цифр и знаков «+», «-», «=».

Содержание игры: детям предлагается взять несколько блоков Дьенеша, составить и решить задачу опираясь на свойства блоков. Например: бабушка испекла 5 пирожков (блоки прямоугольной формы, любого цвета и размера) и 4 ватрушки (блоки круглой формы, любого цвета и размера). Сколько всего пирожков и ватрушек испекла бабушка? Ребенок выкладывает блоки прямоугольной формы, считает их и обозначает цифрой «5», затем выкладывает блоки круглой формы, считает и обозначает цифрой «4», далее решает какой знак ставится между цифрами, решает задачу и обозначает ответ цифрой. Педагог акцентирует внимание ребенка на таких понятиях, как условие задачи, решение и ответ.

2. Раздел «Геометрические формы»

Игра «Загадки без слов»

Задачи: закреплять умение называть геометрические фигуры. Упражнять в умении расшифровывает информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям. Развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование:набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств блоков.

Содержание:детям предлагается отгадать необычные загадки, это загадки без слов. Педагог показывает карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы, а дети отгадывают зашифрованную на карточке фигуру, находят, называют и показывают ее. Загадываются три совместных свойства.

Игра «Собери бусы»

Задачи: закреплять умение называть геометрические фигуры, их цвет. Формировать умение работать по схеме. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воспитывать самостоятельность.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, карточки с обозначением свойств блоков.

Содержание:

1. детям показывают карточку с обозначением свойств блока (кроме отрицания), а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.

2. Детям предлагается собрать узор их геометрических фигур по заданной схеме.

3. Детям предлагается назвать геометрическую фигуру и ее цвет.

4. Детям предлагается посчитать количество всех фигур, используемых для бус.

«Волшебный мешочек»

Задачи: Формировать умение находить блоки на ощупь по заданным словесным признакам, развивать математические способности, воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, мешочек, карточки с обозначением свойств блоков.

Содержание игры: ребенку предлагается вытащить из мешочка фигуру и описать ее по трем признакам (форма, размер, толщина), когда воспитанник успешно справляется с этой задачей, ему предлагается найти и достать из мешочка блок с определенными признаками. Детям старшего возраста можно предложить достать фигуру, свойства которой зашифрованы на карточке с обозначением свойств блоков.

3. Раздел «Величина»

Игра «Птичий базар»

Задачи: развивать внимание, логическое мышление. Упражнять в сортировке и упорядочивание фигур по размеру и форме. Обучать счету, используя блоки Дьенеша в качестве счетного материала.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, два обруча.

Содержание игры: 1. Обручи кладутся таким образом, чтобы образовалась пересечения. Детям предлагается расположить птиц (фигуры) так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые, после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча. Далее детям предлагается посчитать сколько больших птиц в красном обруче, сколько маленьких птиц внутри зеленого.

4. «Ориентировка в пространстве»

Игра «Рассели муравьишек»

Задачи: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, 4-этажный дом (муравейник), изображённый на листе, карточки с кодовым изображением свойств блоков.

Ход: предложить расселить муравьишек (блоки) в этот уютный 4-этажный муравейник. Для каждой фигуры определён этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке.

Игра «Небылицы»

Задачи: развивать пространственное мышление, умение выполнять задание по схеме, подбирать соответствующий блок, нужного цвета; закреплять понятия над, под, сверху, снизу, справа, слева.

Оборудование: набор логических блоков Дьенеша, карточки со схематичным изображением животных сложенных из блоков Дьенеша и загадками.

Содержание игры: детям предлагаются отгадать загадку и собрать отгаданное животное, опираясь на карту-схему, а также на словесную инструкцию педагога.

5. «Ориентировка во времени»

«Времена года»

Задачи: формировать временные представления путем выкладывания из блоков Дьенеша символических изображений основных признаков времен года.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, обруч, две ленты.

Содержание игры: ленты укладываются крест-накрест, разделяя обруч на четыре равных сектора. Детям предлагаются назвать по порядку времена года, вспомнить что интересного происходит в каждое время года. Далее ребятам предлагается из блоков Дьенеша собрать то, что символизирует каждое время года (зима – елка с подарками, снеговик, весна – цветок, лето – солнце, осень – стопка книг). Педагог обращает внимание на то, что времена года идут один за другим и повторяются год за годом.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР