Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 8492618
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема ОД: «Свойства воды».
Содержание - Дошкольное образование
20.06.2025 07:21

Каланова Ирина Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад No32 «Карамелька» г. Георгиевска». Материал предназначен для использования в работе с педагогами (обмен опытом работы).


Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе

Тема ОД: «Свойства воды».

Цели: Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Ход опытно-экспериментальной деятельности

В группе оборудована мини-лаборатория.

Воспитатель. Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу лабораторию.

Станем рядышком, друг с другом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Какие вы умные ребятки, да, лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?

Дети отвечают.

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории, и как настоящие учёные вместе попытаемся провести опыты?

Давайте распределим роли и узнаем, кто кем будет в нашей лаборатории.

Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником лаборатории. Я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводить самые сложные опыты.

Моими заместителями - научными сотрудниками будут несколько ребят. Они будут помогать мне и следить за работой лаборантов.

Лаборантами будут дети. Они будут проводить опыты и эксперименты, делать выводы.

Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места.

Воспитатель. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием – экспериментированием. Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Воспитатель. О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Лужа, море, океан,

Пруд, ручей, родник, туман,

Озеро, река - всегда

В них отыщется …вода

Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам ни умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель. Ребята, назовите свойства воды. Институт воды – это, то место, где люди проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты с водой: проверить некоторые свойства воды. Поможем, ребята?

1опыт «Загадочная виноградинка»

Материал и оборудование: на подносе стакан, бутылка минеральной воды, стакан на блюдечке.

Воспитатель наливает минеральную воду в стаканы детям.

Воспитатель. Что это за вода?

Дети. Минеральная.

Воспитатель. Как вы догадались?

Дети. Появились пузырьки, выходит газ.

Воспитатель. Я предлагаю вам бросить виноградинку в стакан с минеральной водой.

Воспитатель. Что происходит с виноградинкой?

Дети. Она опускается на дно.

Воспитатель. Почему виноградинка опускается на дно?

Дети. Виноградинка тонет, потому что она тяжелее воды.

Воспитатель. А теперь что вы видите?

Дети. Она покрылась маленькими пузырьками и всплывает.

Воспитатель. Ягодка покрыта пузырьками воздуха, а воздух легче воды и стремиться вверх. Вот он и поднимает виноградинку. Смотрите – на поверхности пузырьки начали лопаться, воздух улетучивается, и виноградинка снова опускается на дно. Как вы думаете, когда все пузырьки газа выйдут из воды, где окажется виноградинка? Ну что, же – посмотрим, поставьте стаканчики на поднос.

2 опыт «Волшебные яйца»

Материал и оборудование: на подносе две одинаковые банки с водой, два сваренных вкрутую яйца, соль, ложки.

Воспитатель. Возьмите две банки. Налейте в них одинаковое количество воды – больше половины. Насыпьте ложечкой соль (3-4 ложки) в банку с меткой и хорошо перемешайте. Какая вода на вкус в первой банке, как вы считаете?

Дети. Соленая.

Воспитатель. Какая вода на вкус во второй банке?

Дети. Простая, пресная, без вкуса.

Воспитатель. Теперь надо опустить яйца в банки с водой.

Положите яйцо на ложку и аккуратно опустите в банку: сначала в одну, потом в другую. Что происходит?

Дети. В банке с пресной водой яйцо утонуло, а в банке с соленой водой всплыло.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему так происходит? Это значит, что соленая вода более плотная, чем в пресная, поэтому в ней легче плавать. Как вы думаете, где легче научится плавать – в реке или на море? Почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает вопросами, подсказывает).

Воспитатель. Какое свойство воды мы доказывали опытами с виноградинкой и яйцом? В какой воде тяжелые предметы тонут, а легкие остаются на поверхности? Какой можно сделать вывод?

Вывод: в чистой воде тяжелые предметы тонут, а легкие остаются на поверхности.

Воспитатель. А сейчас в работе нашей лаборатории я объявляю перерыв, надо немного отдохнуть, ведь научная работа требует очень много сил. Лаборанты, подойдите, пожалуйста ко мне, мы поиграем в игру «Бывает - не бывает». Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать: если «Да» - то хлопайте в ладоши, если «Нет» - то качайте головой.

• Вода бывает теплой? (Бывает).

• Вода бывает чистой? (Бывает).

• У воды бывает форма? (Не бывает).

• Вода бывает прозрачной? (Бывает).

• Вода бывает грязной? (Бывает).

• Вода бывает сердитой? (Не бывает).

• Вода бывает холодной? (Бывает).

• Вода бывает твердой? (Бывает).

Воспитатель. Мне, ребята, очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия, очень хорошо планировали свою работу.

На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! Я благодарю вас за прекрасную работу! До новых встреч, друзья!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР