Воробьева Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад с. Зоркальцево», Томского района, Томская область.
Создание предпосылок у детей младшего дошкольного возраста для формирования функциональной грамотности, созидая зону ближайшего развития детей, помогая им выйти за пределы того, что они могут сделать самостоятельно. Первая младшая группа.
Образовательная деятельность по окружающему миру
Формированию предпосылок функциональной грамотности с применением познавательно-исследовательских технологий с детьми младшего дошкольного возраста
Актуальность
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Основные признаки функционально грамотной личности – это самостоятельность, познавательный интерес, коммуникация, взаимодействие внутри социума, ключевые компетенции, критическое мышление.
Познавательно-исследовательская деятельность позволяет решать нам следующие задачи:
- развивать естественный познавательный интерес дошкольников;
- способствовать гармоничному развитию личности;
- повысить компетенции родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников;
- реализовать право ребенка на творчество.
С младшими дошкольниками мы создаем предпосылки для формирования функциональной грамотности, созидая зону ближайшего развития детей, помогая им выйти за пределы того, что они могут сделать в одиночку.
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о свойствах воды - прозрачная, текучая, не имеет запаха, вода может изменять свой цвет;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивающие:
- развивать навыки проведения первых опытов;
- развивать внимание, кругозор, речь и любознательность детей;
- развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, самостоятельность, способность сравнивать;
- развивать умение выполнять простейшие действия с помощью педагога.
Воспитывающие:
- умение работать в коллективе;
- воспитывать самостоятельность.
Обогащение словаря: Вода прозрачная, может изменять цвет, красная, синяя, течёт, не имеет запаха.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приемы:
- игровые - волшебная баночка с водой, волшебные колпачки фокусника;
- наглядные - ведерки, стаканчики с водой, ложечки;
- словесные - рассказ воспитателя, беседа, двигательные;
- практическая деятельность – фокусы.
Предварительная работа: беседа – «Вода в жизни человека»; чтение стихотворения «Мойдодыр»; пальчиковая гимнастика «Капелька», игры с водой, купание кукол, пупсов, игровое упражнение «Моем посуду».
Материалы и оборудование: стаканчики на каждого ребенка, ложечки, гуашь, тазик, ведерко, салфетки, цветные крышки.
Водная часть. Организационная
Воспитатель: Ребята настал новый день, я хочу вам улыбнуться, а вы улыбнитесь друг другу и поздороваемся.
Я люблю свой детский сад!
Очень много в нем ребят,
Хорошо когда мы вместе,
Все ли тут?
Вы все на месте?
Повернитесь, оглянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
(Педагог показывает, дети повторяют)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется в нашей группе что то шумит? Давайте послушаем, что это за звук? (аудиозапись, шум воды). А где шумит вода? Показ картинок – вода течет из крана, душа.
Воспитатель: Ребята, сегодня в группе я нашла коробочку, а в ней Капелька! (показ детям капельки сопровождая стихотворением).
Я водяная Капелька.
Я очень вам нужна.
Покапаю, покапаю –
Получится вода.
Воспитатель: А знаете ли вы, где еще живёт вода? Возможные ответы детей.
Педагог читает стихотворение сопровождая иллюстрациями:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
(Н. Рыжова)
Воспитатель: Ребята, а нам с вами нужна вода? Для чего?
(предполагаемые ответы детей: моем лицо и руки, купаемся, пьём воду, готовим еду, стираем одежду, моем посуду, пол, моем игрушки). Педагог сопровождает ответы картинками.
Воспитатель: Дорогие ребята Капелька приглашает нас в страну фокусов. В этой стране мы узнаете много интересного и научимся показывать разные фокусы.
Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в гости к Капельки?
Ответы детей.
Воспитатель: Но чтобы попасть в эту страну фокусов нужно надеть волшебные колпачки. (воспитатель одевает детям колпачки.)
Воспитатель: А сейчас нам нужно пройти по дорожке, а я скажу волшебные слова.
Капля раз, капля два!
(прыжки на носочках, ручки на поясе)
Очень медленно сперва,
(прыжки на двух ногах)
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
(бег на носочках)
Повернулись, покрутились,
В стране фокусов очутились!
(дети за педагогом идут по дорожке в цент экспериментирования)
Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими помощниками. Присаживайтесь за столы, слушайте и смотрите внимательно!
Основная часть. Экспериментирование.
Фокус № 1: «Горячая и холодная вода»
Задачи: формирование понятий «горячая», «холодная», «теплая», развитие эмоционального настроя, развитие внимания.
Воспитатель: Капелька принесла нам в одном ведерке горячую воду, а в другом холодную. Но она забыла в каком ведерке какая вода. Поможем ей ребята! Как мы можем узнать горячая вода в ведерке или холодная? Потрогаем ведерки руками. (дети определяют, что в синем ведре вода холодная, а в красном - горячая.)
Но, мы не можем с вами поиграть ни с горячей ни с холодной водой! Что же нам делать? Посмотрите! Надо налить в таз сначала холодной воды, а потом добавить горячей. (педагог демонстрирует детям как льется вода).
И что у нас получилось? Водичка у нас льется и стала теплой. (дети трогают воду руками).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем с водичкой. Педагог опускает на дно таза цветные крышки (красные и синие).
Игра «Выбери нужного цвета»
Задачи: развитие у детей мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания, учим цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям достать крышку сначала синего цвета со дна ёмкости, а затем красного.
Воспитатель: Молодцы ребята! Переходим к следующему фокусу.
Фокус № 2: «Тонет, не тонет»
Задачи: знакомство со свойствами различных материалов, развитие координации движений, закрепление понятий «лёгкий», «тяжелый», развитие логического мышления.
Воспитатель: Посмотрите, что нам приготовила Капелька!
Педагог ставит на стол корзинки с пластмассовыми шариками и камушками.
Воспитатель: Ребята возьмите в одну ручку шарик, а в другую камень. Шарик из пластмассы легкий или тяжелый? (ответы детей).
Правильно, шарик легкий. А камушек, легкий или тяжелый? Правильно, тяжелый. А теперь давайте проверим. Перед вами два стаканчика с водой. В один стаканчик аккуратно опустите шарик, а в другой камушек и посмотрите, что у вас получится. Что происходит с шариками? (шарики плавают, не тонут). Что случилось с камушками? Они утонули, опустились на дно. Мы с вами увидели, что лёгкие предметы – плавают в воде, а тяжёлые тонут, опускаются на дно.
Воспитатель: Ребята, а вы видите камушки на дне? Почему? Потому что вода прозрачная, сквозь нее можно разглядеть разные предметы.
Воспитатель: Ребята наша Капелька заскучала. Давайте все вместе развеселим её.
Физкультминутка «Капельки прыг-прыг, капельки скок-скок».
Дети под музыку выполняют танцевальные движения вместе с воспитателем.
Воспитатель: А сейчас нам Капелька предлагает провести последний фокус.
Фокус № 3: «Цветная водичка»
(на столах стоят стаканчики с водой, гуашь синего и красного цвета на каждого ребенка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите перед вами стаканчик с водой. Давайте с вами определим еще раз вода прозрачная вода или нет. Возьмите ложечку и опустите в стаканчик, если ложечку будет видно, то вода прозрачная.
Ребята, ложечку видно сквозь воду? (ответы детей).
Правильно, молодцы ложечку видно, значит вода у нас прозрачная.
Воспитатель: А сейчас мы с вами увидим другой фокус!
Посмотрите, как я его буду делать: берем ложечкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик, размешиваем и смотрим, что же происходит. Вода меняет цвет. Из прозрачной она превращается в цветную водичку.
Какого цвета стала вода? У меня вода получилась красная.
А теперь вы берите ложечку, набирайте маленько краски, опускайте в стаканчик с водой и размешивайте, смотрите, что у вас получиться. (педагог уточняет у каждого ребенка какого цвета у него получилась вода, красная или синяя).
Воспитатель: Ребята, скажите, у вас водичка прозрачная или нет? Давайте проверим. Опустите ложечку в стакан, если ложечку не видно, значит вода не прозрачная. (дети выполняют задание по инструкции и делаю вывод, что вода из прозрачной превратилась в цветную)
Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: Ребята наша страна фокусов закрывается и нам нужно возвращаться обратно. Давайте Капельки скажем большое спасибо за интересные фокусы.
Все вместе говорим СПАСИБО!
Воспитатель: Ребята мне сегодня очень понравилось с вами играть с водичкой. А вам понравились волшебные фокусы? Вы все фокусы запомнили? Сейчас проверим.
Чтобы водичка получилась теплой, то надо соединить горячую воду с холодной. Правильно? Да!
Если в воде видно разные предметы, ложечки, камушки, то вода какая - прозрачная. Правильно? Да!
Если камушек тонет, то он тяжелый. А если пластмассовый шарик остается на поверхности, то он легкий. Правильно? Да!
Воспитатель: Ну, что ребята возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова:
Поверчусь и поверчусь,
В детский садик я вернусь!
Дети возвращаются по дорожке обратно.
Воспитатель: Ну вот ребята мы опять с вами в нашей группе. Капельке очень понравилось с вами играть, но ей пора идти к другим детям. Но чтобы вы сильно не грустили, Капелька оставила вам угощения.
Список литературы:
1.Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — Программа развития Издательство: Сфера, 2018
2.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2015
3.Пудова Н. В. Планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников [Текст] / Н. В. Пудова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 74-77. |