Щербакова Зинаида Николаевна,воспитатель МАДОУ "Детский сад №104"г.Сыктывкара, Республика Коми. Программа освещает определённый круг вопросов, связанных с историей, материальной и духовной культурой народа коми. Она предполагает систему мероприятий с детьми 3 - 7 лет. В каждой возрастной группе происходит расширение и углубление темы.
Дополнительная образовательная программа «Знакомимся с Коми краем»
Составители программы: педагоги МАДОУ «Детский сад №104» г.Сыктывкара
Терехова И.В., Щербакова З.Н., Оболдина Н.С.
Направленность программы: этнокультурная
Для воспитанников 3 - 7 лет
Срок обучения: 4 года
1.Пояснительная записка
Развивающая среда призвана обеспечить реализацию образовательной программы, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей.
Для нашей многонациональной республики, государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру своего народа. Все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, высоконравственного человека.
Данная программа разработана как часть, формируемая участниками образовательного процесса основной общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад №104», в которой решаются задачи этнокультурного образования
Программа освещает определённый круг вопросов, связанных с историей, материальной и духовной культурой народа коми. Она предполагает систему мероприятий с детьми 3 – 7 лет. В каждой возрастной группе происходит расширение и углубление темы. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).
2.Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с национальными и культурными традициями коми народа, формирование у воспитанников гражданской идентичности.
Основные задачи:
1. Формировать у детей элементарные краеведческие и исторические представления: об истории и традициях коми народа; природе родного края; значимости исторического прошлого коми народа и его взаимосвязи с днем сегодняшним; об укладе, культуре коми народа; о современном обществе; о государственной символике Республики Коми; о видах деятельности населения Республики Коми
2. Формировать интерес и чувство сопричастности к традициям, обычаям коми народа, прошлому и настоящему родного города, Республики Коми. Воспитывать любовь к родному краю.
3. Сформировать у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений о территориях Республики Коми, с их разнообразием животного и растительного мира, осознанного бережного отношения к природе.
4. Развивать воображение, интерес к произведениям народного творчества, национальным костюмам коми.
3.Ожидаемые результаты освоения программы
К семи годам ребенок
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, республику ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Обладает начальными знаниями о природном и социальном мире Республики Коми, в которой он живет; знаком с произведениями детской литературы коми писателей, обладает элементарными представлениями краеведческого характера (прошлое, настоящее и будущее родного края, города; его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике родного края); способен к созданию национального образа, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (игра, изобразительная деятельность и ручной труд).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает национальную гордость за свою страну, родной край, город, их достижения, имеет представление о географическом разнообразии Республики Коми, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Проявляет любовь к родному краю; рассказывает о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях, о замечательных людях, прославивших свою республику.
- Имеет представление о флаге, гербе; о многообразии национальностей; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
- Имеет представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира).
- Проявляет интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Дети могут назвать:
- старинное название города, в котором они живут, другие города республики (3-4 города).
- символику России и республики Коми.
- чем занимаются люди нашей республики (оленеводством, добычей угля, нефти, газа, обработкой древесины).
- животных и растения тундры и тайги (песец, глухарь, тетерев, мох, лишайник, карликовая берёза).
- элементы коми орнамента, различать среди других орнаментов и называть их (5-6 элементов).
- старинные и современные коми игры, рассказывать правила игр, использовать считалки.
Педагогическая диагностика
результатов освоения части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений по этнокультурному образованию
В ходе педагогической диагностики развития детей лет в области этнокультурного образования по приобщению к национальной культуре, истории используются:
- Метод индивидуальной беседы (стр.21 методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Парма», под ред. Н.Б. Потолицыной, Е.И. Пантелеевой)
- Диагностические игровые ситуации на выявление умений детей создавать национальный образ в различных видах детской деятельности (игра-драматизация по коми сказкам, дидактические игры, музыкально-исполнительская деятельность) (стр.22-23 методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Парма», под ред. Н.Б.Потолицыной, Е.И.Пантелеевой).
4.Содержание программы
В программу включены занятия как познавательного, так и эстетического цикла. Для достижения программных задач необходимо использование различных форм деятельности – игр, экскурсий, бесед и т.д., что отражено в данной программе. Приобщение детей к народному искусству невозможно без знакомства с историей, традициями народа коми, поэтому большое внимание в работе уделялось познавательной деятельности. Для ознакомления дошкольников с историческим прошлым народа коми, традиционным костюмом и изделиями народных умельцев должны быть организованы экскурсии в этнографический музей, библиотеку. Отличительной особенностью народного творчества коми является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному искусству коми играет знакомство их с назначением орнамента, основными законами его построения, усвоение принципов украшения предметов. При рассматривании различных художественных изделий, иллюстраций было обращено внимание воспитанников на то, как мастера переносят увиденное в природе и быту в содержание ярких и разнообразных узоров, элементы которых имеют соответствующие названия: «Следы маленьких зверей», «Ель», «Чум», «Компас» и др. Для пробуждения у детей потребности не только самостоятельно создать изображение, но и сделать его красивым, своеобразным, проводились занятия по декоративному рисованию. Дошкольники усваивали колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета, учились видеть взаимосвязь между компонентами узора. Для закрепления знаний о народном костюме и орнаменте коми, полученных на экскурсиях, в ходе бесед, а также развития умений дошкольников составлять узор из знакомых элементов в уголок по изобразительному искусству были помещены дидактические игры: «Одень куклу», «Составь узор» и др. Занятия аппликацией способствуют формированию у дошкольников изобразительных умений и навыков, развитию творческих способностей. Так, дети учились вырезать из бумаги элементы орнамента коми (симметричное вырезание), располагать их в композицию.
Для самостоятельной деятельности воспитанников в уголке национально-регионального компонента в группе размещаются иллюстрации, открытки с изображением различных национальных костюмов, веретена, а также дидактические игры: «Одень куклу», «Назови три предмета одежды» (классификация видов старинной одежды), «Подбери правильно», «Найди одинаковые варежки», «Угадай элемент орнамента». Во время игр, рассматривания иллюстраций дети обсуждают сходство и различие видов одежды, обуви, элементы орнамента, объясняют, что им нравится, а что нет и почему.
Для активного включения родителей в работу по приобщению детей к традициям народа коми применяются различные формы взаимодействия:
- совместные образовательные проекты;
- памятки: «Что читать детям о коми крае», «Учите видеть прекрасное в изделиях народных умельцев»;
- творческий конкурс «Красная книга: растительный и животный мир»;
- проведение мастер-класса по изготовлению дидактических игр;
- проведение викторины «Что я знаю о моей Республике» и др.
Содержание программы по образовательным областям
возрастная группа
|
социально-коммуникативное
развитие
|
познавательное развитие
|
речевое развитие
|
художественно-эстетическое развитие
|
физическое развитие
|
младшая группа
(с 3 до 4 лет)
|
Знакомство с названием родного города, с названием детского сада и улицы, на которой расположен детский сад, знание домашнего адреса, значимых зданий, находящихся вблизи своего дома. Освоение навыков социального поведения в среде сверстников, на улице. Национальные игры коренных народов.
|
Развитие элементарных представлений об особенностях природы Республики Коми, узнавание на картинке 2-3 видов диких животных, обитающих на территории Республики Коми; знание 2 деревьев и 2 цветков, произрастающих на территории Республики Коми.
|
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Для чтения рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения.
|
Элементы
узора национальной одежды жителей Республики Коми. Рисование элементов узоров, состоящих из прямых горизонтальных линий и квадратов (коми орнамент). Лепка животных, обитающих в Республике Коми (заяц, медведь). Передача в
музыкально – ритмических движениях и музыкальных играх образов животных и птиц, обитающих на территории Республики Коми. Создание атмосферы радости от умения передавать музыкальные
образы в игре. Знакомство с национальными музыкальными инструментами. Формирование интереса к песенному народному творчеству коми народа.
Рассказывание содержания с опорой на иллюстрации к книгам.
|
Разнообразные виды движений, учитывающие особенности игр Республики Коми (прыжки на двух ногах с места, метание кольца на кеглю и т. д.).
|
Средняя группа
(с 4 до 5 лет)
|
Знакомство с достопримечательностями родного города; проявление чувства гордости за родной край. Приобщение к играм народов Республики Коми. Пополнение и расширение знаний детей о Республике Коми. Развитие дружеских чувств к детям коренных народов севера.
|
Знакомство с особенностями природы Республики Коми. Представления о растительности родного края: грибы, ягоды.
Представления о приспособлении диких животных (белка, медведь…) к среде обитания.
Знания о подготовке птиц к зиме.
|
Внимание к содержанию литературного произведения и к некоторым особенностям литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения). Рассказывание сказок, ответы на вопросы по содержанию и художественной форме. Вычленять действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Думать, размышлять и приходить к правильным выводам, замечать и чувствовать художественную форму. При чтении стихотворений выделять ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивая образные выражения. Замечать красоту и богатство родного языка.
|
Изображение элементов узоров, состоящих из квадратов и прямых линий (коми орнамент), передача в работе их колорита. Музыкальное творчество коми народа, его колыбельные песни. Подпевание отдельных мотивов. Народные музыкальные инструменты, использование их в музыкальных играх, в подыгрывании народной музыки (оркестр). Выразительная передача в музыкально-ритмических движениях образов животных и птиц Республики Коми.
Восприятие содержания коми сказок, сопереживания героям.
Инсценировка и драматизация небольших отрывков из коми народных сказок. Понимание содержания стихотворений коми авторов; значения образных выражений; упражнение в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Развитие интереса к культуре Республики Коми.
|
Двигательные умения и навыки детей, энергично отталкиваться и приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед необходимые при проведении игр Республики Коми (прыжки через нарты и т.д.). Точные броски в движущуюся мишень для развития навыков «охотников», являющихся основными в национальных играх коми народа.
|
Старшая группа
(с 5 до 6 лет)
|
Расширение и пополнение информации о родном городе (в какой республике находится, историю его создания), знание названий 3-4 улиц города, знание его достопримечательностей. Уточнение и расширение знаний детей о Республике Коми. Развитие дружеских чувства к детям коренных народов севера. Знание домашнего адреса, телефона, умение описать дорогу домой, знание значимых зданий по дороге в детский сад (магазины, почта, парк, больница и др.).
Знакомство с картой Коми республики, с климатическими условиями
|
Расширение представлений о предметах национального быта: мебели (люлька, сундук, диван), орудиях труда (охотничьи силки, ошейник баран, коромысло, прялка) одежде (малица, рукавицы), обуви (меховые бурки, пимы, тапочки-чуни). Способствовать осознанию обычая иметь в доме солонку-утицу и прялку, как символы-талисманы счастья и добра
Обогащать представления о предметах ближайшего окружения, побуждать к узнаванию знакомых предметов утвари, обуви, одежды, игрушек. Воспитывать бережное отношение к народному национальному достоянию, чувство удовлетворения и радости за возможность пользоваться ими.
Обогащение и конкретизация представлений о родном селе или городе: его истории, знатных земляках
(герои войны и труда), особенностях хозяйства в настоящем и прошлом, его роли в жизни семьи, села, города, республики.
Формировать представления о России и РК: ее обширной территории, большом количестве городов и сел, богатстве и разнообразии природы, своеобразии быта, средств передвижений, коммуникаций в прошлом и настоящем; своеобразии культуры и искусства, коренном народе и людях других национальностей, проживающих и живущих в республике, о знаменитых людях
Вызвать желание активизировать свои представления о родном крае, рассказывать об увиденном, побуждать к поиску примечательных, интересных объектов, поддерживать интерес к сведениям исторического характера, познанию новых сторон в жизни города, села, земляков.
Знакомить с фактами и явлениями, которые нельзя увидеть непосредственно (природу юга или севера, жилище – «коми керка» (дом), жилище – чум, лесозаготовительную технику, предметы быта). Уточнять представления об особенностях языка коми людей, качествах личности, предметах декоративно-прикладного искусства, традициях (Рождество (Рэштво), Масленича - Иэввыв). Отражать отдельные эпизоды из жизни коми людей, характерных сюжетов (бегущий олень, скачущий заяц, падающий снежок и т.д.), создавать элементарные предметы декоративно-прикладного творчества.
Обогащать представления о способах передвижения людей (в зависимости от особенностей края республики – автобус, вездеход, оленья и собачья упряжка)
|
Знакомство с произведениями коми фольклора, сказками, стихами.
Глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности произведений коми народа. Различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чувствовать красоту и напевность стихотворений, коми языка. Знакомство с жанром рассказа, раскрытие значимости описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание какими словами автор описывает героев и их поступки. Оценка действий и поступков героев произведений.
|
Узнавание и называние орнаментов коми народа. Использование орнаментов в украшении предметов быта, одежды. Знание некоторые орнаментов. Узнавание и называние предметов народных художественных ремесел: изготовление берестяной посуды, изготовление меховой одежды и обуви.
Творчество коми народа, характер исполнения народных песен (от протяжного распева до ритмичной скороговорки).
Сопровождение пения игрой на национальных инструментах. Обогащение музыкальными
впечатлениями, слушая народную музыку и песни.
Привитие уважения к традициям и обычаям жителей Республики Коми. Развитие способности детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения коми авторов. Эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей Республики Коми. Легенды Республики Коми, дающие информацию о быте и труде коренных народов. Формирование устойчивого интереса к устному народному творчеству Республики Коми.
Знакомить с новыми танцевальными движениями.
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами
|
Развитие волевых качеств, присущие народу Республики Коми: выносливость, быстроту.
Навыки, необходимые в играх, отражающих промыслы коренных народов (рыболовы, охотники), а именно: сохранять равновесие при приземлении, ходить скользящим шагом.
|
Подготовительная к школе группа
(с 6 до 7 лет)
|
Уточнение и расширение знаний детей о Республике Коми, родном городе, достопримечательностях родного города, с главными улицами. Формирование определенного отношения ребенка к родному краю, конкретных ярких представлений активного отношения к окружающей жизни. Развитие искренних чувств любви к родным местам. Воспитание бережного отношения к природе родного края.
Знакомство детей с флагом, гербом, гимном республики.
|
Расширение представлений о предметах национального быта и элементах узора.
Побуждать к практическому применению освоенных способов различения окраски, формы, материала, окраски, орнамента окружающих предметов.
Продолжать формировать представления о видах поселения людей, родных и близких местах с включением сведений исторического характера: о национальных культурных ценностях (музей, театр, клуб, парк, архитектурное сооружение, памятник, площадь и пр.), знатных земляках. Расширять представления о РК: ее богатстве (природном и духовном) многонациональном составе населения; о столице Сыктывкара и ее достопримечательностях. Дать сведения об историческом прошлом столицы (г. Усть-Сысольск), Столице России – г. Москва, о роли РК в жизни РФ, националистах, расах.
Формировать представления о жизни людей других республик; о труде людей в прошлом и настоящем, своеобразии культур, известных людях (героях войны, композиторах, художниках, актѐрах. народных умельцах и пр.) Узнавать Флаги РК и России. Формировать представления о труде людей, сельских жителей (доярки, механизатора), нефтяника, шахтера, труд учителя.
Жизнь людей села, города, их делах. Продолжать воспитывать любовь к Отечеству, чувство национальной гордости. Упражнять в узнавании родных мест, видеть сходство и различие в труде и быте людей, природных условиях (растительный и животный мир) РК и других территорий РФ. Поощрять попытки действенного внимания к сверстникам и взрослым других национальностей. Отражать в разнообразной деятельности жизнь людей РК (игра, изодеятельность, ручной труд).
Обогащать представления о способах и формах охраны природы на Севере, в России. совершенствовать представление о животном мире тундры, тайги. Формировать представления о заповедниках, «Красных книгах», краеведческих музеях. Расширять и уточнять представление о растительном мире лесных зон, тундры, о редких исчезающих растениях, способах их сохранения («Красная книга»). Учить воспринимать уникальность природы Севера.
|
Воспитание любви к книге, художественной литературе, способности чувствовать художественный образ. Развитие поэтического слуха (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационной выразительности речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Понимание и использование богатств произведений коми народа в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Восприятие содержания коми сказок, сопереживания героям.
Инсценировка и драматизация небольших отрывков из коми народных сказок.
|
Знание народных орнаментов, различение и называние их. Использование коми орнамента в украшении предметов быта, одежды, обуви. Выполнение поделок из бересты, аппликации из меха. Знания о народной музыке Республики Коми. Узнавание мелодии знакомых песен (колыбельная, бытовая).
Знание и исполнение песен современных композиторов о родном крае. Изображение в музыкальных играх характерных движений: бег оленя, прыжки зайца, повадки песца, собаки, белки, лисы. Использование народных игр в самостоятельной деятельности. Воспитание читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям произведений коми народа. Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыковдетей при чтении стихотворений, драматизации (эмоциональность исполнения, умения интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Формирование необходимых моральных качества (гуманизм, скромность, трудолюбие, патриотизм, выраженные в традициях коми народа), устойчивого интереса к устному творчеству жителей Республики Коми.
Знакомить с новыми танцевальными движениями.
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Совместно создавать танцевальные номера, уметь преподносить свое эмоциональное состояние в танце, выступать на публике.
|
Развитие волевых качеств: быстроту, выносливость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Набрасывать кольцо (обруч, веревочную петлю) для развития ловкости и глазомера, присущие героям национальных игр (оленеводы, охотники).
Прыжки на двух ногах через несколько препятствий (нарты).
Развитие мышечной силы рук, через использование игр, отражающих профессию рыбака.
|
6. Формы и методы приобщения дошкольников к национальной коми культуре
Циклы организованной образовательной деятельности по краеведению, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели НОД, времени проведения меняется его форма
|
Беседы используются в качестве словесного метода с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др.
|
Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города
Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир
|
Игры - детские игры дают представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах передачи народной семейной культуры от поколения к поколению. Игры органически связаны со всей культурой коми народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Велико воспитательное значение игры еще и потому, что она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Краеведческие игры дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре, географическим особенностям родного края, природе.
|
Сказки, сказы – в сказке, сказах зафиксированы неумирающие ценности человеческой жизни. Дети воспринимают сказки буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в содержание образования и воспитания каждого ребенка
|
Фольклор - поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества.
загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи. Загадки - комбинированное средство воздействия на сознание, умственное воспитание в единстве со всеми другими сторонами формирования личности
|
Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края. Дети знакомятся с культурой и традициями коми народа, своего города
|
Песни – наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры
|
Народная игрушка. Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит познакомить детей с некоторыми сторонами культуры русского и коми народов
|
Декоративно-прикладное искусство Республики Коми для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность. Выбор вида искусства зависит от местных особенностей, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству народа коми стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства народа коми в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника
|
Используемая литература:
Методические пособия
1.Азбука Тундры: методическое пособие /автор.сост. А.П.Листопад, научн. ред. Т.В. Хабарова. КРИРОиПК – Сыктывкар, 2007.
2.Вавилова Л.Д. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду.
3.Гецен М. В., Братцев А.П. Как живешь, Сыктывкар, ККИ, 1990.
4.Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Москва, издательство «Наука», 1980.
5.Демин В. Н., Головина В.Н. Коми литература, энциклопедический словарь школьника. Сыктывкар, Коми республиканская детская
6.Егорова Е.Л., Рисуем сказки Севера. Сыктывкар, КГПИ, 2005.
7.Жеребцов Л.Н.. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар, ККИ, 1971.
8.Жеребцов Л.Н., Конаков Н.Д., Королѐв К.С. Из жизни древних коми. Сыктывкар, ККИ, 1985.
9.Жеребцов И., Столповский П. Рассказы для детей об истории Коми края. ООО «Контекст», 2008.
10.Иванова Л.Г. Работа с берестой с детьми дошкольного возраста. Сыктывкар: КРИРО и ПК, 1996.
11.Карпушова В.Н. Дошкольникам о природе Республики Коми. – Сыктывкар, 2003.
12.Конаков Н.Д., Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, ККИ, 1994
13.Конаков Н.Д. Мифология коми. Москва-Сыктывкар, издательство ДИК 1999.
14.Клейман Т.В., Детям о культуре народа часть 1- 2 (методические рекомендации). Сыктывкар, КРИУУ, 1994.
15.Кудряшова В.М. Коми народные приметы. Сыктывкар, Эском, 2007.
16.Кудряшова В.М. Коми народные загадки. Сыктывкар, Эском, 2008.
17.Пантелеева Е. И. Родник. Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа коми. Сыктывкар, КРИРО и ПК, 1998.
18.Пасынкова И. А.. Ознакомление дошкольного возраста с культурой, историей, традициями народа коми. Методические рекомендация к проведению занятий с детьми. Сыктывкар, 1998 г.
19.Потолицына Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н., Щеглова Н.В., Зайцева Н.Ф: Ознакомление с окружающим миром, Сыктывкар, 2007.
20.Столповский П, Жеребцов И. Рассказы для детей об истории коми края. – Сыктывкар, 2008.
21.Плесовский П.Ф.Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар. КК Рочев Ю.Г., Коми легенды и предания. Сыктывкар, ККИ, 1984И,1983.
22.Чудова Т.И., Муравьева В.А., Набиуллина И.Р. Коми народный календарь в системе работы образовательного учреждения. Сыктывкар, ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования», 2013.
23. Чисталѐв П.И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар, ККИ, 1984. |