Организационная часть.
Дети с воспитателем входят в музыкальный зал. Приветствие.
«Собрались все дети вкруг,
Ты мой друг
И я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Доброе утро».
Мы подарили друг другу хорошее настроение и можем с вами заняться делами.
Предлагаю ребятам пройти к столу, на котором накрыты вуалью предметы (глобус и карта).
Сюрпризный момент.
- Ребята, отгадайте загадку.
На столе передо мной.
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю … (глобус)
- Ребята, а что же такое глобус?
- Молодцы! (подбадриваю детей за правильный ответ).
- Послушайте тогда еще одну загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном». (Географическая карта)
- А что такое карта?
Основная часть
- Ребята, а как вы думаете, на земном шаре везде одинаковый климат? (нет, это зависит от попадания солнечных лучей на землю).
- Верно, климат зависит от попадания солнечных лучей на Землю. (показываю при помощи фонарика, как свет попадает на землю).
- А что такое климат? (климат – это погодные условия и в разных точках земного шара климат разный, где-то жара, где-то холод).
- Посмотрите, пожалуйста, какие цвета вы видите на карте и глобусе?
- Что же означают все эти цвета?
(зеленый цвет – означает деревья, кустарники, лес; коричневый – горы; желтый – песок, пустыни; синий – моря, океаны, реки, озера; белый – лед, снег).
- Мы с вами внимательно рассмотрели карту и глобус, вспомнили, что означают разные цвета на ней. А сейчас я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие по природным зонам земли.
- А что такое природные зоны Земли?
Природные зоны Земли – это часть земли с определенным климатом, растениями и животными.
- А какими должны быть путешественники? (смелыми, отважными, умными, дружными).
В нашем путешествии нам предстоит побывать в некоторых природных зонах земли, узнать их климатические особенности, и даже побывать в роли исследователей. Как все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, отмечать главные особенности вот в таких картах, чтобы навсегда запомнить наше путешествие. Каждый из вас получает листы-путеводители.
- Вы готовы отправиться путешествовать?
Предлагаю детям подойти к глобусу, встать в круг, покрутить глобус и произнести волшебные слова:
- «Глобус покрутили и в Арктике очутились». (открываю макет с природной зоной Арктики).
- Мы с вами оказались в природной зоне-Арктике. Здесь климат очень суровый, дуют ветра, сильные морозы, много снега и льда. Зимой температура опускается до -60 градусов. Из-за того, что здесь много снега и льда ее по-другому так и называют «Царство льда и снега». Северное сияние является одним из символов Арктики. В переводе слова Арктика обозначает – медведь. Поэтому и медведь - это тоже символ Арктики.
-Каких животных вы видите на нашем макете? (белый медведь, овцебык, северный олень, снежный баран, тюлень, морж, кит, касатка, заяц - беляк).
- Я вам сказала, что здесь очень холодно, климат очень суровый, а как приспособились животные к суровому климату Арктики?
(густой мех, толстый слой жира).
- Да, верно. У животных густой мех, толстый слой жира. А как толстый слой жира спасает животных, мы сейчас это проверим. Давайте проведем опыт, пройдите к столу, где мы проведем опыты.
Исследовательская деятельность
- Возьмите палочку, на которую привязан кусочек меха животного и опустите ее в воду. Обратите внимание, что вода впиталась в мех, и он стал мокрый. Теперь возьмите другую палочку с мехом и опустим ее в емкость с жиром. Теперь опустим ее воду и подержим немного.
– Что вы заметили? (Мех не промок, вода собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром). Да, это спасает медведя в суровых условиях Арктики. Когда мы отправлялись в путешествие, то говорили, что будем зарисовывать в наших картах главные особенности или символы природных зон. Раздаю детям карты-путеводители.
- Соедините в картах по точкам силуэт, который там изображен. (получился медведь). А почему получился медведь? (потому что это символ Арктики). Да, медведь является символом природной зоны - Арктики.
Для дальнейшего путешествия нам нужно отдохнуть.
Динамическая пауза «Мы идём!»
Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (шагают).
Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
– Итак, наше “путешествие” продолжается.
Предлагаю детям подойти к глобусу, встать в круг, покрутить глобус и произнести волшебные слова:
- «Глобус покрутили и в тундре очутились». (открываю макет с природной зоной тундры).
- Мы с вами оказались в природной зоне-тундры. В тундре очень холодная зима, которая длится 8-9 месяцев, температура опускается до – 50 градусов. Это чуть теплее, чем в Арктике. Круглый год здесь дуют сильные и холодные ветра, солнце почти не греет землю. Здесь живут только те животные и растения, которые выносят сильные холода и ветра.
- Давайте рассмотрим макет природной зоны тундры и скажем, какие животные здесь живут? (олени, волк, куропатки, снежный баран, заяц-беляк, песец и даже сюда могут заходить бурые медведи).
- В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мерзлую землю и остается на ее поверхности. А вот почему летом большая часть тундры покрыта болотами сейчас мы попробуем в этом разобраться и проведем эксперимент.
Исследовательская деятельность.
Предлагаю детям подойти к столу для экспериментальной деятельности.
(Возьмем стаканчики, наполненные землей. В одних стаканчиках замерзшая земля (детям об этом неизвестно).
- Ребята, перед вами сейчас стоят стаканчики, наполненные землей. Скажите, одинаковые ли они?
Теперь в каждый из стаканчиков мы нальем одинаковое количество воды. И наблюдаем что будет происходит.
(в стаканчике, где земля не замерзшая, вода ушла, а в замерзшем-вода стоит на поверхности).
- Ребята, почему же в одном стаканчике вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Почему так произошло? Давайте возьмем палочки и попробуем проткнуть землю в стаканчиках.
- В тундре за длительную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же, как и в случае с нашими стаканчиками, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля, поэтому тундру называют "вечной мерзлотой". Любая ямка канава, впадина в тундре быстро наполняется водой. Поэтому-то и образуются болота.
Теперь нам стало понятно, почему в природной зоне тундры на поверхности много болот.
Зарисовываем в наших листах - путеводителях следующую картинку нужно соединить все точки. (получился олень)
Продолжаем наше путешествие. Давайте произнесем волшебные слова. «Глобус покрутили и в пустыне очутились».
Куда ни глянь – один песок. Ребята, в какой природной зоне мы оказались? (пустыня). А как вы поняли, что это пустыня?
- А какие животные здесь живут? Верблюд, скорпион, тушканчик, варан.
- Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате? (могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т.д.).
Где скрываются животные от жары? (в норах, в тени камней).
- Почему в пустыне редко встречаются растения? (мало воды).
Но есть место в пустыне, которое называется Оазис – это место с пышной растительностью в пустыне. (картинка).
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю найти в песке животных. Как вы думаете, правильно ли они спрятались в жарких песках? В какую природную зону их нужно отправить?
Молодцы!
Зарисовываем в наших листах - путеводителях следующую картинку (получился у нас верблюд)
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать?
Но нам пора возвращаться домой. Давайте произнесем волшебные слова: «Глобус покрутили и в саду очутились».
Рефлексия.
- Интерактивная технология «Интервью».
- Мы сегодня много путешествовали, узнали много нового и интересного и проводили эксперименты. А вот чтобы узнать, что вам больше всего понравилось и запомнилось, я предлагаю поиграть в игру «Журналисты». Педагог - журналист задает вопросы:
1.Что такое природная зона? (часть земли с определенным климатом, растениями и животными).
2. Что понравилось больше всего в путешествии?
3. Что вам запомнилось?
4. Вы хотели бы стать путешественником?
5 Что такое климат? (Климат - это погодные условия).
6. Кто может долго обходиться без воды? (верблюд).
7. В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)
8. Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)
9. Назови природную зону, где много болот? (Тундра).
10. Что обозначает зеленый цвет на глобусе? (растительность).
11. В какой природной зоне живет овцебык? (тундра)
12. А как еще называют Арктику? (Царство льда и снега).
13. Какую местность называют «оазисом»? (Оазис – это место с пышной растительностью в пустыне).
14. В пустыне почти каждый день идет снег? (НЕТ)
15. Белый медведь ест малину? (НЕТ)
- Ребята, наше интервью подошло к концу. Новости о нашем путешествии выйдут в вечернем выпуске новостей на канале детского сада.
|
Дети встают в круг. Создание позитивного настроя на сотрудничество, установление положительных и доверительных отношений.
Дети проходят к столу.
Дети оживляются, деятельность детей активизируется.
Дети отгадывают загадку.
Дети слушают, отвечают, высказывают свои версии (глобус-это модель нашей земли).
Дети думают, высказывают свое мнение (это тот же глобус, только в развернутом виде.)
Дети выдвигают свои гипотезы, отвечают на поставленный вопрос.
Дети наблюдают за деятельностью педагога.
Дети высказывают свои ответы, слушают ответы других детей.
Дети осматривают глобус, говорят свои ответы по ранее приобретенным знаниям (на карте мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет).
Дети принимают предложение отправиться в путешествие по природным зонам Земли.
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Дети высказывают свое мнение.
Дети вступают в диалог, получают листы-путеводители.
Дети отвечают о готовности отправиться в путешествие.
Дети соглашаются отправиться в путешествие.
Дети произносят волшебные слова.
Дети отвечают на вопрос, вступают в беседу, размышляют, дают ответы.
Дети рассматривают макет, отвечают на вопрос.
Дети слушают вопрос воспитателя, обдумывают, высказывают свои версии (густой мех, толстый слой жира).
Экспериментальная (исследовательская) деятельность детей под руководством педагога.
Дети в картах выполняют задание, отвечают на вопрос, говорят, кто получился на картинке.
Двигательная активность детей для снятия напряжения.
Дети ведут себя активно, проявляют интерес к действию.
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя.
Дети высказывают свое мнение, рассматривают макет, рассуждают, обосновывают свой выбор.
Дети слушают рассказ педагога.
Экспериментальная деятельность (проводится совместная работа детей и педагога; на столах стоят стаканчики с землей, палочки).
Дети экспериментируют, отвечают на вопросы, рассуждают.
Обсуждаем с детьми создавшуюся ситуацию, делаем выводы.
Дети обводят по точкам рисунок.
Дети заинтересованы в путешествии, слушают действия педагога, ведут себя активно, проявляют инициативу, отвечают на вопросы.
Дети активно вступают в диалог, размышляют, отвечают на вопросы.
Дети ищут в песке животных и определяют, какие животные не живут в пустыне.
Дети заполняют карту-путеводитель.
Дети рассказывают, что им было интересно, что нового узнали.
Дети приходят к выводу, что для каждой природной зоны характерны особенности.
Дети получают посыл на будущее.
|