Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 8026431
Развитие связности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания из личного опыта
Содержание - Дошкольное образование
20.01.2025 09:00

Литвинчук Ксения Евгеньевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад с.Зоркальцево». 
Старший дошкольный возраст.

 


 

Развитие связности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания из личного опыта

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Авторы подчеркивают важность данного аспекта для успешной подготовки к школе и социализации. В статье представлены эффективные методы и приемы, такие как рассказывание из личного опыта, развитие монологической и диалогической речи, пересказ текстов, а также использование интонационной выразительности. Особое внимание уделяется созданию комфортной атмосферы, способствующей речевой активности детей, и применению современных технологий, включая мультимедийные средства. Описанные подходы направлены на развитие у детей умения выражать свои мысли, эмоции и впечатления, а также на обогащение словарного запаса и формирование навыков связного повествования.

 

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из ключевых задач дошкольного образования. Связная речь представляет собой сложный процесс, который включает в себя умение логично, последовательно и грамотно излагать свои мысли, используя разнообразные языковые средства. Этот процесс имеет огромное значение для успешной социализации ребенка, его дальнейшего обучения в школе и общего интеллектуального развития. В данной статье мы рассмотрим, как процесс рассказывания способствует развитию связности речи у детей старшего дошкольного возраста, а также проанализируем мнения известных авторов, занимающихся данной проблематикой.

Связная речь, по определению Л.С. Выготского, представляет собой "высшую форму речевой деятельности, которая позволяет человеку выражать свои мысли и чувства в развернутой форме, используя сложные синтаксические конструкции и разнообразные лексические средства" [1]. В старшем дошкольном возрасте дети уже обладают определенным уровнем речевого развития, однако их речь часто остается ситуативной и фрагментарной. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку перейти от простых высказываний к более сложным, связным текстам.

Одним из эффективных методов развития связной речи является рассказывание. Этот процесс предполагает создание ребенком собственного повествования на основе заданной темы или собственного опыта. Как отмечает А.М. Леушина, "рассказывание способствует развитию у детей умения строить логически последовательные высказывания, использовать разнообразные языковые средства и выражать свои мысли в развернутой форме" [2]. В процессе рассказывания ребенок учится не только формулировать свои мысли, но и структурировать их, что является важным шагом на пути к развитию связной речи.

Важным аспектом развития связной речи является формирование у детей умения использовать различные типы текстов: повествовательные, описательные и рассуждения. Как подчеркивает О.С. Ушакова, "разнообразие типов текстов позволяет ребенку освоить разные способы изложения информации, что способствует развитию гибкости мышления и речевой выразительности" [3]. В процессе рассказывания дети учатся не только описывать события, но и анализировать их, высказывать свое мнение и аргументировать его. Это способствует развитию не только речевых, но и когнитивных способностей ребенка.

Особое значение в развитии связной речи имеет работа с текстами-образцами. Как отмечает Е.И. Тихеева, "использование образцовых текстов позволяет детям усвоить нормы литературного языка, обогатить свой словарный запас и научиться строить сложные предложения" [4]. В процессе рассказывания дети могут опираться на тексты, которые они слышали от взрослых или читали самостоятельно. Это помогает им не только запомнить структуру текста, но и использовать ее в своих собственных рассказах.

Важным элементом развития связной речи является также работа над интонационной выразительностью. Как подчеркивает М.М. Алексеева, "интонация играет ключевую роль в передаче смысла высказывания и эмоционального состояния говорящего" [5]. В процессе рассказывания дети учатся использовать различные интонационные средства для передачи своих мыслей и чувств. Это способствует развитию не только речевых, но и эмоциональных способностей ребенка.

Особое внимание в процессе рассказывания следует уделять развитию у детей умения задавать вопросы и отвечать на них. Как отмечает Н.С. Жукова, "умение задавать вопросы и отвечать на них является важным элементом развития диалогической речи, которая, в свою очередь, является основой для развития связной речи" [6]. В процессе рассказывания дети учатся не только излагать свои мысли, но и взаимодействовать с собеседником, что способствует развитию их коммуникативных навыков.

Важным аспектом развития связной речи является также работа над лексическим запасом ребенка. Как подчеркивает Т.Б. Филичева, "богатый словарный запас позволяет ребенку более точно и выразительно излагать свои мысли, что способствует развитию связной речи" [7]. В процессе рассказывания дети учатся использовать новые слова и выражения, что способствует обогащению их лексического запаса.

Особое значение в развитии связной речи имеет также работа над грамматическим строем речи. Как отмечает А.Н. Гвоздев, "грамматический строй речи является основой для построения связных высказываний" [8]. В процессе рассказывания дети учатся использовать различные грамматические конструкции, что способствует развитию их речевых способностей.

Следует отметить, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является сложным и многогранным процессом, который требует систематической работы со стороны педагогов и родителей. Процесс рассказывания играет в этом процессе ключевую роль, так как он способствует развитию у детей умения строить логически последовательные высказывания, использовать разнообразные языковые средства и выражать свои мысли в развернутой форме. Как отмечает Л.С. Выготский, "развитие связной речи является важным этапом в становлении личности ребенка, так как оно способствует развитию его мышления, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков" [1].

В нашем детском саду мы уделяем особое внимание развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как это один из ключевых аспектов подготовки к школе и успешной социализации. Наш опыт показывает, что рассказывание из личного опыта является эффективным методом, который не только способствует развитию речи, но и помогает детям выражать свои мысли, эмоции и впечатления. Мы стремимся создать такую атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и готов поделиться своими историями.

Одним из важных элементов нашей работы является создание условий для развития речевой активности. Мы стараемся организовать занятия так, чтобы дети могли свободно выражать свои мысли, не боясь ошибиться. Для этого мы используем различные приемы, такие как беседы, обсуждения, игры и творческие задания. Например, после прогулки или экскурсии мы предлагаем детям рассказать о том, что они увидели, что их удивило или порадовало. Это помогает им структурировать свои впечатления и учиться строить связные высказывания.

Мы также активно используем метод рассказывания из личного опыта, так как он позволяет детям опираться на свои собственные переживания и эмоции. Это делает их речь более живой и выразительной. Например, после праздников или семейных мероприятий мы предлагаем детям поделиться своими впечатлениями. Мы задаем наводящие вопросы, которые помогают им выстроить рассказ: «Кто был с тобой?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Как ты себя чувствовал?». Это не только развивает речь, но и способствует эмоциональному развитию, так как дети учатся осознавать и выражать свои чувства.

Важным аспектом нашей работы является развитие умения строить повествование. Мы учим детей последовательно излагать свои мысли, используя вводные слова и связки, такие как «сначала», «потом», «затем», «в конце». Для этого мы используем различные дидактические игры и упражнения. Например, мы предлагаем детям составить рассказ по серии картинок или придумать продолжение истории. Это помогает им понять, как выстраивать логическую цепочку событий и делать свои рассказы более связными.

Мы также уделяем внимание развитию словарного запаса детей. Для этого мы используем различные методы, такие как чтение художественной литературы, заучивание стихов, разучивание песен и игр. Мы стараемся подбирать материал, который будет интересен детям и будет соответствовать их возрасту. Например, после прочтения сказки или рассказа мы обсуждаем с детьми, какие слова и выражения они запомнили, что им понравилось, а что вызвало вопросы. Это помогает им не только запоминать новые слова, но и учиться использовать их в своей речи.

Особое внимание мы уделяем развитию монологической речи. Мы учим детей составлять рассказы на заданную тему, описывать предметы, явления или события. Для этого мы используем различные приемы, такие как составление рассказов по опорным словам, по картинкам или по плану. Мы также предлагаем детям придумывать свои собственные истории, что развивает их воображение и творческие способности. Например, мы можем предложить детям придумать сказку о волшебном лесе или рассказать о своем любимом животном. Это помогает им научиться выражать свои мысли и чувства в связной форме.

Мы также активно работаем над развитием диалогической речи. Мы учим детей задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу. Для этого мы используем различные игры и упражнения, такие как «Интервью», «Вопрос-ответ», «Угадай, о чем я говорю». Мы стараемся создать такие ситуации, где дети могут общаться друг с другом, делиться своими мыслями и впечатлениями. Это помогает им научиться слушать и понимать друг друга, а также развивает их коммуникативные навыки.

Важным элементом нашей работы является развитие умения пересказывать тексты. Мы учим детей передавать содержание прочитанного или услышанного своими словами, сохраняя основную мысль и последовательность событий. Для этого мы используем различные приемы, такие как составление плана пересказа, использование опорных слов или картинок. Мы также предлагаем детям пересказывать тексты с изменением лица или времени, что помогает им лучше понять структуру рассказа и научиться использовать различные речевые конструкции.

Мы также уделяем внимание развитию интонационной выразительности речи. Мы учим детей использовать различные интонации, чтобы передать эмоции и настроение. Для этого мы используем различные упражнения, такие как чтение стихов с разной интонацией, разыгрывание сценок или диалогов. Мы также предлагаем детям придумывать свои собственные интонации для различных ситуаций, что помогает им лучше понимать, как интонация влияет на смысл высказывания.

В нашей работе мы также используем различные технологии и методики, которые помогают сделать процесс развития речи более интересным и эффективным. Например, мы активно используем мультимедийные средства, такие как презентации, видео и аудиозаписи. Это помогает детям лучше воспринимать информацию и делает занятия более увлекательными. Мы также используем элементы театрализации, где дети могут попробовать себя в роли актеров и научиться выражать свои мысли и эмоции через речь и движения.

Важным аспектом нашей работы является взаимодействие с родителями. Мы стараемся вовлечь их в процесс развития речи детей, даем рекомендации, как они могут помочь своим детям дома. Например, мы советуем родителям читать детям книги, обсуждать с ними прочитанное, задавать вопросы и поощрять их рассказывать о своих впечатлениях. Мы также проводим родительские собрания и мастер-классы, где рассказываем о наших методах работы и даем практические советы.

В заключение хочется отметить, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста — это сложный и многогранный процесс, который требует систематической и целенаправленной работы. Мы видим, как наши дети постепенно учатся выражать свои мысли, строить связные высказывания и общаться друг с другом. Это дает нам уверенность в том, что наши усилия не напрасны и что мы помогаем детям подготовиться к следующему этапу их жизни — школе. Мы гордимся своими воспитанниками и радуемся их успехам, ведь каждый их рассказ, каждое слово — это шаг к их будущему.

 

 

 

Список литературы

1.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

2.Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 256 с.

3.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института психотерапии, 2001. – 240 с.

4.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

5.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

6.Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.

7.Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

8.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР