Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868927
Методическая разработка "Адаптация детей раннего возраста в детском саду посредством нетрадиционного рисования"
Содержание - Дошкольное образование
14.05.2024 11:12

Винтенюк Виктория Викторовна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 57» г. Сыктывкара, Республики Коми. 
Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Нетрадиционное рисование – один из интереснейших приемов для облегчения процесса адаптации малышей в детском саду. Изобразительная деятельность отвечает эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное воздействие, позволяет справиться со многими проблемами.


Методическая разработка

«Адаптация детей раннего возраста в детском саду посредством нетрадиционного рисования»

Пояснительная записка

Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда остается одной из ведущих: каждый год, по мере набора ясельных групп в детских садах, родителей все больше волнует вопрос о том, как же будет себя чувствовать их малыш в новом для него помещении, коллективе, с новым незнакомымвзрослым. То, насколько быстро малыш привыкнет к детскому саду, зависит не только от его личностных качеств, но и от того, насколько воспитатель вооружен знаниями о психологических особенностях возраста ребенка, о специфике его адаптивных возможностей, о способах эффективной помощи ему в приспособлении к новой обстановке, освоении неизвестного пространства с новым окружением и новыми социальными отношениями.

Задача педагога завоевать доверие ребенка, а родителей помочь в этот сложный период в жизни ребенка пройти его с наименьшим стрессом.

Актуальность.

Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Нетрадиционное рисование – один из интереснейших приемов для облегчения процесса адаптации малышей в детском саду.

Изобразительная деятельность отвечает эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное воздействие, позволяет справиться со многими проблемами.

Рисование является одним из любимых занятий дошкольников. У ребенка возникает вполне естественное желание передавать в рисунках свои впечатления об окружающем мире, он отвлекается от своих переживаний связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации – общении со сверстниками. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации проходит легче. В ходе «рисования» нетрадиционными техниками проявляется стремление к общению: проявляется интерес к педагогу через предметы изобразительной деятельности, и желание привлечь их внимание к себе. В результате некоторые малыши сразу идут на контакт и увлекаются игрой - рисованием. Дети, которые плачут - успокаиваются, начинают заинтересованно наблюдать за действиями «художников» и в дальнейшем принимают участие в «игре-рисовании».

Занимаясь рисованием, дети получают положительные эмоции, которые составляют основу психологического здоровья и благополучия, что является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста.

Цель: создание максимально благоприятных условий для адаптации воспитанников в детском саду посредством нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1.Создать новые условия образовательной деятельности, которые позволят снизить психофизиологическую нагрузку у дошкольников раннего возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении;

2.Формировать способность устанавливать эмоциональный контакт со взрослым, обеспечить развитие сотрудничества в процессе совместной деятельности, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта посредством нетрадиционных методов рисования;

Ожидаемый результат.

Рисование необычными материалами, нетрадиционными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. У детей формируется положительная установка, желание идти в детский сад, сохраняется положительный настрой в течение дня. Изобразительная деятельность является средством успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, что является необходимым для полноценного развития ребенка.

В работе нами используются различные техники нетрадиционного рисования, доступные именно для младшего дошкольного возраста.

«Рисование пальчиком». Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой». Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. В самом начальном этапе окрашивать ладошку помогает сам педагог. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ватными палочками». Ватная палочка окунается в густую краску, и точечными движениями наносится на бумагу.

«Оттиск печатками из пробки, поролоном». Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и пробка (поролон).

alt

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Способов нетрадиционного рисования существует очень много, что позволяет каждый раз выбирать и удивлять ребенка чем-то неожиданным, интересным, увлекательным.

На первом этапе основу игр-занятий составляют «художественные опыты», в ходе которых дети знакомятся с изобразительными материалами, осваивают действия с ними. Педагоги идут воспитанникам на встречу: дают возможность детям опробовать материал так, как они хотят.

alt

Задача воспитателей – закрепить интерес воспитанников к материалам, поддержать их познавательные действия и установить доверительные отношения. После знакомства с материалами, детям предлагаются нетрадиционные способы рисования: пальчиковое рисование и рисование ладошками (цветные ладошки, пальцеграфия). Пальчиковое рисование привлекает малышей яркостью и красочностью.

В раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем, например, действия с кистью. Воспитатели показывают, как достать краску руками из баночки, как небольшое ее количество выложить на лист бумаги, обязательно называют цвет краски, предлагают потрогать ее пальчиками в баночке и на листе бумаги. После этого детям раздают листы белой бумаги и предлагают пошлепать ладошками по бумаге, «оставить след» на ней.

Игры с красками проводятся утром, когда дети только приходят в детский сад. Ребенок приходит утром и видит приготовленный заранее педагогом большой лист бумаги и краски, или листы с нарисованными силуэтами, которые необходимо раскрасить.

Поэтапно в работе используются разнообразные сюжеты для рисования. Темы выбираются в зависимости от сезона, праздников, календарного планирования:

- «Озорные пальчики»;

- «Здравствуйте, ладошки»;

- «Тучка и дождик»;

- «Осеннее дерево»;

- «Осенние листочки»;

- «Солнышко нам светит»;

- «Рыбки в аквариуме» и др.

В ходе игр дети воспроизводят разнообразные движения ладонью: пришлепывание, прихлопывание, размазывание; пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках, по листу бумаги. Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие – дети одновременно учатся различать цвета, у воспитанников развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что очень важно для формирования речи.

На протяжении всего адаптационного периода ведется индивидуальная работа с каждым ребенком, так как все воспитанники разные, у каждого присутствуют индивидуальные особенности, поэтому и процесс адаптации у каждого ребенка протекает по-разному. Поначалу были трудности с некоторыми малышами, они боялись замарать свои пальчики краской, но поговорив с родителями, мы поняли причину этого нежелания рисовать, дома им не давали краску, боялись, что их дети испачкаются сами и замарают все вокруг. После игр с красками малыши осмелели, и с удовольствием окунулись в процесс рисования.

В связи с особенностями раннего возраста используются игровые приемы, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, музыкальное проигрывание, благодаря чему создается непринужденная спокойная творческая атмосфера.

Вывод: Таким образом, изобразительная деятельность ребенка, а именно нетрадиционные способы рисования, составляет преимущественный вид детского творчества, который способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.

Она позволяет справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти только игра и рисование. Занимаясь художественной деятельностью, знакомясь с новыми для него способами, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации. У детей формируется положительная установка, желание идти в детский сад. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является средством успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.


Презентация

 

Список использованной литературы:

1.«Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т.С., Москва, Просвещение, 1992

2. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998

3.Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

4.Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998

5.Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»/ Москва, Школа – Пресс, 2005

6.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

7.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

8.Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»

9.Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»

10. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»

11. Копцева Т.А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994

12. Копцева Т.А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994

13. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004

14. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,

15. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР