Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869332
Статья «Формирование представлений о Республике Коми у детей дошкольного возраста посредством технологии лэпбук»
Содержание - Дошкольное образование
10.07.2024 19:57

Гилева Дария Александровна, воспитатель детей дошкольного возраста, МБДОУ «Детский сад №23» г.Сыктывкар, Республика Коми. 
В статье анализируются теоретические аспекты формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста с помощью использования технологии лэпбук. Отмечены преимущества использования и достоинства данного инновационного способа познавательного развития детей дошкольного возраста. Представлено, что лэпбуки отвечают всем требованиям ФГОС.

 


 

Формирование представлений о Республике Коми у детей дошкольного возраста посредством технологии лэпбук

Проблема воспитания гражданина, обладающего национальным самосознанием, является в последнее время одной из самых обсуждаемых и изучаемых проблем педагогической науки и практики.

Теория и практика дошкольного воспитания показывают, что опора на культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В процессе познания природы, культуры и истории родного края у дошкольников не только расширяется кругозор, но формируется избирательное, эмоциональное, чуткое отношение к культурным, историческим, природным объектам, знакомым с раннего детства.

В реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из важнейших задач психолого-педагогической работы по познавательному развитию (пункт 2.6) является задача, направленная на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Поэтому педагоги, учитывая принцип регионализации дошкольного образования, должны проводить подбор краеведческого содержания образования, доступного для восприятия детей дошкольного возраста, создавать необходимые педагогические условия для приобщения к культурно-историческим ценностям региона, а также разрабатывать разные формы взаимодействия с воспитанниками.

В условиях регионализации образования всех уровней в субъектах Российской Федерации отчетливо наблюдается тенденция к обновлению деятельности образовательных организаций. Так в региональной программе «Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы» отмечается, что ФГОС ДО предъявляет требования к части основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, которая «должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс»

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, согласно Г.В. Власовой, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это сложный и трудоемкий педагогический процесс, который предполагает деятельность педагога и воспитанников в процессе использования педагогом современных технологий патриотического воспитания детей.

Большим педагогическим потенциалом обладает новое дидактическое средство для познавательного развития – лэпбук. Согласно практическим исследованиям А.Д. Нурисламовой, Н.С. Давыдовой, Ю.С. Тазовой, лэпбук – это интерактивная тематическая папка, самодельная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Согласно О.С. Лукашук лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- Информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал)

- Полифункционален (способствует развитию творчества, воображения)

- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- Обладает дидактическими свойствами (Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.)

- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- Доступен (его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста)

Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, охватывает все образовательные области и является превосходным средством для ознакомления, повторения и обобщения информации по определенной теме с детьми дошкольного возраста.

Одной из первых технологию создания и применения лэпбуков в работе с детьми представила Т. Пироженко. Автор указывает, что создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит малышу быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук с одной стороны, призван привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

У лэпбуков есть ряд преимуществ, на которые указывают Т.П.Бородулина и Косач Е.В.:

- это оригинальная форма организации учебного материала, отличающаяся от ставших уже традиционными коллажей, опорных конспектов;

- лэпбук дает возможность задействовать сразу несколько органов чувств – зрение, тактильные ощущения;

- это творческий результат индивидуальной или групповой работы обучающихся;

- самостоятельный процесс создания лэпбуков дает возможность самостоятельно найти творческое решение и повторить материал, узнать новую информация в ненавязчивой форме.

Достоинства данного инновационного способа познавательного развития детей дошкольного возраста четко определили А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова:

1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно, если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.

2. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.

3. Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.

4. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

5. Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта.

Мы решили сделать анализ размещенных в сети интернет лэпбуков о РК: Лэпбук «Республика Коми» О.Н. Коваленко (фото1), Лэпбук «Мой край — моя Республика Коми» автор:Канева Н.М (фото2), Лэпбук «Река Печора» автор: ШехиреваТ.А.(фото3). Пришли к выводу, что все 3 лэпбука содержат достаточное количество дидактических материалов, игр, соответствуют всем требованиям ФГОС ДО. Много разнообразных интересных элементов, оригинально и качественно исполнены и эстетично оформлены. Осуществляя деятельность с представленными лэпбуками у детей формируются первоначальные представления об особенностях родного края . (Таблица1.)

Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса – лэпбук. Он способствует творческому развитию педагога

 

 alt

Фото1. Лэпбук «Республика Коми» О.Н. Коваленко

  alt

Фото2. Лэпбук «Мой край – моя Республика Коми», автор: Канева Н.М.

  alt

Фото3. Лэпбук «Река Печора» автор: ШехиреваТ.А.



Список литературы:

 

1.Лукашук, О.С. Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности [Электронный ресурс] / О.С. Лукашук.– Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-novaja-forma-organizaci-obrazovatelnoi-dejatelnosti.html

2.Нурисламова, А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016 С.209.

3. Бородулина,Т.П. Косач Е.В. Лэпбук как инновационное средство в процессе обучения. - Режим доступа: http://scipress.ru/pedagogy/articles/lepbuk-kak-innovatsionnoe-sredstvo-v-protsesse-obucheniya.html.

4.Актуализация и совершенствование регионального модуля дошкольного образования (на примере республики Мордовия) [Электронный ресурс] / Е.Н. Киркина, О.В. Бурляева, Н.Н. Щемерова // Перспективы Науки и Образования. – 2018. – №4 (34). – С.169-174. – Режим доступа: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/08/pdf_180428.pdf]

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР