Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Из опыта работы» |
Содержание - Дошкольное образование |
05.11.2024 04:44 |
Рымаренко Ольга Ивановна, музыкальный руководитель, МКДОУ детский сад «Сказочная страна» р.п. Панино, Панинского района Воронежской области. В статье освещается тема нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыкальной деятельности. Описывается опыт работы музыкального руководителя в данном направлении. Подчёркивается важность и актуальность патриотического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание дошкольников. Из опыта работы музыкального руководителя Воспитание чувства патриотизма у дошкольников в условиях сегодняшних реалий становится приоритетным направлением педагогической деятельности. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и мире. Нравственно - патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника. Мне, как музыкальному руководителю, хотелось бы поделиться своими наработками и своими результатами. В первую очередь, хочу рассказать о том, какая работа патриотической направленности проводится в нашем детском саду с детьми. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье. Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста. Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах, развлечениях и при участии в народных праздниках: «Осенняя ярмарка», «Рождественские посиделки», «Масленица». Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мной в слушании и музыкально-ритмической деятельности, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Слушание народной музыки, просмотр видео сказок, звучания народного оркестра доступно благодаря хорошему материально-техническому оснащению музыкального зала. Таким образом, дети знакомятся с понятиями «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Широкая Масленица», «Ой, на ярмарку», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки-бравы ребятушки», «Ой, блины, блины», «Ах вы, сени», поют частушки, водят хороводы «Во поле береза», играют в русские народные игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», исполняют народные танцы. Часто исполнение народных песен сопровождается игрой на детских шумовых инструментах – ложках, бубнах, трещотках, бубенцах. Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник. На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок. Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников. Праздник помогает детям проявлять себя в творчестве, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества». Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз.А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова, «Будем солдатами» З.Роот. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически. Не менее важным в нравственном воспитании ребёнка является воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Ежегодно в ноябре проводятся музыкальные праздники, посвящённые Дню Матери, а в марте – концерты для мам и бабушек к Международному женскому Дню 8 Марта. В нравственном воспитании ребёнка особенно важно помнить о Дне Великой Победы над фашизмом. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён. В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Мои наблюдения за детьми показывают, что они почти не знают песен военных лет. Поэтому накануне Дня Победы я знакомлю детей на музыкальных занятиях с песнями военных лет. Дети с удовольствием разучивают песни о войне, такие как «Катюша» М.Блантера», «День Победы» Д.Тухманова, «9 Мая» З.Роот, «Вечный огонь» А. Филлипенко. Песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. С большим удовольствием дети, начиная лет с пяти, принимают участие в концертах в районном Доме культуры и досуга, посвящённых празднованию Дня матери, Дня Победы, Дня Защитников Отечества и 8 Марта. Каждую весну празднуем Масленицу, а осенью устраиваем Осеннюю ярмарку. Дети и педагоги надевают яркие народные костюмы, звучит народная музыка, дети сами поют, играют на русских народных инструментах. Это всё создаёт непередаваемую атмосферу праздника, что способствует воспитанию любви к русской народной культуре. Фольклорная тема русского народа, а также народов, проживающих в нашей стране, в нашем посёлке, прослеживается и в празднованиях Дня России 12 июня. Этот праздник очень любят дети, потому что он проходит часто на свежем воздухе и объединяет детей и педагогов всех возрастных групп. Тема единства народов России и патриотизма также неизменно проходит красной нитью через все формы образовательной деятельности в ноябре, когда в Росси отмечают День народного единства. Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса. Работа по формированию чувства любви к родному краю более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить. В каждой группе в раздевалке есть уголок, где вывешиваются консультации или рекомендации для родителей от музыкального руководителя. Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах. Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом. При подготовке к тематическим праздникам, движения танцев разучиваются сначала и показываются воспитателям, подробно разбираются. Весь репертуар песен, танцев, и сценарий выдается в печатном виде и также подробно разбирается в каждой группе. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности. Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от родного поселка, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим работу. Ребята участвуют в ежегодных районных фестивалях народной музыки «Играй, гармонь!», принимают участие в тематических праздничных концертах в районном Доме культуры и досуга, посещают детскую библиотеку, Детско-юношеский Центр, физкультурно-оздоровительный комплекс. Таким образом, решение задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДОУ. Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!» Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».