Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 8231156
Проект по ФЭМП в старшей группе «В мире пространства и времени»
Содержание - Дошкольное образование
14.03.2025 06:43

Домрачева Алена Сергеевна МБДОУ ДСКВ №14 г. Ейска. 
Цель проекта: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. 


Проект по ФЭМП в старшей группе «В мире пространства и времени»

Тип проекта: информационно-творческий; групповой; среднесрочный

Актуальность проекта

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье, дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени – о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени.

Предмет проекта: сформированные пространственные и временные представления старших дошкольников.

Цель проекта: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта: провести цикл занятий и мероприятий по теме; разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с днями недели; научить ориентироваться на плоскости и во времени; устанавливать пространственные отношения между предметами; воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность; воспитывать познавательный интерес к математике.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Необходимые материалы:

  • детская художественная литература;
  • стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;
  • модели часов различных временных промежутков;
  • дидактические игры на развитие ориентировки во времени и пространстве.

Предполагаемые результаты:

  • формирование пространственных, временных представлений;
  • повышение познавательной активности учащихся, интереса к дальнейшему обучению математики.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление модели «машины времени», презентация о реализации проекта.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
  • подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. Рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
  • работа с родителя (разработка рекомендаций);
  • проведение занятий;
  • проведение итогового мероприятия;
  • рисование с детьми на тему «Часы»;
  • создание и презентация;
  • анализ результатов проекта.

План реализации проекта

Подготовительный этап

Первая неделя

Организационные мероприятия.

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) .

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

4. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей группы.

5. Разработка рекомендаций для родителей.

Основной этап

Вторая неделя «В мире времени». Уточнить представления детей о частях суток и временах года; способствовать накоплению опыта при изучении времени; вызвать интерес к изучению времени; развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года».

Стихи о частях суток.

Дидактические игры: «Времена года», «Части суток».

Изготовление конструкции «машины времени».

«Часовая мастерская». Познакомить детей с историей часов; расширить знания детей о многообразии часов, их строении; воспитывать уважение к людям разных профессий. Просмотр видео «Часы».

Рассматривание иллюстраций различных видов часов.

«Дни недели». Познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели; закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели; учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей. Рассматривание картинок с изображением дней недели. Заучивание стихотворения «Дни недели». Решение логических задач.

«Ориентировка в пространстве». Закрепление и совершенствование умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление во время ходьбы, бега.

Закрепление умения различать левую и правую руку. Подвижные игры: «Найди игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди клад».

«Страна математики». Обучение детей умению определять положение предмета по отношению к другому предмету; обучение детей умению определять свое положение среди окружающих предметов; умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости. Игровые упражнения: «Новоселье», «Что где стоит?». Рассматривание картинок, демонстрирующих пространственные отношения. Графический диктант.

Заключительный этап

Третья неделя. Подготовка презентации по деятельности проекта.

Методическое обеспечение проекта:

Материалы для проведения бесед.

Воспитательное мероприятие «Человек и время».

Рекомендации воспитателям и родителям: «Ориентировка в пространстве».

 

Список литературы:
1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.
2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет.
4. Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников. 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР