Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869013
Статья «Применение исследовательских технологий для развития познавательной активности в старшей группе детского сада»
Содержание - Дошкольное образование
05.08.2024 14:42

Щербакова Зинаида Николаевна, воспитатель МАДОУ "Детский сад №104" г.Сыктывкара, Республика Коми. 
Статья об актуальности применения исследовательских технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Представлены методики, которые применяются в практике работы воспитателя.

 


 

Применение исследовательских технологий для развития познавательной активности в старшей группе детского сада

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, важно воспитывать поколение, способное не только пользоваться новыми устройствами, но и понимать принципы их работы. Современное дошкольное образование сталкивается с задачей подготовки детей к жизни в высокотехнологичном обществе и играет ключевую роль в формировании основ исследовательского мышления и познавательной активности у детей. Важным аспектом является развитие познавательной активности и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Применение исследовательских технологий в дошкольном образовании открывает новые возможности для развития познавательной активности детей. Это позволяет им не только получать знания о мире, но и формировать умение самостоятельно искать информацию, анализировать её и делать выводы. Исследовательские технологии могут стать эффективным инструментом в этом процессе.

Исследовательские технологии в старшей группе детского сада могут быть использованы для развития критического мышления, умения задавать вопросы и искать ответы, включают в себя методы и приемы, направленные на стимулирование интереса к познанию и развитие умения самостоятельно находить и анализировать информацию. Важно, чтобы дети не только получали знания, но и учились мыслить критически и творчески.

Примерами таких технологий могут служить простые опыты по физике и химии, использование планшетов для знакомства с основами программирования через игры и приложения, а также конструкторы типа LEGO, которые помогают детям понять основы механики и инженерии.

Методы применения технологий

1.Интеграция с игровой деятельностью - использование игр и игровых технологий для развития исследовательских навыков.

2.Проектная деятельность - создание условий для самостоятельного планирования и реализации проектов детьми.

3.Экспериментальная деятельность - проведение простых экспериментов, позволяющих детям наблюдать и делать выводы.

Методики применения исследовательских технологий

1. Игровая методика "Открытие нового"

Дети используют интерактивные игры на планшетах для изучения основ наук, таких как биология, физика и астрономия. Игры выбираются таким образом, чтобы стимулировать интерес к исследованию и самостоятельному поиску знаний.

2. Проектная методика "Маленький исследователь"

В рамках этой методики дети работают над созданием собственных проектов, например, строительство модели вулкана или создание простого водного фильтра. Это развивает умение планировать, выполнять задачи и анализировать результаты.

3. Экспериментальная методика "Юный учёный"

Дети проводят простые эксперименты, такие как изучение роста растений, наблюдение за погодными изменениями или исследование свойств различных материалов. Это помогает им понять причинно-следственные связи и учит методам научного исследования. Опыт "Волшебные кристаллы": Дети выращивают кристаллы соли или сахара, наблюдая за процессом кристаллизации и изучая влияние температуры и концентрации раствора на рост кристаллов.

4. Методика "Исследовательская деятельность"

Эта методика включает в себя различные формы исследовательской деятельности, такие как наблюдение за животными, изучение карт и планет, а также использование простых инструментов, таких как лупы и микроскопы, для изучения окружающего мира, направлена на развитие у детей любознательности и желания узнавать новое о мире вокруг. Вот несколько примеров заданий, которые можно включить в эту методику:

  • Наблюдение за природой: Дети могут наблюдать за растениями и животными в различных условиях, вести дневник наблюдений, делать фотографии и рисунки, описывать изменения.
  • Изучение карт и планет: Использование глобусов, карт и атласов для изучения географии, а также планетариев или астрономических приложений для знакомства с космосом.
  • Эксперименты с водой: Исследование свойств воды, таких как плавучесть, растворимость, поверхностное натяжение, через простые эксперименты.
  • Использование лупы и микроскопа: Наблюдение за мелкими объектами, такими как листья, насекомые или кристаллы соли, для изучения их структуры.
  • Погодные наблюдения: Изучение погоды и климата через наблюдение за облаками, ветром, осадками и температурой, использование простых метеорологических инструментов.

Эти задания помогают детям развивать навыки наблюдения, анализа и критического мышления, а также учат их делать выводы и формулировать гипотезы на основе собранных данных

5. Методика "Конструктор-моделирование"

Использование конструкторов для создания моделей транспортных средств, зданий и механизмов. Это не только развивает моторику, но и учит основам инженерного дела и архитектуры.

Заключение

Применение исследовательских технологий в старшей группе детского сада позволяет детям активно участвовать в познавательном процессе, развивать исследовательские навыки и формировать основу для дальнейшего обучении, способствует формированию у детей умения задавать вопросы, искать ответы и делать выводы. Это создает основу для развития навыков критического мышления и самостоятельного обучения, которые будут необходимы им в будущем. Это подготавливает их к успешной адаптации в быстро меняющемся мире.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР