Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 8128765
Проект «Культура и традиции нашей Родины» для детей подготовительной группы
Содержание - Дошкольное образование
07.02.2025 05:39

Егорова Олеся Александровна, Старцева Екатерина Николаевна - воспитатели МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17» г. Сыктывкар. 
Творческо-познавательный проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
представлений о народных культурных традициях России, приобщению к ним детей и родителей. В данном проекте раскрыты задачи, этапы и содержание работы, также имеются приложения.


Проект «Культура и традиции нашей Родины»

для детей подготовительной группы

 

Вид: творческо-познавательный

Цель: Формировать представления детей о народных культурных традициях России, приобщать к ним детей и родителей.

Задачи:

1. Расширять и уточнять представления детей о культуре и традициях русского и коми народа;

2. Знакомить с народными и православными праздниками нашей страны (Масленица, Вербное воскресение, Святки, Пасха и другие);

3. Расширять представления о народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве Республики Коми и России;

4. Формировать любовь и уважение к людям, традициям и праздникам нашей большой и малой Родины;

5. Привлекать детей и взрослых к национальной культуре через совместные мероприятия.

Участники: дети группы; воспитатели; родители; музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию; музеи.

Актуальность:

Согласно Федеральной образовательной программе воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в работе с детьми подготовительной группы решаются задачи, направленные на приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что предполагает:

воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства;

приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры;

становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка;

формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;

создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).

Формирование представлений о родном народе, Родине, людях, культуре и традициях России, формирование социально-культурных ценностей, любви к Родине – это основа воспитания, которой необходимо уделить большое внимание.

Только в союзе с семьёй в вопросах воспитания детей, которые будут показывать личным примером, интересом, инициативой, можно добиться положительных результатов.

Сроки реализации: долгосрочный.

Предполагаемый результат:

Дети будут иметь представления о культуре и традициях русского и коми народа; Они познакомятся с народными и православными праздниками нашей страны (Масленица, Вербное воскресение, Святки, Пасха и др.); Дети познакомятся с народными промыслами Республики Коми и России; Смогут составлять узоры народных росписей (Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Мезенская роспись) различными доступными способами (рисование, аппликация, лепка); Будет сформирован интерес, любовь и уважение к людям, традициям и праздникам нашей большой и малой Родины; Родители станут активными участниками проекта.

Содержание работы по проекту «Культура и традиции нашей Родины»

Содержание работы включает в себя 3 этапа работы:

I этап – Подготовительный

Постановка цели, и вытекающих из неё задач;

Подбор материала (иллюстраций, художественной литературы, материалов);

Пополнение и преобразование РППС группы;

Подготовка познавательных презентаций; сценариев, конспектов;

Информирование всех участников (родителей, детей и других);

Подбор приёмов и методов.

II этап – Реализация проекта

1.Совместную деятельность взрослого и детей (групповую и подгрупповую, индивидуальную, образовательную деятельность в режимных моментах)

1) Предварительная беседа «Что такое культура и традиции?»

Цель: Выявить представления детей о понятии «Культура», «Традиции».

Вопросы: 1.Кто такой «Народ»? 2. Что объединяет наш народ? 3. Что такое «Культура»? 4. Что такое традиции? 5. Какие культурные традиции есть у нашего народа? 6. Какие традиции есть в вашей семье? 7. В каких народных праздниках ты хотел бы участвовать? 8. Как мы больше можем узнать о народных традициях?

2) Беседы: «Что такое родной язык?», Беседа «Что такое Былина?»; «Что значит быть культурным?», «Какие традиции ты знаешь?».

3) Игры-занятия

- Игра-занятие «Коми орнамент» (см. прил. 1) Цель: Продолжать знакомить детей с элементами коми орнамента, Закрепить названия знакомых элементов. Создавать коми орнамент на листе бумаги, выкладывая из палочек и геометрических фигур. Расширять представления детей о древних представлениях коми-зырян при использовании орнаментов. Воспитывать любовь к народным традициям; Формировать эстетический вкус, эстетическую оценку.

- «Январь - году начало, зиме середина» Цель: Расширять представления детей о зимнем месяце – январе; Знакомить детей с приметами, народными пословицами и поговорками, помочь понять их смысл.

- Рассматривание выставок народных промыслов России Ц: Расширять представления детей о народных традиционных промыслах нашей Родины. Воспитывать любовь к народным росписям, умение любоваться ими; Формировать эстетический вкус, эстетическую оценку.

- Рисование «Мезенская роспись» Цель: Расширять представления детей о культуре коми народа. Знакомить детей с Мезенской росписью. Побуждать рисовать элементы мезенской росписи. Воспитывать любовь к народной культуре; Формировать эстетический вкус, эстетическую оценку.

- игра-занятие «Путешествие по городам России – культура и традиции»

Цель: Формировать представления детей о народных культурных традициях России. Расширять представления детей о городах России, ярких культурных традициях. Продолжать формировать представления детей о символике родной страны России. Развивать мышление, память, внимание; уметь отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Формировать навык работы в подгруппе и самостоятельно, поддерживать друг друга, помогать. Воспитывать уважение к традициям нашего народа, чувство гордости за нашу Родину.

4) Досуги, тематические занятия

- Досуг «Святки-колядки» Цель: Формировать представления о традициях нашего народа. Поддержать детскую инициативу, творчество. Вызвать радостное настроение от встречи с героями праздника.

- Знакомство с творчеством Ю. Васнецова «Народные костюмы в иллюстрациях Ю.Васнецова» (см. прил. 2)

Ц: Продолжать знакомить детей с репродукциями картин, иллюстрациями к потешкам, сказкам. Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. Васнецова.

- «Масленица к нам пришла» Цель: Расширять и уточнять представления детей о Масленице и обычаев и традиций, связанных с этим праздником. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, песням, хороводам, играм нашей Родины.

- Рассматривание Иллюстраций о весне в родном краю; Иллюстрации о героях страны, Рода войск к 23 февраля, Иллюстрации о Святках, Масленице и другое.

- Открытая прогулка «По следам Йиркапа» Ц: Разнообразить формы работы с детьми на прогулке. Продолжать знакомить с героями коми сказок и легенд – Йиркапом. Развивать ловкость, внимание, память, смекалку, спортивный азарт. Формировать представления детей о народных культурных традициях России; Воспитывать уважение к культуре коми края. Формировать навык работы в подгруппе и самостоятельно, поддерживать друг друга, помогать.

- Тематическое занятие «Выставка-ярмарка работ народных мастеров»

Цель:Обогащать представления детей о работах народных мастеров (Хохломская, Городецкая роспись, Гжель, Мезенская роспись и Дымковская игрушка). Закреплять представления детей об элементах, цветах и предметах разных росписей. Формировать собственную эстетическую оценку при рассматривании произведений народного декоративно-прикладного искусства. Упражнять в составлении узоров на готовых трафаретах, добавляя элементы, подбирая нужные цвета. Активизировать словарь детей терминами по данной теме: Названия росписей (Хохломская, Городецкая роспись, Гжель, Мезенская роспись и Дымковская игрушка); мастер - умелец, элемент, узор.

5) Народные приметы

Цель: Знакомить детей с народными приметами (зимними, весенними месяцами, народными названиями). Расширять кругозор детей. Развивать наблюдательность находить взаимосвязи живой и неживой природы, связывать с народными приметами.

6) Чтение художественной литературы

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями разных жанров (сказки разных народов России, произведения писателей и поэтов), направленных на знакомство с народной культурой и традициями.

Чтение коми сказок и легенд «Охотник и Чукля»; «Йиркап»; Былины «Садко»; Чтение стихов, рассказов о защитниках Отечества и другие.

7) Малые фольклорные формы

Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами; Приобщать к народным традициям и культуре. Воспитывать любовь к Родине.

8) Развивающие, дидактические, подвижные игры и игровые упражнения

Цель: Расширить и закрепить представления детей о народных традициях, народных промыслах. Знакомить с разными вариантами народных подвижных игр и т.д. Воспитывать любовь к Родине, народной культуре и традициям.

Например: Развивающие игра «Слова-родственники», «Расписные ложки»; Упражнения «Дополни элемент», «Продолжи ряд», «Угадай, по описанию героя»; Рисование «Нарисуй элементы коми орнамента»; «Продолжи ряд»; Под. игры: «Горелки»; «Заинька, походи», «Олениха и важенки», «Стой, олень», «В медведя» и другие.

9) Посещение музея РК

Цель: Расширять и уточнять представления детей о родном городе, республике Коми, культуре и традициях Родины через экскурсии, выставки музея РК.

Например: «Потомки Йиркапа» (Отдел Этнографии); «Что за прелесть эти сказки» (Литературный музей И.А.Куратова); «Кукла мала – всем детям мила» (Отдел Этнографии); Праздник «Вербное воскресение» (Отдел Этнографии);

10) Словарик новых слов (см. прил. 3)

Цель: Знакомить детей с новыми словами, расширять кругозор детей. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Воспитывать любовь к родному языку.

11) Рассматривание репродукций картин русских художников о природе Родного края, о национальных костюмах коми, русских и других народов.

12) Рукоделие «Шьём, вышиваем элемент коми орнамента «Пила».

Цель: Продолжать учить детей делать стежки. Уметь вдевать нитку в иголку, завязывать узелок самостоятельно. Закреплять представления детей об элементах коми орнамента. Воспитывать трудолюбие, любовь к рукоделию.

13) Наблюдение в природе

Цель: Уточнять представления детей о природе, погоде. Уметь самостоятельно определять состояние погоды, называть явления. Развивать наблюдательность. Прививать любовь к родной природе.

2. Организацию развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Пополнение РППС в группе (внесение книг, альбомов, календарей, произведения искусства, народные игрушки и предметы декоративно-прикладного искусства)

Обновление информационных стендов, папок-передвижек

Временные выставки предметов народно-декоративного искусства: (см. прил. 4)

1. «Городецкие узоры» Цель: Расширять представления детей о городецкой росписи. Воспитывать любовь к народным росписям; Формировать эстетический вкус, эст. оценку.

2. «Золотая хохлома» Цель: Расширять представления детей о хохломской росписи. Воспитывать любовь к народным традициям, росписям; Формировать эстетический вкус, эст. оценку. Любоваться красотой народного творчества.

3. «Дымковская игрушка» Цель: Расширять представления детей о традиционных росписях нашей страны. Воспитывать любовь к народным традициям; Формировать эстетический вкус и оценку.

4. «Мезенская роспись» Цель: Расширять представления детей о культуре коми народа. Знакомить детей с Мезенской росписью. Побуждать рисовать элементы мезенской росписи. Воспитывать любовь к народной культуре; Формировать эстетический вкус, эст. оценку.

5. «Мастерская Гжельское чудо» Цель: Расширять представления детей о гжельской росписи. Уметь выделять элементы росписи. Воспитывать любовь к народным росписям. Формировать эстетический вкус, эст. оценку.

6. «Предметов коми быта и декоративно-прикладного искусства» Ц: Продолжать знакомить детей с предметами быта коми народа, знакомить с традициями и культурой коми-зырян. Расширять представления детей о назначении, материале, из которого изготовлены предметы. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, любовь к традициям.

7. «Мастерская Жостовские подносы» Цель: Расширять представления детей о предметах декоративно-прикладного искусства. Знакомить в Жостовскими подносами. Уметь выделять элементы росписи. Воспитывать любовь к народным росписям. Формировать эстетический вкус, эстетическую оценку.

3. Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Анкетирование родителей «Что такое культура и традиции нашей Родины?» (см. прил. 5)

Цель: Выявить представления родителей о понятии «Культура» и Традиции»

Квест «Найди это место в городе» (см. прил. 6)

Цель: Расширять представления детей и родителей о достопримечательностях и других арт-объектах в городе Сыктывкаре; Привлекать детей и родителей к выполнению совместных заданий. Воспитывать любовь к родному городу, его истории. (объект в виде птицы с элементами герба Республики Коми; Здание духовного училища; Подкова счастья; Дом купца Суханова; Купеческий сундук; Змей Горыныч; Здание уездной земской больницы

Совместный досуг с родителями «Широкая Масленица»

Цель: Приобщать детей к народным традициям России. Расширять и уточнять представления детей о Масленице и обычаев и традиций, связанных с этим праздником. Развивать творческие способности, внимание, память, взаимопомощь. Привлекать родителей к совместному мероприятию. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, песням, хороводам, играм нашей Родины.

Помощь в оформлении выставок народной игрушки и предметов народного искусства.

Ц: Привлечение родителей в оказании помощи в оформлении временных выставок. Расширять представления детей и родителей о традиционном народном творчестве. Воспитывать любовь к народной культуре и традициям.

Создание народных игрушек своими руками «Игрушка народная»

Цель: Формировать творческие способности детей и родителей в создании народной игрушки своими руками. Использовать природный и бросовый материал для их изготовления. Воспитывать любовь к народному творчеству.

4. Интеграцию образовательных областей

В данном проекте происходит интеграция всех образовательных областей. У детей развивается познавательный интерес и все мыслительные процессы. Дети знакомятся с историей, традициями и культурой нашей Родины. Разнообразные формы работы с детьми и родителями расширяют кругозор детей. Воспитывается любовь к культуре и традициям большой и малой Родины.

Речевое развитие детей происходит в разных видах деятельности (в совместных мероприятиях, праздниках, творческой продуктивной деятельности, наблюдениях, знакомстве с приметами, пословицами и поговорками), дети учатся отвечать на вопросы, аргументировать свои мысли, мнения. Расширяется и активизируется словарь детей.

Художественно-эстетическое развитие происходит при рассматривании предметов искусства, традиционных предметов декоративно-прикладного искусства, знакомство с росписями и народными промыслами, знакомство с последовательностью создания данных предметов, народных игрушек и пр. Рассматривание, игра с данными предметами, прививает эстетический вкус, воспитывает любовь к народному творчеству, культуре, традициям.

Физическое развитие происходит на прогулках, экскурсиях по городу, совместных мероприятий, при знакомстве с народными подвижными играми (русскими, коми).

Социально-коммуникативное развитие происходит в тесном взаимодействии с родителями, детьми, воспитателями, сотрудниками, детского сада и музеев Республики Коми при приобщении к народным традициям родной страны.

III этап – Заключительный

1.Итоговая беседа «Наша национальная культура и традиции?» Цель: Выявить представления детей о традициях и культуре, полученные в ходе проекта.

2.День открытых дверей – Совместное мероприятие с родителями «Ярмарка» Цель: Приобщать детей к народным традициям России. Расширять и уточнять представления детей о Ярмарке - ежегодном торге, традиций, связанных с этим мероприятием. Развивать творческие способности, внимание, память. Привлекать родителей к совместному мероприятию. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, песням, хороводам, играм нашей Родины.

3.Выставка по итогам проекта. (см. прил. 7) Цель: Показать родителям достижения детей по данной тематики; Повышать уверенность в собственных силах, поддерживать детскую инициативу.

Итог проекта:

Согласно намеченному плану работы, было реализовано содержание проекта.

В проекте использовались разнообразные формы работы с детьми

Мы добились следующих результатов:

Дети имеют представления о культуре и традициях русского и коми народа. Дети имеют представления о народных и православных праздниках нашей страны (Масленица, Вербное воскресение, Святки, Пасха). Дети проявляют интерес к ярким событиям нашей страны. Дети узнают предметы декоративно-прикладного искусства и имеют представления о народных промыслах России.

Пополнилась и обогатилась предметно-развивающая среда группы – оформлялись временные выставки декоративно-прикладного искусства, с помощью родителей и воспитателей. В группе пополнялся «Словарик новых слов», дети знакомились с такими понятиями как: «Культура», «Традиции», «Мастер», «Умелец» и другими. На страничке появлялось новое слово, которое объясняли дети, сравнивалось с понятием в Толковом словаре, подбиралась картинка; Затем дети зарисовывали некоторые понятия, как они их себе это представляют.

Через беседы, разбор слов, игровые ситуации, чтение художественной литературы, презентации, игры-занятия, развивающие, дидактические и подвижные игры дети знакомились с традициями и культурными ценностями России и Республики Коми. Ребята играют в народные игры: «Малечина-калечина», «Золотые ворота», «Воробей», «Заря» и другие.

Дети и родители стали активными участниками проекта. Проводился Квест «Узнай это место в городе», в котором принимали участие родители и дети. Дети фотографировались возле памятников, архитектурных строений, арт-объектов нашего города, узнавали о данных объектах информацию, кому принадлежало то или иное здание, кому посвящён памятник. В группе пополнился фотоальбом «Найди это место в городе».

Родители принимали участие в совместных мероприятиях, направленных на включение детей с атмосферу народного, православного праздника.

Все участники проекта были заинтересованы во взаимодействии по приобщению к народным традициям и культуре не только детей, но и взрослых.

Таким образом, данный проект является частью большой работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и формированию представлений детей о народных культурных традициях России, приобщению к ним детей, что является приоритетным направлением в условиях современного дошкольного воспитания.

Используемые источники:

  • О.Л. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Изд. «Детство-пресс», - 2010. – 300 с.
  • Пухаева Л.С., Алиева Т.С. Толковый словарь – под. ред. Шайдровой В.С. – М.: ЮНВЕС, - 1999, - 560 с.
  • Скоробогатько Н.В. Святой Георгий, приносящий победу: житийное повествование о святом Георгии Победоносце для семейного чтения. – М: ООО «Духовное преображение», 2022. – 32 с.: ил. (Серия «Жития святых детям»).
  • Шарыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Сфера, 2021. – 128 с. (Детям о самом важном).
  • https://www.botanichka.ru/article/calendar-february/
  • https://www.botanichka.ru/article/calendar-february/
  • https://povorotnike.ru/chem-otlichaetsya-gerb-rossii-ot-gerba-moskvy#
  • https://obrazovaka.ru/
  • https://www.google.com/search
  • https://detstih.ru/blog/stihi-pro-kreshchenie-rusi
  • Фото из личного архива

 

Приложения


 

Приложение 1

 

Игра-занятие «Коми орнамент»

alt

 

 

Приложение 2

alt 

 

"Народные костюмы в творчестве Ю. Васнецова"

 

Знакомство с творчеством художника-иллюстратора, рассматривание иллюстраций к потешкам, нахождение одинаковых изображений в разных книгах, обсуждение костюмов героев.


 

Приложение 3

 Словарик новых слов 

Мастер и Умелец

alt 

Умелец – Умелый и искусный работник, человек с умелыми руками. Народные умельцы. 

Умелец мастер, специалист, искусник; золотые руки, штукарь, дока, мастер на все руки, мастак, мастер своего дела, левша, штуцер, эксперт. (Словарь синонимов) 

Мастер эточеловек, которыйпрофессиональнозанимаетсякаким-либоремеслом. 

 

Рисунки к словарику новых слов

 alt 

alt

Приложение 4

 Временные выставки декоративно-прикладного искусства

alt  

Приложение 5

 

Анкета для родителей по теме «Что такое культура и традиции?» 

Уважаемые родители! Просим ответить на такие же вопросы, как наши дети. 

1. Кто такой «Народ?»___________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

2. Что такое «Культура»?_________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

3. Что такое «Традиции»?________________________________________________ 

_______________________________________________________________________ 

4. Что объединяет наш народ?_____________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

5. Какие культурные традиции есть у нашего народа?_________________________ 

_______________________________________________________________________ 

6. Какие традиции есть в вашей семье?_____________________________________ 

_______________________________________________________________________ 

7. В каких народных праздниках Вы хотели бы участвовать?___________________ 

_______________________________________________________________________ 

8. Как Вы можете познакомить своих детей с народными традициями?

_______________________________________________________________________

 

Спасибо за Ваши ответы! 

 

Приложение 6

 Квест «Найди это место в городе»

 alt

 

Приложение 7 

Выставка по итогам проекта

 alt

 

 

 

 

 



 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР