Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868059
Представление опыта работы по теме: «Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
Содержание - Дошкольное образование
31.10.2024 04:47

Куркина Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ №14 г. Ейска.
Цель данной статьи – способствовать развитию технических способностей детей дошкольного возраста посредством организации работы по техническому конструированию (робототехнике). Предназначена для педагогов ДОО.


 Представление опыта работы по теме: «Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

1-й слайд

Добрый день уважаемые коллеги!

Тема педагогического опыта: «Робототехника в современном дошкольном образовательном учреждении – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству».

Сегодня обществу необходимы самостоятельные, социально активные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Именно в этот период закладывается фундамент становления личности ребёнка. Развитие у ребенка творческой и познавательной деятельности, формирование мотивации развития и обучения у дошкольника — вот главные задачи, которые стоят сейчас перед педагогом в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

2-й слайд

Актуальность внедрения в деятельность дошкольных учреждений элементарной робототехники с детьми обусловлена тем, что сегодня невозможно представить жизнь в современном обществе без механических машин, осуществляющих огромную помощь людям в физическом труде, умственном труде, который требует большого внимания и математической точности. Одной из сегодняшних проблем в России является недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования, поэтому президент России В.В.Путин отметил необходимость популяризации профессии инженера.

Техническое направление очень востребовано в современном мире, как у взрослых, так и у детей, без которого сложно прожить в настоящее время.

Кроме того, осуществление данного направления работы способствует выявлению и дальнейшему развитию у дошкольников элементарных способностей и талантов, что, в свою очередь, позволит увеличить процент развития одарённых, креативных и образованных детей, так необходимых стране и государству.

Таким образом, решение данной проблемы является очень актуальным.

3-4-й слайд

Интерес к робототехническому конструированию появился с началом участия нашего детского сада в работе инновационной площадки по теме: «STEM-образование детей старшего дошкольного возраста» (2018-2021 гг.). Наше дошкольное учреждение реализовало проект «Робототехника и мультстудия как инструмент интеллектуального и творческого развития детей старшего дошкольного возраста» Были приобретены специальные конструкторы-наборы «POБO ТРЕК», «MRT Hand». Прошла обучение на курсах повышения квалификации «Занятия по робототехнике для дошкольников: организация и методика проведения», прослушала межрегиональный вебинар на тему: «Реализация STEM-образования посредством модуля «Робототехника». Чтобы научить детей, нужно, прежде всего, уверенно освоить технологию взрослому.

Поначалу наша работа по роботехнике носила досуговый характер. Мы знакомились с ребятами с наборами конструкторов, изучали детали, схемы сборки. Затем занялись сборкой элементарных роботов, и уже после освоения этого материала мы перешли к более сложным роботам, которые с помощью специальных механизмов могут сами двигаться и издавать звуковые сигналы. Работа была организована либо индивидуально, либо с небольшой группой детей.

В настоящее время в детском саду уже второй год работает кружок «Робототехника» для детей 6-7 лет. Занятия с детьми проходят 2 раза в неделю. Ребята с большим удовольствием посещают кружок.

5-й слайд

Цель опыта работы – способствовать развитию технических способностей детей дошкольного возраста посредством организации работы по техническому конструированию (робототехнике).

Задачи:

  • Сформировать у детей устойчивый интерес к техническим играм.
  • Создать условия в группе для самовыражения личности каждого ребенка посредством технических игр, поддерживать инициативу в области технического образования.
  • Способствовать развитию и тренировке мелкой моторики рук, первоначальных исследовательских, технических и сенсомоторных навыков, зрительно – моторной координации, а также развитию мыслительных процессов и творческих способностей детей.
  • Апробировать методы и приемы работы с детьми.
  • Способствовать реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием конструкторов робототехники.

 

6 -й слайд

Формы и методы работы, используемые в работе условно, можно разделить на три блока:

  • С родителями были организованы мероприятия: индивидуальные беседы, консультации («Робототехника. Что это такое?», «Пальчиковая гимнастика на занятиях по «Робототехнике»), папки-передвижки («Робототехника для всех, Какие задачи решают занятия по робототехнике?»), буклеты («Образовательная робототехника в детском саду», «6 причин отдать ребенка на робототехнику»), организованные в раздевалках групп. Работа по данному направлению предполагает сотрудничество с родителями. Обсуждение способностей детей и их предрасположенность к инженерному мышлению.
  • С педагогами: в рамках работы районного методического объединения педагогов групп старшего возраста, с целью обмена педагогическим опытом был проведен мастер-класс по теме:«РОБОТОТЕХНИКА в дошкольной образовательной организации», участвовала в стажировочной площадке с исследовательским проектом по теме: «Удивительные механизмы», «Удивительный мир робототехники». Принимала участие в работе муниципальной инновационной площадки по теме: «Робототехника и мультстудия как инструмент интеллектуального и творческого развития детей старшего дошкольного возраста», где делилась опытом организации работы кружка по Робототехнике, в межрегиональной научно-методической конференции «Теория и практика компетентностного подхода в образовании. Практико-ориентированное обучение: опыт прошлого – взгляд в будущее» с темой «Робототехника в дошкольном образовании» и это выступление было напечатано в сборнике статей. Первые ступени в инженерном мышлении», семинаре-практикуме с темой: «Развитие инженерного мышления у дошкольников, используя современные образовательные технологии». Неоднократно выступала на педагогическом совете ДОО, публиковала материалы опыта работы на педагогических интернет-сайтах и на своем личном.
  • С детьми: досуговая деятельность, индивидуальные занятия, кружковая работа, участие в конкурсах.

7-й слайд

В своей работе с детьми использую следующие методы:

Объяснительно-иллюстративный - представление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: проектная деятельность);

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

8-й слайд

Чтобы сформировать определенную систему работы по данной теме руководствуюсь принципами:

1. Принцип развивающего обучения.

Педагогу нужно знать уровень развития ребенка, благодаря этим знаниям использовать вариативность в самой программе, предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных и привлекательных вариантов образовательных процессов.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Нужно помнить, что обучение и воспитание тесно связаны друг с другом и в процессе занятий даются не только технические знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения.

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

9-й слайд

Идея данного опыта заключается в грамотном и умелом использовании педагогом технических игр в работе с дошкольниками в рамках образовательного процесса.

Педагогу необходимо создать такое предметно – развивающее пространство для детей, которое бы способствовало интересу к занятиям техническими играми. Только тогда данная деятельность может быть результативной: позволит достичь желаемого успеха, получить положительные эмоции и огромное удовлетворение от работы, а педагогу – оказать помощь в творческом процессе.

10-й слайд

Работа с детьми по роботехнике ведется на протяжении четырех лет и опыт позволяет сделать выводы о том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по этому направлению способствует развитию инженерного мышления, навыков конструирования и программирования, творческого мышления и изобретательности, мелкой моторики, внимания, аккуратности. У ребят, посещающих кружок «Роботехника» наблюдается высокая мотивация к созданию собственных моделей роботов.

11-й слайд

Материалы опыта работы неоднократно были представлены на РМО Ейского района, на педагогических сайтах.

Творческие работы воспитанников были представлены на конкурсы:

  • Всероссийский конкурс по конструированию и робототехнике «RoboКВАНТ» и заняли почетные I и II места за роботов: «Мельница», «Управляемый робот», «Экскаватор».
  • Всероссийский конкурс технического творчества ко Дню детских изобретений «ЭВРИКА!» воспитанники участвовали в номинации «Робототехника» и представители конкурсные работы «Грузовик», «Корабль», «Музыкальная шкатулка», «Касса», где стали победителями.

12-й слайд

Конечно, не каждое дошкольное учреждение имеет возможность организации занятий роботехникой, поскольку для этого необходимо специальное дорогостоящее оборудование. Но работа нашего дошкольного учреждения позволяет сделать вывод, что это перспективное направление, в которое будет вовлекаться все большее количество детских садов. Спасибо за внимание!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР