Статья: «Развитие речевого дыхания у дошкольников» |
Содержание - Дошкольное образование |
04.04.2025 11:26 |
Рыжова Наталья Алексеевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №134 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Развитие речевого дыхания у дошкольников Важной частью нашей речи является дыхание. Но следует понимать, что обычное дыхание отличается от речевого. Физиологическое дыхание непроизвольно. Вдох и выдох при обычном дыхании совершаются через нос, они равны по времени. Остановимся подробнее на речевом дыхании. Речевое дыхание- это основа нашей речи. Процесс такого дыхания осознанный, контролируемый. Для осуществления речевого высказывания обычного физиологического дыхания не хватает, требуется большее количество воздуха, а также постоянного дыхательного запаса, поэтому выдох длиннее вдоха, то есть после короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный выдох. В зависимости от длины высказывания увеличивается и количество выдыхаемого воздуха. Дыхательная система дошкольника развита недостаточно. Развитие речевого дыхания тесно связано с физическим и речевым развитием ребенка. Наиболее типичными проблемами с речевым дыханием у дошкольников являются: короткий речевой выдох, которого не хватает для того, чтобы полностью завершить высказывание и приходится делать паузы, чтобы вдохнуть воздух; говорение на вдохе; неравномерный выдох, при котором ребенок может начать высказывание громко, а закончить уже шепотом; ускоренный темп речи, при котором ребенок, из-за нехватки воздуха «проглатывает окончания слов». У дошкольников, как и у взрослых, выделяют несколько типов дыхания: 1.Поверхностное (ключичное). На вдохе живот втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и плечи приподнимаются. 2.Грудное. Вдох производится при поднятии и расширении верхней части грудной клетки, а выдох осуществляется за счет опускания ребер и уменьшения объема грудной клетки. 3. Диафрагмальное. При вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает. Наиболее правильным и удобным для речи считается диафрагмальное дыхание. При нём лёгкие вентилируются равномерно во всех частях. У детей с речевыми нарушениями, как правило, дыхание поверхностное, верхнереберного типа, ритм дыхания неустойчив, объём лёгких существенно ниже возрастной нормы. Важно помнить, что правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нормы речевого дыхания зависят от возраста ребенка. В 2–3 года ребенок должен произносить 2–3 слова на одном выдохе, в 4–5 лет — 3–5 слов, а в 6–7 лет — уже 5–7 слов. Если вы заметили у ребенка, во время совершения речевого высказывания дыхание частое, обрывистое, выдох укорочен, вдох слишком большой это является нарушением речевого дыхания и требует консультации со стороны учителя-логопеда. Как же самостоятельно помочь ребенку и научить его правильно дышать?! Для начала необходимо помочь малышу выработать правильное диафрагмальное дыхание. Для этого можно делать следующее упражнение: Ребенок, находится в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы (если ребенок не понимает задание, взрослый может положить свою ладонь). Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Когда правильное дыхание сформировано, родители могут просто поиграть с ребенком, соблюдая следующие правила: Вдох осуществляется носом, а выдох ртом. Плечи должны быть опущены, поднимать их нельзя. Выдох должен быть длительным и плавным. Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками). Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
А игры очень простые и точно принесут удовольствие и вам и ребенку! Можно по всем правилам надувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик, сдувать с руки перышко, задувать через коктейльную трубочку легкий мячик в футбольные ворота, сдувать осенние листья со стола, дуть на бумажный кораблик, плавающий в тазике с водой и даже задувать свечки. Тут все зависит от Вашей фантазии, главное соблюдать правила речевого дыхания и технику безопасности! |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».