Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869274
Деловая игра с педагогами: Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Наша Родина – Россия»
Содержание - Дошкольное образование
04.06.2024 07:45

Зоф Светлана Михайловна, старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, Республика Коми.
Мероприятие для педагогов ДОО в форме деловой игры. Цель мероприятия: способствовать повышению интереса педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников, учить подбирать эффективные методы и приёмы в работе с воспитанниками и их родителями по данному направлению, повышать профессиональную компетентность.


ПЕДСОВЕТ

Деловая игра с педагогами по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Наша Родина – Россия»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания. Продолжать использовать нетрадиционные технологии в работе с педагогами для повышения эффективности их профессиональной деятельности, способствовать творческому поиску. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Форма проведения педсовета: «Деловая игра»

Участники деловой игры: старший воспитатель, воспитатели дошкольных групп

Материалы и оборудование: столы, стулья для участников игры; экран, ноутбук, мультимедиа, листы чистой бумаги А4, картинки с государственными символами карандаши, презентация с заданиями для педагогов, чёрный ящик, авторские материалы ведущего.

Сценарий игры:

1. Организационный момент. В зале полукругом стоят 2 стола и стулья для участников деловой игры. Ведущий, обращается к участникам: – Уважаемые коллеги, продолжением нашего с вами общения по патриотическому направлению сегодня станет деловая игра, посвященная проблеме гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Но прежде, чем мы начнем, я предлагаю всем присутствующим выбрать по одной картинке, которые разложены на столе обратной стороной, (это символы: герб и флаг РФ) и занять место в соответствии с выбранным символом – получается 2 команды.

2. Представление команд «Визитная карточка» После того, как участники игры, выбрав картинки с символами, рассядутся за столы, слово берет ведущий. Он обращает внимание педагогов на то, что они все расположились за двумя столами, образовав тем самым 2 команды. – А раз есть команды, значит, у нее должно быть название и капитан. Предлагаю вам, выбрать капитана, придумать название команды и представиться команде соперников.

Участники команд выбирают капитанов, придумывают приветствие и название. Идет представление команд.

3. Введение в тему игры. После того, как представление команд закончилось, слово берет ведущий. – Деловая игра, как известно, это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, встав на место ребенка, его родителей или коллеги. Сегодня все вместе мы попробуем проиграть те приёмы, способы, которые способствуют гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности, традиции и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. В детском саду ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к семье, родному краю, Родине, Российской Армии, истории государства, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

 «Каждый ребёнок – это сосуд, который нужно наполнить любовью, душу – возвышенными человеческими ценностями, привить любовь к Родине» (Доктор Росс Кембел)

Система работы по патриотическому воспитанию в нашей ДОО включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое. Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми. Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни. Несколько месяцев мы с вами работали над решением годовой задачи: формировали у детей нравственно-патриотические чувства через различные образовательные области.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Уважаемые коллеги, предлагаю начать нашу деловую игру на тему:

«Наша Родина – Россия!»

Ведущий проводит задание №1: блиц-опрос «История России» (За быстрый и правильный ответ команда получает жетон.)

- Земля, где ты родился? (Родина.)

- Древнее название России? (Русь.)

- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

- Население определенной страны? (Народ)

- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

- Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)

- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

- Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

- Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)

- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

- Официальная эмблема государства? (Герб).

Ведущий подводит итоги.

4. Задание №2 «Государственные символы России»

Ведущий: Решая задачи по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, в детском саду мы знакомим своих воспитанников с государственными символами страны: флаг, герб, гимн. И не просто знакомим с ними, а воспитываем бережное отношение и уважение к ним.

Следующим заданием будет: Представить символ так, как бы вы рассказали о них детям старшего дошкольного возраста.

Команды выбирают одного участника, который представляет символ своей команды.

Ведущий подводит итоги.

5. Задание №3 «Собери пословицы и поговорки»Ведущий продолжает, обращаясь к командам: – Прививая детям любовь к Родине, к её истории и традициям мы ежедневно обращаемся к русскому народному малому фольклору. Пословицы и поговорки очень любят дети, быстро их запоминают, а сколько мудрого исторически ценного, глубокомысленного несёт в себе небольшое изречение. Следующим заданием будет, опираясь на свои знания, правильно озвучить народную мудрость.

Ведущий предлагает вниманию участников на экране 2 таблицы, в которой пословицы и поговорки «рассыпались» на отдельные фразы и их необходимо восстановить. (Приложение 1)

6. Задание №4 «Чёрный ящик»Ведущий продолжает, обращаясь к командам: – Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов. Которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия тоже имеет свои полуофициальные и неофициальные символы, с которыми педагоги знакомят своих воспитанников.

Ведущий выносит чёрный ящик, в нём предметы - национальные символы, которые нужно угадать каждой команде.

Загадка для 1 команды:

- В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар)

Загадка для 2 команды:

- В черном ящике находиться самая знаменитая деревянная игрушка-трансформер в мире. Название, очевидно, происходит от русского имени (Матрона) и корень этого слова «матерь» не случаен. Она символизирует материнство, плодородие, женственность. (Матрёшка)

После отгадывания загадок, и подведения итога, ведущий предлагает участникам команд назвать какие ещё они знают национальные символы. (За дополнительные жетоны)

- Медведь, Берёза, Балалайка, Русская тройка, Валенки, Ушанка, Кокошник.

7. Задание №5 «Реши ребусы»Ведущий объявляет о следующем задании, обращая внимание участников на экран. – Уважаемые участники команд, ребусы - это увлекательная игра-головоломка, развивающая смекалку, логику и умение находить необычное в картинке. Такие головоломки интересны как детям, так и взрослым. С помощью подбора ребусов на какую-либо определенную тему, мы помогаем детям разгадать и запомнить нужные понятия. В предлагаемых ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к нашей сегодняшней теме.

Каждая команда, по очереди, отгадывает предложенные ребусы-картинки. (Приложение 2)

Ответы: Герб, гимн, Россия, Родина, Москва, память, честь, ордена.

8. Задание № 6 «Формы взаимодействия с родителями» (законными представителями)

Ведущий обращается к педагогам: - Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных патриотических чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась новая система в работе с родителями, а использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты в развитии личности ребенка его позитивной социализации.

Каждая команда, по очереди, называют нетрадиционные формы работы с родителями.

Акции: «Посади дерево», «Покормим птиц», «Помоги бездомным животным», «Открытка ветерану» и др.; Тематический квилт: «Наша малая Родина», «Увлечение моей семьи», «Герои живут рядом»; Педагогическая гостиная «Традиции нашей семьи», Семья – сокровище души», «Мы помним, мы гордимся»; Круглые столы «От всей души», «Мы за здоровый образ жизни», «История игрушки». «Тепло родного очага» и др. Совместные проекты: «Мой родной город», «Дружат дети всей Земли», «Спасибо ветеранам», «Народные подвижные игры» и мн др. Медиарепортажи.

9. Подведение итогов игры Ведущий благодарит участников за плодотворное сотрудничество и напоминает педагогам слова Д.С. Лихачева:

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

 

Приложение 1

Задание № 3 «Собери пословицы и поговорки»

 

Для 1 команды.

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.

 

Для 2 команды.

Человек без Родины,

дороже всякого богатства.

В своем доме и

счастье дорогу не забывает.

Народное братство

что соловей без песни.

В семью, где лад,

а в ленивом доме пусто.

В прилежном доме – густо

стены помогают.

 

Приложение 2

alt

alt

alt

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР