Методическая разработка «Синквейн как прием обучения детей дошкольного возраста основам коми языка» |
Содержание - Дошкольное образование |
24.03.2025 18:43 |
Винтенюк Виктория Викторовна, Клепцова Екатерина Анатольевна - воспитатели МАДОУ «Детский сад №57» г. Сыктывкара, Республики Коми.
Методическая разработка «Синквейн как прием обучения детей дошкольного возраста основам коми языка» Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций Перед воспитателями по обучению Коми языку стоит проблема: как возродить Коми язык? Решение данной проблемы является изучением родного языка в детском саду. Чем раньше это обучение произойдёт, тем лучше будет результат. В раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. На каждом занятии необходимо организовать ситуацию общения и находить такие формы и приёмы работы, которые обеспечивали бы интерес детей к изучению Коми языка. И этому способствует составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, составленная в соответствии с определёнными правилами. Синквейн – прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн появился в начале XX века в США. Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка (маленький стих, без рифмы, отличающейся краткостью, которое читается очень медленно). В России технологию синквейн используют с 1997 года. Развила идею педагогического синквейна В. М. Акименко, разработав конспекты занятий с опорой на данную технологию. Также В.М. Акименко отметила, что дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию – она лишь часть, включаемая в педагогические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении у детей дошкольного возраста. Цель: формирование пассивного словаря, переход пассивного словаря в активный словарь Коми языка детей дошкольного возраста посредством технологии «Синквейн». Задачи: - познакомить детей дошкольного возраста с алгоритмом составления синквейна; - формировать первоначальное умение составлять синквейн (с помощью педагога); - обогащать словарный запас на Коми языке детей по изучаемым лексическим темам; - развивать творческое воображение, логическое мышление, память. - воспитывать навыки сотрудничества и самостоятельности. Методические рекомендации. Технология синквейн – открывает новые возможности: - гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход; - способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий; - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного языкового материала; - носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления; - используется для закрепления изученной темы; - является игровым приемом. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно. I этап – подготовительный. Цель: познакомить детей с карточками, предложить детям определить, что обозначает данная карточка, проговорить (обозначить) на коми языке. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы и обязательно показывать образец. II этап – основной Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Учить определять значение карточек с помощью простых вопросительных предложений, предлагая ответить ребенку. Например: Это что? (Тайӧ мый?) Это кукла (Тайӧ акань). III этап - практический Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления синквейна по лексическим темам. При работе над синквейном, неотъемлемой частью являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме «Игрушки» («Чачаяс»): «Узнай игрушку» («Тӧдмав чача»), «Коми лото», «Чего не стало» (Мый эз ло?»), «Чего не хватает?» («Мый оз тырмы») и другие игры. При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец! Алгоритм составления синквейна 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна. 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме. 5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации). Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Синквейн лӧсьӧдан алгортим: - медводдза визь – ӧтик кыв – эмакыв, висьталанторлӧн медшӧр мӧвпыс; - мӧд визь – кык кыв – кывберд, серпасалӧ медшӧр мӧвпсӧ; - коймӧд визь – куим кыв – кадакыв, коді петкӧдлӧ сюрӧслысь вежӧртассӧ; - нёльӧд визь – серникузя, медшӧр мӧвп вылӧ видзӧдласыс; - витӧд визь – помкыв. Модель синквейна Нами разработаны и апробированы на занятиях по развитию речи, на русском языке, также на Коми языке 150 карточек (символов-ассоциаций), для составления синквейна. Лексические темы: - овощи (град выв пуктас); - фрукты (фркутыяс); - игрушки (чачаяс); - домашние животные (гортса пемӧъяс); - дикие животные (вӧрса пемӧсъяс): - семья (рӧдвуж). Примеры: 1. Лимон (лимон). 2. Желтый, кислый. (виж, шоиа). 3. Растет, порезать, помыть. (быдмӧ, вундыны, мыськавны). 4. Я люблю кушать лимон. (Ме радейта сёйны лимон). 5. Фрукты. (фруктыяс). 1. Паравоз (паравоз). 2. Разноцветный, яркий. (уна рӧма, югыд) 3. Ездит, играть, мыть (ветлӧдлӧ, ворсны, мыськавны) 4. Мне нравится паравозик. (Меным кажитчӧ паравоз) 5. Игрушка (чача) Ворсыг тырйи чачаясӧн челядькӧд лӧсьӧдам синквейн: Акань. Мича, муса. Ворсны, вердны, кутны, Мэ радейта акань. Чачаяс. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».