№ Месяц
Лексическая тема
|
Тема занятия
|
Программное содержание
|
№1
Сентябрь
«Прощай, лето»
|
Чтение рассказа К. Ушинского «Дети в роще». Лексико-грамматические упражнения по теме.
|
*Уточнить знания детей о признаках прошедшего летнего сезона;
*обогатить летние впечатления детей через чтение произведения К. Ушинского, побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию полно и развернуто;
*упражнять в различении понятий «слово», «предложение»;
*упражнять в подборе антонимов,
*развивать внимание, память.
|
№2
Сентябрь
«Детский сад»
|
Пересказ текста «Случай в песочнице» с опорой на наглядный план
|
*Развивать умение детей пересказывать текст с опорой на наглядный план в виде последовательности картинок;
*упражнять в различении одушевленных и неодушевленных предметов, умении правильно задавать вопросы к ним;
*упражнять в словоизменении глаголов по числам;
*активизировать словарь по теме;
*развивать внимание, память, мелкую моторику.
|
№3
Сентябрь
«Осень»
|
Составление связного рассказа об осени по картине «Осень»
|
*Расширять знания детей о характерных признаках осеннего сезона;
*развивать умение детей рассказывать связно, последовательно об изображенном на картине, грамматически правильно оформлять предложения;
*упражнять в употреблении глаголов в разных временных формах;
*развивать целенаправленное внимание, память.
|
№4
Сентябрь
«Моя малая родина»
|
Чтение стихотворения О. Ковтунова «Рассказ о Георгиевске Лексико-грамматические упражнения по теме.
|
* Расширять представления детей о том, что Георгиевск - большой, развитый город с богатой историей, в котором дружно живут люди разных национальностей;
*упражнять в словоизменении существительных в родительном падеже множественного числа;
*вызвать уважение к историческому прошлому родного города, прививать чувство гордости за свою малую родину.
|
№5
Октябрь
«Овощи, огород»
|
Составление сказки-описания об овощах
|
*Развивать умение составлять описание овощей в виде сказки по плану и образцу воспитателя;
*упражнять в образовании относительных прилагательных, в употреблении существительных в вин. и творит. падежах;
*развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, диалогическую речь.
|
№6
Октябрь
«Фрукты, сад»
|
Пересказ рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко» (в сокращении)
|
*Совершенствовать умение детей пересказывать текст, с наглядной опорой в виде плана-схемы;
*развивать умение делить слова на слоги;
* упражнять в образовании сложных слов путем слияния основ, образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
*развивать мышление, внимание, память.
|
№7
Октябрь
«Лес, грибы, ягоды»
|
Чтение К. Ушинский «Спор деревьев» Э.Шим «Дуб». Лексико-грамматические упражнения по теме.
|
*Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения – деревьях и кустарниках, развивать умение распознавать деревья по листьям и плодам;
*упражнять в образовании множественного числа существительных в имен. и родит. падежах;
*развивать умение подбирать однокоренные слова;
* активизировать употребление предлогов в речи, развивать умение находить и исправлять ошибки в предложно-падежных конструкциях;
*развивать слуховое восприятие, логическое мышление.
|
№8
Октябрь
«Перелетные птицы»
|
Составление описательного рассказа о птице. Лексико-грамматические упражнения по теме.
|
*Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц, закреплять знания частей тела птиц, расширять знания детей о журавлях;
*развивать умение составлять описательный рассказ о птице по плану;
*упражнять в образовании притяжательных прилагательных;
*упражнять в словообразовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании приставочных глаголов;
* развивать внимание, память
|
№9
Ноябрь
«Дикие животные»
|
Пересказ сказки А. Суконцева «Как ежик шубу менял»
|
*Закрепить обобщающее понятие «дикие животные», систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
*учить логическому построению высказывания при пересказе сказки, эмоциональной передаче диалогов действующих лиц;
*активизировать словарь по теме;
*упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением, в употреблении существительных в форме творительного и предложного падежа с предлогами;
*развивать внимание, память.
|
№10
Ноябрь
«Домашние животные»
|
Составление рассказа о домашнем животном по мнемотаблице
|
*Обогащать словарь детей по теме, ввести в словарь детей названия домов для животных, закреплять знание частей тела животных;
* развивать умение составлять описательный рассказ о домашнем животном по плану-мнемотаблице;
*упражнять в согласовании числительных с существительными,
*упражнять в словообразовании сложных слов, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
*развивать внимание, память
|
№11
Ноябрь
«Домашние птицы»
|
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Гуси»
|
*Закрепить знания детей о домашних птицах: «птичьи семейки»;
*учить детей пересказывать литературное произведение связно, последовательно, близко к тексту, добиваться яркости, выразительности прямой речи;
*активизировать глагольный словарь по теме;
*упражнять в построении сложноподчиненных предложений, образовании притяжательных прилагательных;
*развивать целенаправленное внимание, память.
|
№12
Ноябрь
«Человек»
|
Пересказ шуточного рассказа «Голова»
|
*Уточнить знание детьми частей собственного тела, назначения и работы некоторых органов человека;
*развивать умение пересказывать шуточный рассказ близко к тексту, подбирать точные слова для описания героев;
*упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом для.
|
№13
Декабрь
«Обувь, одежда, головные уборы»
|
Составление рассказ по серии сюжетных картинок «Как солнышко ботинок нашло»
|
*Закрепить обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы", умение их сочетать и классифицировать;
*развивать умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, умение отвечать на вопросы полным предложением;
*активизировать словарь по теме;
*учить образовывать относительные прилагательные, использовать предлоги, формировать умение согласовывать слова в предложении;
*развивать внимание, память, воображение, мышление.
|
№14
Декабрь
«Зима»
|
Составление связного рассказа по картине «Вот так покатался!»
|
*Развивать умение детей рассказывать связно, последовательно об изображенном на картине, грамматически правильно оформлять предложения;
*упражнять в составлении простого распространенного предложения с однородными дополнениями;
*развивать умение подбирать слова-синонимы, согласовывать прилагательные с существительными;
*развивать целенаправленное внимание, мышление, память.
|
№15
Декабрь
«Зимующие птицы»
|
Составление сравнительного рассказа о зимующих и перелетных птицах
|
*Развивать умение составлять сравнительный описательный рассказ о зимующих и перелетных птицах, грамматически правильно оформляя предложения;
*упражнять в словообразовании сложных слов путем сложения основ;
*упражнять в подборе однокоренных слов, согласовании числительных с существительными;
* развивать внимание, память.
|
№16
Декабрь
«Новогодний параздник»
|
Творческое рассказывание «Что произошло на новогоднем празднике?»
|
*Развивать умение придумывать события, предшествующие и последующие, изображенному на картине, рассказывать связно, последовательно;
*упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
*учить употреблять глаголы в форме простого и сложного будущего времени с частицей –ся;
*развивать творческое воображение, фантазию, речь.
|
№17
Январь
«Посуда»
|
Составление описательной сказки о предметах посуды
|
*Развивать умение составлять описание предметов посуды в виде сказки по образцу воспитателя;
*упражнять в изменении числа имен существительных;
*упражнять в образовании относительных прилагательных;
* развивать внимание, память.
|
№18
Январь
«Продукты питания»
|
Пересказ рассказа В. Осеевой «Печенье»
|
*Развивать умение детей пересказывать текст с опорой на словесный план;
*упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении предложений с однородными членами, с предлогами;
* развивать внимание, память.
|
№19
Январь
«Животные севера и жарких стран»
|
Пересказ рассказ Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»
|
*Развивать умение детей связно и последовательно передавать литературный текст;
*упражнять в употреблении существительных в косвенных падежах, в словообразовании семей животных;
*развивать целенаправленное внимание, мышление, память.
|
№20
Февраль
«Транспорт»
|
Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок.
|
*Учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность, объём;
*развивать умение отвечать полным ответом на вопросы;
*активизировать и расширять словарь по теме;
*закреплять употребление существительных в творительном падеже;
*упражнять в словообразовании сложение слов;
*воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений;
*развивать речь, память, расширять кругозор.
|
№21
Февраль
«Транспорт»
|
Составление описательного рассказа о транспортном средстве
|
*Развивать умение составлять описательный рассказ о предмете, грамматически верно строить предложения;
*уточнять знания детьми профессий людей, управляющими транспортом;
*упражнять в построении сложноподчиненных предложений с подчинительным союзом потому что, в образовании слов префиксальным способом;
*развивать внимание, память, речь.
|
№22
Февраль
«Морские, речные и аквариумные обитатели»
|
Пересказ произведения е. Пермяка «Первая рыбка»
|
*Формировать навыки подробного пересказа текста;
* совершенствовать грамматический строй речи;
*упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в образовании существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; в понимании значений глаголов с приставками.
*развивать внимание, память, речь.
|
№23
Февраль
«День защитника Отечества»
|
Чтение рассказа А. Митяева «Почему Армия всем родная?»
|
*Уточнять представления детей об армии, военных профессиях и родах войск;
*упражнять в образовании форм множественного числа существительных в имен. и родит. падежах, в образовании существительных, обозначающих военные профессии;
*воспитывать уважение к защитникам Родины, желание служить в армии.
|
№24
Март
«Мамин день, семья»
|
Пересказ рассказа В. Осеевой «Сыновья»
|
*Развивать умение детей связно и последовательно передавать литературный текст, выразительно передавать диалоги героев рассказа, давать оценку поступкам действующих лиц;
*упражнять в составлении предложений со значением противопоставления;
*упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании притяжательных прилагательных;
*воспитывать любовь к своей семье, родителям
|
№25
Март
«Весна»
|
Составление творческого рассказа о весне
|
*Развивать умение составлять небольшие рассказы творческого характера о весне на основе наблюдений в природе, закрепить знание весенних признаков;
*упражнять в образовании прилагательных от существительных, в употреблении сложных предложений с союзом потому что;
*развивать мышление, память.
|
№26
Март
«Профессии»
|
Составление рассказов о профессиях на транспорте
|
*Уточнять и расширять знания детей о профессиях людей, работающих на транспорте;
*классифицировать транспорт по видам;
*активизировать и расширять словарь глаголов по теме;
*совершенствовать умение составлять рассказ о профессии по предложенному плану;
*упражнять в образовании однокоренных слов, в составлении сложноподчиненных предложений;
*развивать связную речь, мышление память, расширять кругозор.
|
№27
Март
«Профессии. Инструменты»
|
Пересказ рассказа «Кто главнее?»
|
*Формировать у детей связно и последовательно пересказывать текст;
*развивать представления детей о профессиях, о важности каждой профессии для людей;
*упражнять в употреблении глаголов, изменении их по числам;
*развивать у детей сообразительность, активность, память, внимание.
|
№28
Апрель
«Космос»
|
Пересказ рассказа «Звезды и планеты»
|
*Закреплять знания детей о космосе, планетах и звездах;
*развивать умение детей пересказывать связно, последовательно, близко к тексту;
*развивать умение подбирать однокоренные слова и антонимы;
*развивать целенаправленное внимание, мышление, память.
|
№29
Апрель
«Наш дом»
|
Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.
|
*Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине с придумыванием предшествующих событий;
*учить выделять событийную основу и существенные детали изображения;
*упражнять в образовании формы род. пад. мн.ч. существительных, в образовании существительных с умен.-ласкат. суффиксами
*активизировать и расширять словарь по теме;
*развивать внимание, память, творческое воображение.
|
№30
Апрель
«Мебель»
|
Составление описательных рассказов о предметах мебели по устному плану
|
*Развивать умение группировать предметы по назначению, классифицировать их;
*закрепить обобщающее понятие «Мебель»;
*расширять словарь по теме;
*совершенствовать навык образование относительных прилагательных;
*искать кратчайшие пути решения логических задач.
|
№31
Апрель
«Школа»
|
Составление творческого рассказа «Каким я буду в школе?»
|
*Обобщать знания детей о школе, развивать умение связно рассказывать о предстоящих событиях, употребляя глаголы будущего времени;
*упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании существительных женского рода;
*развивать воображение, внимание, память.
|
№32
Май
«День Победы»
|
Чтение рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» Уточнение знаний детей по теме.
|
*Побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время ВОВ, воспитывать патриотические чувства;
*расширять и уточнять знания детей о ВОВ, понимание значений слов и словосочетаний «подвиг», «героический поступок», «ветеран» и др.;
*упражнять в подборе родственных слов и синонимов;
*развивать внимание, память.
|
№32
Май
«Наша страна, наш край»
|
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отчество» Уточнение знаний детей по теме.
|
*Продолжать формировать у детей представление об образе Родины, родного края, наполнить их значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием, углублять знания детей о символах России;
*развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение;
*упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в подборе антонимов;
*воспитывать чувство гордости, любви к своей Родине.
|
№33
Май
«Спорт»
|
Составление мини- рассказов о видах спорта
|
*Обобщать знания детей о видах спорта, классифицировать их по сезону;
*развивать умение рассказывать о выбранном виде спорта по плану;
*упражнять в образовании множественного числа существительных в имен. и родит. падежах,
в образовании сравнительной степени прилагательных от наречий;
*воспитывать желание заниматься физкультурой и спортом.
|
№34
Май
«Лето, цветы, насекомые»
|
Составление мини-рассказов о насекомых
|
*Развивать умение составлять описательный мини-рассказ о насекомых по плану;
*правильно использовать родительный падеж мн. числа существительных;
*упражнять в словообразовании существительных с увеличительными оттенками;
*развивать внимание, память.
|