Деловая игра с педагогами: Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Наша Родина – Россия» |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||
04.06.2024 07:45 | ||||||||||||||||||||
Зоф Светлана Михайловна, старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, Республика Коми. ПЕДСОВЕТ Деловая игра с педагогами по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Наша Родина – Россия» Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания. Продолжать использовать нетрадиционные технологии в работе с педагогами для повышения эффективности их профессиональной деятельности, способствовать творческому поиску. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Форма проведения педсовета: «Деловая игра» Участники деловой игры: старший воспитатель, воспитатели дошкольных групп Материалы и оборудование: столы, стулья для участников игры; экран, ноутбук, мультимедиа, листы чистой бумаги А4, картинки с государственными символами карандаши, презентация с заданиями для педагогов, чёрный ящик, авторские материалы ведущего. Сценарий игры: 1. Организационный момент. В зале полукругом стоят 2 стола и стулья для участников деловой игры. Ведущий, обращается к участникам: – Уважаемые коллеги, продолжением нашего с вами общения по патриотическому направлению сегодня станет деловая игра, посвященная проблеме гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Но прежде, чем мы начнем, я предлагаю всем присутствующим выбрать по одной картинке, которые разложены на столе обратной стороной, (это символы: герб и флаг РФ) и занять место в соответствии с выбранным символом – получается 2 команды. 2. Представление команд «Визитная карточка» После того, как участники игры, выбрав картинки с символами, рассядутся за столы, слово берет ведущий. Он обращает внимание педагогов на то, что они все расположились за двумя столами, образовав тем самым 2 команды. – А раз есть команды, значит, у нее должно быть название и капитан. Предлагаю вам, выбрать капитана, придумать название команды и представиться команде соперников. Участники команд выбирают капитанов, придумывают приветствие и название. Идет представление команд. 3. Введение в тему игры. После того, как представление команд закончилось, слово берет ведущий. – Деловая игра, как известно, это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, встав на место ребенка, его родителей или коллеги. Сегодня все вместе мы попробуем проиграть те приёмы, способы, которые способствуют гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности, традиции и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. В детском саду ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к семье, родному краю, Родине, Российской Армии, истории государства, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. «Каждый ребёнок – это сосуд, который нужно наполнить любовью, душу – возвышенными человеческими ценностями, привить любовь к Родине» (Доктор Росс Кембел) Система работы по патриотическому воспитанию в нашей ДОО включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое. Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми. Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни. Несколько месяцев мы с вами работали над решением годовой задачи: формировали у детей нравственно-патриотические чувства через различные образовательные области. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране. Уважаемые коллеги, предлагаю начать нашу деловую игру на тему: «Наша Родина – Россия!» Ведущий проводит задание №1: блиц-опрос «История России» (За быстрый и правильный ответ команда получает жетон.) - Земля, где ты родился? (Родина.) - Древнее название России? (Русь.) - Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.) - Население определенной страны? (Народ) - Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.) - Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.) - Какая птица изображена на гербе России? (Орел.) - Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.) - Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.) - То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.) - Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.) - Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.) - Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.) - Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.) - Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг). - Официальная эмблема государства? (Герб). Ведущий подводит итоги. 4. Задание №2 «Государственные символы России» Ведущий: Решая задачи по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, в детском саду мы знакомим своих воспитанников с государственными символами страны: флаг, герб, гимн. И не просто знакомим с ними, а воспитываем бережное отношение и уважение к ним. Следующим заданием будет: Представить символ так, как бы вы рассказали о них детям старшего дошкольного возраста. Команды выбирают одного участника, который представляет символ своей команды. Ведущий подводит итоги. 5. Задание №3 «Собери пословицы и поговорки»Ведущий продолжает, обращаясь к командам: – Прививая детям любовь к Родине, к её истории и традициям мы ежедневно обращаемся к русскому народному малому фольклору. Пословицы и поговорки очень любят дети, быстро их запоминают, а сколько мудрого исторически ценного, глубокомысленного несёт в себе небольшое изречение. Следующим заданием будет, опираясь на свои знания, правильно озвучить народную мудрость. Ведущий предлагает вниманию участников на экране 2 таблицы, в которой пословицы и поговорки «рассыпались» на отдельные фразы и их необходимо восстановить. (Приложение 1) 6. Задание №4 «Чёрный ящик»Ведущий продолжает, обращаясь к командам: – Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов. Которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия тоже имеет свои полуофициальные и неофициальные символы, с которыми педагоги знакомят своих воспитанников. Ведущий выносит чёрный ящик, в нём предметы - национальные символы, которые нужно угадать каждой команде. Загадка для 1 команды: - В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар) Загадка для 2 команды: - В черном ящике находиться самая знаменитая деревянная игрушка-трансформер в мире. Название, очевидно, происходит от русского имени (Матрона) и корень этого слова «матерь» не случаен. Она символизирует материнство, плодородие, женственность. (Матрёшка) После отгадывания загадок, и подведения итога, ведущий предлагает участникам команд назвать какие ещё они знают национальные символы. (За дополнительные жетоны) - Медведь, Берёза, Балалайка, Русская тройка, Валенки, Ушанка, Кокошник. 7. Задание №5 «Реши ребусы»Ведущий объявляет о следующем задании, обращая внимание участников на экран. – Уважаемые участники команд, ребусы - это увлекательная игра-головоломка, развивающая смекалку, логику и умение находить необычное в картинке. Такие головоломки интересны как детям, так и взрослым. С помощью подбора ребусов на какую-либо определенную тему, мы помогаем детям разгадать и запомнить нужные понятия. В предлагаемых ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к нашей сегодняшней теме. Каждая команда, по очереди, отгадывает предложенные ребусы-картинки. (Приложение 2) Ответы: Герб, гимн, Россия, Родина, Москва, память, честь, ордена. 8. Задание № 6 «Формы взаимодействия с родителями» (законными представителями) Ведущий обращается к педагогам: - Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных патриотических чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась новая система в работе с родителями, а использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты в развитии личности ребенка его позитивной социализации. Каждая команда, по очереди, называют нетрадиционные формы работы с родителями. Акции: «Посади дерево», «Покормим птиц», «Помоги бездомным животным», «Открытка ветерану» и др.; Тематический квилт: «Наша малая Родина», «Увлечение моей семьи», «Герои живут рядом»; Педагогическая гостиная «Традиции нашей семьи», Семья – сокровище души», «Мы помним, мы гордимся»; Круглые столы «От всей души», «Мы за здоровый образ жизни», «История игрушки». «Тепло родного очага» и др. Совместные проекты: «Мой родной город», «Дружат дети всей Земли», «Спасибо ветеранам», «Народные подвижные игры» и мн др. Медиарепортажи. 9. Подведение итогов игры Ведущий благодарит участников за плодотворное сотрудничество и напоминает педагогам слова Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Приложение 1 Задание № 3 «Собери пословицы и поговорки»
Для 1 команды.
Для 2 команды.
Приложение 2
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».