Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 8492538
Мастер-класс «Нас зовёт ромашка в круг» (с родителями и детьми)
Содержание - Дошкольное образование
20.06.2025 07:35

Каштанова Татьяна Вячеславовна, воспитатель МДОУ «Детский сад №32 «Карамелька» г. Георгиевска». 
Материал предназначен для использования в работе с педагогами (обмен опытом работы).

 


 

Мастер-класс «Нас зовёт ромашка в круг»

(с родителями и детьми)

Цель: познакомить родителей (законных представителей) с активными формами обучения, направленных на формирование нравственных ценностей у дошкольников в условиях детско-родительского взаимодействия; мотивировать родителей к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовному воспитанию; создать позитивное настроение у участников воспитательно-образовательного мероприятия.

Задачи: повышение знаний у родителей по духовно-нравственному воспитанию детей. Развитие благоприятного эмоционального настроения у родителей и педагогов. Совершенствование методов воспитания по духовно-нравственному воспитанию с использованием практических приемов и интерактивных техник.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран. Видеоролики заседаний клуба «Семейные традиции», «Мой ребенок», видеонарезка «Малыши о доброте: что такое хорошо и что такое плохо?» Карточки с притчей «Ладная семья», педагогическими ситуациями. Памятка для родителей «Пословицы о доброте», «Посеять в детских душах доброту, это значит…». Ромашка, цветные сердечки.

Ход:

Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас в нашей группе. В преддверии наступающего праздника дня Семьи проведём с вами мастер-класс, тема которого продолжает начатую работу в направлении воспитания морального поведения и духовных установок у наших детей.

Духовно-нравственное воспитание - основной компонент образования в детском саду. Воспитать духовность и нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с самим ребёнком. Наша с вами сегодняшняя встреча поможет, ответить на ваши вопросы по этой теме.

1.Организационный момент (воспитатель берёт в руки ромашку).

Наш цветочек дорогой, ты в кружок нас всех построй.

Справа друг и слева друг, посмотри скорей вокруг!

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

2.Основная часть.

Начать хочу с китайской притчи «Ладная семья». Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в воображение и интуицию. Притчи помогают задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. (Воспитатель рассказывает притчу)

Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Слово, в нашем случае это притча, обладает невероятным могуществом. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы. Прочитав эту притчу, я задумалась, насколько важно воспитывать такие качества, как доброту и отзывчивость, трудолюбие и смелость, заботу и уважение к окружающим людям с раннего возраста.

«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». (Л.Н. Толстой)

3.Игровое упражнение «Волшебные ладошки»

Воспитатель: жизнь дана на добрые дела. Центр ладошки излучает тепло также, как и наше человеческое сердце. В середине моей ладошки лежит маленькое сердечко. Передавая сердечко другу, я говорю доброе слово.

«Тебе на ладошку положу слово темное, а ты мне верни слово светлое».

(злой-добрый, жадный-щедрый, грубый-ласковый, невежливый-вежливый, ленивый-трудолюбивый, грустный-весёлый, равнодушный-заботливый, неряшливый-аккуратный, крикливый-молчаливый, трусливый-смелый, храбрый, глупый-умный, нервный-спокойный, хитрый-доверчивый, застенчивый-общительный, лживый-честный.

Как много мы вспомнили добрых, нежных ласковых слов антонимов!

Уважаемые мамочки и папочки, предлагаю Вам немного поиграть, возьмите по маленькому «сердечку» (раздаёт с большого подноса «Сердца» маленькие сердечки красного и розового цвета).

А теперь, у кого в руках сердечко красного цвета прошу сесть за стол с красным сердцем, а у кого сердечко розового цвета попрошу сесть за стол с розовым сердечком. Мы с вами разделились на 2 команды. Предлагаю посмотреть видеоролик с нашими малышами, где они отвечают на вопросы что такое хорошо, а что такое плохо? Внимание на экран! (просмотр видеоролика). А сейчас узнаем, как Вы решаете проблемные ситуации.

Ситуация 1. «Корзину-то возьми». Приложение №2

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Предлагаю поработать в парах. У каждой пары своё задание в конверте.

Задание для 1 группы: выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили? Старик: мудрость, смирение, спокойствие, доброта, скупость, благоразумие, щедрость, самоуверенность, страх.

Юноша: легкомыслие, беззаботность, жёсткость, бессердечность, вежливость, жадность, доброжелательность, уважительность, практичность.

Приложение №3

Задание для 2 группы: выберите из предложенных пословицу и соотнесите со смыслом притчи. Вспомните другие пословицы, подходящие к этой притче.

  • Что ты даешь своим родителям – завтра получишь от своих детей.
  • Что посеешь то и пожнешь.
  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.
  • Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
  • Жадность подталкивает на подлость.

Теперь обсудим ситуации, которые могут происходить с детьми.

Ситуация 2. Мама приучает трехлетнего ребенка чистить зубы. Папа относится к этому с недоверием, заявляя жене при ребенке, что сам он начал выполнять такую процедуру лет с пяти, и вообще, заставлять такую кроху чистить зубы – просто глупость и издевательство над ребенком. Легко ли будет прививать ребенку полезные привычки при такой несогласованности в требованиях со стороны родителей? (ответы родителей).

Ситуация 3. Малыш раскапризничался на улице по пути к дому, отказывается идти дальше, хотя до подъезда остались считанные метры. Какой игровой прием Вы бы придумали для решения этой ситуации? (ответы родителей)

Ситуация 4. Ребенок рвет книгу. Как Вы объясните ему, что этого нельзя делать? (ответы родителей)

Воспитатель: Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если они маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни.

-Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

4.Упражнение «Правила для ребенка»

Ваша задача - составить правила для ребенка, не используя частицу «НЕ».

- Нельзя переходить улицу на красный свет (Нужно переходить улицу только тогда, когда загорится зеленый свет).

- Не спеши во время еды. (Давай будем есть медленно)

- Не разговаривай так громко. (Говори тише)

- Не рисуй на стене. (Рисуй на бумаге)

- Нельзя идти на улицу раздетым. (Нужно одеваться, так как на улице холодно)

- Нельзя драться. (Когда дерутся - делают друг-другу больно. Надо дружить)

- Нельзя брать чужие вещи без разрешения. (Для того чтобы взять чужую вещь нужно спросить разрешения)

- Нельзя разбрасывать игрушки. (Игрушки надо убирать на место)

- Нельзя тыкать пальцем. (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой)

- Нельзя кричать в общественных местах (в общественных местах говорим спокойно и тихо.)

А сейчас пригласим на мастер-класс наших малышей.

Воспитатель: «Колокольчик наш звени, к нам ребяток позови» (входят дети).

Воспитатель: ребята, кого вы видите у нас в группе? (мам, пап).

- Кем они вам приходятся? (родители).

- А как ещё можно назвать всех родных вместе? (семья)

Ребята, хотите с нами поиграть? У меня есть вот такая ладошка, мы с вами часто играем в пальчиковую гимнастику «Семья».

Посмотрите на эту пустую ладонь, ее надо заселить, чтоб получилась семья. Но для этого надо отгадать загадки. Кто угадает, тот своих родных узнает!

1.Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед – мой родной, любимый….(дед).

(прикрепляет картинку с изображением дедушки на большой палец).

2.Кто любить не устает, пироги для нас печет,

Вкусные оладушки? Это наша (бабушка).

(прикрепляет картинку бабушки на указательный палец).

3.Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята, Молодцы! Конечно… (папа).

(прикрепляет картинку с изображением папы на средний палец).

4. Излучает она свет, от улыбки ямочка…

Никого дороже нет, чем родная… (мамочка).

(прикрепляет картинку с изображением мамы на безымянный палец).

5. Посмотрите на нашу ладошку, а кто живет на самом маленьком пальчике?

Кто в дом влетает как из пушки? Разбросав кругом игрушки.

Кто же эти непоседы? Наши радости и беды.

Кто на это мне ответит? Ну конечно, это ….(дети)

Вы молодцы, угадали все загадки, заселили наши пальчики. Скажите,

как мы назовем всех этих близких людей на ладошке одним словом? (семья)

Но бывает так в семье, что иногда что-то не ладится. (У мамы, у папы, например, может быть плохое настроение). Как вы думаете, что же могло произойти? (ответы детей).

- А как вы думаете, что мы можем сделать? (ответы детей).

- Конечно, ребята, семью надо помирить!

5.Физкультминутка «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина,

(наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки у старенькой кружится голова, (круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал

(стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал (смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

- Посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.

6.Практическая работа с родителями:

Воспитатель: давайте на память о нашей встрече сделаем ладошку «Дружная семья». (На столе лежат шаблоны ладошек, изображения лиц дедушки, бабушки, мамы, папы и ребёнка).

Кончик большого пальчика на ладошке мажем клеем; берем изображение лица дедушки и приклеиваем; затем мажем клеем указательный пальчик;

берем изображение лица бабушки и приклеиваем.

Аналогично поступаем со средним (папа, безымянным - мама и мизинчиком - ребенок).

- У нас получилась дружная семья!

7.Заключительная часть.

Воспитатель: и снова ромашка приглашает вас в круг. Сегодня в память о нашей встрече каждый заберёт с собой частичку добра от нашей ромашки – символа семьи. Каждый родитель отрывает от ромашки лепесток с добрыми пожеланиями (на обратной стороне лепестка).

Чаще говорите добрые слова и делайте добрые дела.

У нас у всех есть возможность выбора. Но каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь, именно от вас это в большей степени зависит.

Рефлексия встречи: о ком мы с вами сегодня говорили? (о родных, о семье). А еще мы семью помирили, заселили с вами ладошку. Сделали свои ладошки со своей семьей. Любите свою семью и берегите ее!

Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и вас родителей зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Спасибо вам за активное участие в мастер – классе!

Дети читают стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Спасибо всем за сотрудничество, желаю всем успехов в работе и творческого вдохновения. Пусть приумножаются зерна доброты в ваших сердцах.

Приложение №1

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Эта семья была особенная. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». - И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав, добавил: «И мира тоже».

Приложение №2

Ситуация А. «Корзину-то возьми».

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Ответы к ситуации Б. - (Очень важно, чтобы все взрослые в семье придерживались единых правил в отношении ребенка. Иначе, он никогда не привыкнет к дисциплине, будет добиваться своего любыми путями). Во избежание приступов упрямства ребёнка предлагайте ему на выбор варианты действий, которые вас устроят в любом случае.

Ответы к ситуации В. - (Мама: «Давай я буду черненькой лошадкой, а ты беленькой. Чья лошадка быстрее доскачет до подъезда?»).

Ответы к ситуации В. -(Нельзя рвать книгу, так как невозможно будет прочитать в ней интересную сказку).

Приложение №3

Карточки

юноша

старик

Легкомыслие,

мудрость

беззаботность

смирение

жесткость

спокойствие

бессердечность

доброта

вежливость

щедрость

жадность

скупость

доброжелательность

благоразумие

уважительность

самоуверенность

практичность

страх

 

alt

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР