«Развитие зрительной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством игровых упражнений» (статья) |
Содержание - Дошкольное образование |
20.02.2025 17:25 |
Галимзянова Светлана Ильдусовна, учитель-дефектолог, Червинская Наталья Владимировна, учитель-логопед, Смирнова Виктория Константиновна, воспитатель МАОУ «ЦО №40» г. Уфа Республика Башкортостан.
Развитие зрительной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством игровых упражнений Развитие зрительной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития (далее – ЗПР) необходимо для формирования устойчивых образных представлений, что способствует успешному усвоению новой информации и повышению познавательной активности. Без достаточного уровня зрительной памяти детям сложно запоминать и воспроизводить зрительные образы, что затрудняет обучение и адаптацию в образовательной среде. Изучением проблемы развития зрительной памяти у детей с ЗПР занимались многие исследователи. Рассмотрим мнения некоторых ведущих авторов. А.Н. Леонтьев рассматривал память как активный процесс, включающий осмысленное запоминание и воспроизведение. Он подчеркивал, что у детей с ЗПР наблюдается слабая связь между восприятием и запоминанием, что требует особых методов обучения [4, с. 56]. Л.С. Выготский указывал, что у детей с задержкой психического развития память носит преимущественно механический характер. Для ее развития важно включать ребенка в активную деятельность, где запоминание будет происходить естественным образом [1, с.39]. Л.В. Занков обращал внимание на необходимость опоры на наглядные образы в процессе обучения. Он отмечал, что развитие памяти у детей с ЗПР требует постепенного усложнения заданий, начиная с простых ассоциаций и заканчивая сложными логическими связями [2, с. 44]. Г.М. Каше исследовал механизмы нарушения памяти у дошкольников с ЗПР и доказал, что систематическое использование игровых методов, таких как мнемотехника, значительно повышает эффективность запоминания [3, с. 65]. А.Р. Лурия рассматривал зрительную память в контексте работы головного мозга. Он утверждал, что у детей с задержкой психического развития слабее сформированы нейронные связи, отвечающие за долговременное хранение зрительных образов, и рекомендовал специальные упражнения для их укрепления [5, с. 92]. В рамках исследования проведен анализ опыта работы педагогов и специалистов «ЦО № 40» по развитию зрительной памяти у старших дошкольников с ЗПР посредством игровых упражнений. В ходе наблюдений за старшими дошкольниками с ЗПР в детском саду при выполнении ими разных заданий выявлены трудности, связанные со зрительной памятью. Эти дети испытывают сложности в запоминании и воспроизведении визуальной информации, что затрудняет их обучаемость и развитие. Проявляется это в разных аспектах: - Трудности в запоминании последовательности изображений. Если ребенку показывают ряд картинок с понятным сюжетом (например, «мальчик взял ведро», «налил в него воду», «полил цветы»), он запоминает только один или два кадра, а остальные заменяет придуманными или путает их местами. При повторном предъявлении может вообще не узнать изображения. - Ошибки при запоминании деталей. После просмотра картинки с изображением леса ребенок может назвать только «деревья» и «траву», но не вспомнит, что там были грибы, птицы или белка. Если спросить о деталях, начинает угадывать, называя предметы, которых не было. - Проблемы с узнаванием геометрических фигур и букв. Если дать ребенку карточки с фигурами, он легко отличает круг от квадрата, но уже с прямоугольником и овалом возникают затруднения. Запоминая буквы, путает схожие – «П» и «Н», «Ш» и «Щ». - Слабое запоминание лиц. Воспитатели отмечают, что некоторые дети с ЗПР плохо запоминают даже знакомых людей. Например, утром ребенка приводит бабушка, но если через час его встречает воспитатель и спрашивает: «Кто тебя привел?», он не может вспомнить. - Затруднения в работе с пазлами и мозаиками. При сборке изображения по частям ребенок часто прикладывает детали не туда, где они были, или вообще забывает, как выглядела исходная картинка. Даже если перед ним есть образец, он не всегда замечает несоответствия. - Низкая устойчивость зрительного образа. Если предложить ребенку рассмотреть картинку в течение 20 секунд, а затем убрать ее и спросить, что на ней было, он вспомнит только крупные предметы. Мелкие элементы или цвет деталей воспроизвести не сможет. - Сложности с запоминанием маршрута. Даже если ежедневно идет по одной и той же дороге в детский сад, может не узнать знакомый поворот, забыть, где располагается его группа, и запутаться в коридорах. - Ошибки в запоминании расположения предметов. Если перед ребенком разложить 5 игрушек и закрыть их тканью, а затем убрать одну, он не всегда скажет, какая пропала. Некоторые называют случайный предмет, которого там даже не было. - Проблемы с запоминанием рисунков и узоров. Если предложить нарисовать картинку по образцу, ребенок либо упрощает ее, опуская детали, либо перерисовывает неточно – меняет расположение элементов, пропускает линии. Наблюдения показывают, что зрительная память у таких детей развита слабее, чем у нормотипичных сверстников. Дети с ЗПР могут что-то запомнить сразу, но уже через несколько минут забывают. Исправить ситуацию можно только через специальные игры и упражнения, которые будут тренировать удержание и воспроизведение зрительных образов. Воспитатель, логопед и дефектолог в «ЦО № 40» работают над развитием зрительной памяти у старших дошкольников с ЗПР через игровые упражнения. Эти дети плохо запоминают образы, с трудом удерживают в памяти детали, забывают последовательность событий. Обычные задания не приносят результата, потому что требуют от ребенка усидчивости и высокой концентрации внимания, что для него затруднительно. Игровая форма работы позволяет превратить процесс запоминания в интересное и увлекательное занятие, а не в скучную обязанность. Игровые упражнения – это специальные задания, включенные в игру, где ребенок учится запоминать зрительные образы, удерживать их в памяти и воспроизводить. Их особенность – использование игрового сюжета, ролевых элементов, соревновательного момента или неожиданного поворота, который увлекает ребенка и мотивирует его выполнить задание. В практике дошкольного учреждения используют разные упражнения: - «Запомни и нарисуй» – воспитатель выкладывает перед ребенком 4-5 карточек с простыми рисунками, затем закрывает их, а ребенок должен нарисовать те, что запомнил. У детей с ЗПР часто получается изобразить только один предмет, а остальные они либо придумывают, либо путают. Со временем число карточек увеличивают, а вместе с ним – и объем зрительной памяти. - «Живые картинки» – воспитатель показывает серию изображений, где персонажи совершают последовательные действия. Через минуту карточки убирают, а дети должны расположить их в правильном порядке. Дошкольники с ЗПР часто переставляют карточки местами или вообще забывают сюжет. Повторение игры помогает улучшить последовательное запоминание. - «Чего не стало?» – учитель-логопед раскладывает перед группой детей несколько игрушек, предлагает посмотреть на них, после чего незаметно убирает одну. Дети должны определить, чего не хватает. У детей с нарушенной зрительной памятью возникают ошибки: они либо называют несуществующий предмет, либо не могут вспомнить, что именно пропало. Это упражнение не просто тренирует запоминание, но и формирует навык сравнения, что особенно важно для дальнейшего обучения. - «Шпион» – учитель-дефектолог предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрацию, затем задает неожиданные вопросы: «Сколько птиц на картинке? Какого цвета платье у девочки?» Это помогает удерживать в памяти не только основной сюжет, но и мелкие детали. Для детей с ЗПР такие вопросы сложны, так как они запоминают лишь общую картину, упуская детали. Игровая форма коррекционной работы оправдана тем, что дети легче усваивают материал в непринужденной обстановке. Простая тренировка зрительной памяти в виде механических заданий быстро утомляет, вызывает скуку и сопротивление. А игра создает ситуацию, где ребенок заинтересован в результате. Важно учитывать особенности каждого ребенка, подбирать задания с учетом его возможностей и не перегружать слишком сложными условиями. Игровые технологии позволяют не только улучшить запоминание зрительных образов, но и делают процесс обучения эмоционально насыщенным. Ребенок учится видеть, замечать, сравнивать и удерживать информацию в памяти, не испытывая при этом давления и страха ошибки. Такой подход формирует положительное отношение к обучению и повышает мотивацию к познанию. Игровые упражнения для развития зрительной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития требуют тщательного подбора содержания, структуры и условий проведения. Эти дети быстрее устают, им сложнее удерживать внимание, поэтому занятия должны быть динамичными, интересными и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. На занятиях со старшими дошкольниками с ЗПР педагоги соблюдают требования к игровым упражнениям: - Соответствие возрасту и возможностям ребенка. Игры не должны быть слишком сложными, но и примитивные задания не принесут пользы. Если ребенок не справляется, лучше упростить задание, чем заставлять его повторять то, что вызывает затруднения. - Использование ярких и четких наглядных материалов. Размытые или перегруженные деталями изображения могут затруднить восприятие. Лучше использовать четкие контрастные картинки, предметы разных форм и цветов. - Динамика и смена деятельности. Игры на запоминание должны чередоваться с подвижными элементами. Например, после зрительной тренировки можно включить задание, в котором ребенок двигается: повторяет пройденный маршрут или ищет спрятанный предмет. - Минимальное словесное объяснение. Дети с ЗПР быстрее устают от длинных инструкций, поэтому лучше демонстрировать задания на примере или объяснять в несколько коротких фраз. - Эмоциональная вовлеченность. Если игра неинтересна, ребенок быстро теряет мотивацию. Важно, чтобы задания имели смысл для него самого: запоминание игрушек любимого персонажа, поиск спрятавшегося друга, восстановление пропавших деталей на любимой картинке. Игровые упражнения должны тренировать кратковременную и долговременную память, а также формировать способность замечать детали. Полезны следующие виды заданий: - Игры на нахождение отличий. Показывают два похожих изображения, ребенок должен найти изменения. Сначала отличий мало, затем их количество увеличивают. - «Исчезающие предметы». Ребенок рассматривает несколько игрушек, затем одна прячется. Задача – вспомнить, что исчезло. - «Что изменилось?». На столе раскладывают несколько предметов. Затем воспитатель меняет их местами, а ребенок должен определить, что изменилось. - Запоминание последовательностей. Выкладывают несколько карточек с изображениями, затем убирают их. Ребенок должен воспроизвести порядок картинок. - Игры с движением. Воспитатель проходит по определенному маршруту, ребенок повторяет путь. Это помогает запоминать зрительные образы в динамике. Оптимальная продолжительность одного упражнения составляет 5-10 минут. Общее время тренировки зрительной памяти не должно превышать 20-25 минут за занятие. Игры проводятся с детьми ежедневно, но в разной форме. На начальном этапе задания повторяют через день, затем постепенно увеличивают нагрузку. Важно менять содержание игр, чтобы у ребенка не пропадал интерес. Правильно подобранные упражнения не только развивают память, но и делают процесс обучения увлекательным. Если ребенку интересно, он не только выполняет задание, но и самостоятельно стремится к новым открытиям. На основе опыта педагогов и специалистов «ЦО № 40» разработаны рекомендации по развитию зрительной памяти у старших дошкольников с ЗПР. - Использовать наглядные материалы разной сложности. Дети с ЗПР запоминают простые изображения, но теряются при работе со сложными деталями. Начинать стоит с четких контурных картинок, затем переходить к сюжетным иллюстрациям и мелким предметам. - Проводить упражнения на кратковременное запоминание. Полезны задания, в которых ребенок за ограниченное время должен рассмотреть предметы, а затем воспроизвести их расположение. Например, показывают карточку с пятью рисунками на 10 секунд, затем предлагают вспомнить, что на ней было изображено. - Включать в занятия двигательные элементы. Запоминание лучше идет, если ребенок двигается. Можно использовать игры с перемещением, например, «Запомни путь»: воспитатель проходит по залу, делает несколько поворотов, затем ребенок должен повторить маршрут. - Задействовать тактильные ощущения. Дошкольники лучше запоминают предметы, если могут их потрогать. Игры с закрытыми глазами, где ребенок на ощупь определяет предмет и затем ищет его изображение среди карточек, развивают не только зрительную, но и образную память. - Создавать игровые ситуации с элементами сюжета. Запоминание механических последовательностей быстро надоедает, а если информация подается в форме истории, ребенок воспринимает ее охотнее. Например, можно предложить запомнить предметы, которые «пришли в гости» к игрушечному персонажу. - Упражнять память через рисование. Если ребенок не может описать то, что запомнил, полезно предложить ему нарисовать увиденное. Это могут быть несложные предметы, узоры или даже целые сюжетные композиции. - Использовать прием «исчезающие картинки». На доске размещают несколько изображений, потом одно из них убирают. Задача ребенка – вспомнить, что пропало. Начинать стоит с двух-трех предметов, постепенно усложняя задачу. - Включать задания на восстановление последовательности. Можно разрезать картинку на несколько частей и предложить ребенку собрать ее заново. Постепенно увеличивать число фрагментов, усложняя задание. Таким образом, анализ опыта работы педагогов и специалистов ЦО № 40 показал, что старшие дошкольники с ЗПР испытывают значительные трудности в запоминании и воспроизведении зрительных образов. Они слабо удерживают в памяти последовательность событий, путают детали изображений, испытывают сложности с узнаванием лиц, букв и геометрических фигур. Их зрительная память не только ослаблена, но и нестабильна, что затрудняет обучение и развитие. Однако систематическая работа с использованием игровых упражнений способствует укреплению зрительной памяти, улучшает ориентировку в пространстве, развивает внимание и мышление. Игровая форма обучения делает процесс запоминания доступным и увлекательным, что особенно важно для детей с особенностями развития.
Список использованной литературы 1. Выготский, Л.С. Воображение и память в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с. 2.Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с. 3.Каше, Г.М. Нарушения памяти у детей с особенностями развития / Г.М. Каше. – М.: Академия, 2013. – 276 с. 4.Леонтьев, А.Н. Развитие памяти у детей / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1974. – 256 с. 5.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 2000. – 368 с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».