«Использование дидактических игр и упражнений в коррекционной работе по формированию слухового восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста». |
Содержание - Дошкольное образование |
Гончарова Ольга Григорьевна, учитель-дефектолог. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад № 4 компенсирующего вида» Дата публикации: 29.09.2014 г.
Использование дидактических игр и упражнений в коррекционной работе по формированию слухового восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
Слуховое восприятие – это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкость), высоте, тембру, темпу. Слуховое восприятие теснейшим образом связано с развитием речи. Если дифференцировочно условные звуки в области слухового анализатора формируются медленно, это приводит к задержке ее формирования. Чтобы научить слушать и слышать речь, надо развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память. Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. В процессе развития слухового восприятия формируется восприятие речи, понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. У детей с интеллектуальной недостаточностью способность к слуховому восприятию снижена. Недостаточно, а то и совсем не сформированы реакции на звучание предметов, голосов. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие обычных звуков ( неречевых), с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение. У детей с интеллектуальной недостаточностью велико нарушение фонематического слуха и до такой степени, что их принимают за слабослышащих. Очень важно развивать у детей интерес и внимание к звукам неречевым и речевым. И в этом помогут дидактические игры, упражнения, которые педагог проводит на фронтальных и индивидуальных занятиях. С первых занятий надо учить детей обращать внимание на различные звуковые раздражители. Занятия проводятся в игровой форме. Речь педагога должна быть интонированной, эмоционально окрашенной. Проводятся такие дидактические игры: - Игра «Тук-тук». Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды. Задачи: формировать поисковые способы ориентировки при выполнении задания, создать интерес к окружающим звукам. Кто-нибудь из взрослых стучит в дверь и вносит куклу (мишку, зайку), педагог обращает внимание детей на стук в дверь, игрушка обыгрывается и присутствует на занятии. - Игра «Динь-динь». Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды. Задачи: способствовать развитию ориентировочного слуха, активизировать слуховое внимание. В разных частях класса ставится ширма, за нее прячется взрослый и звонит в колокольчик. Педагог наблюдает за детьми, побуждает их прислушиваться: где «динь-динь»? Дети находят колокольчик, играют им и слушают. - Игра «Тик-так». Цель: учить обращать внимание на звуки окружающего мира. Задачи: развивать умение ориентироваться на звуки окружающие ребенка в быту, вызывать интерес к этим звукам. Педагог знакомит детей с будильником. Они слушают, как он работает – тик-так. Педагог заводит будильник, кладет в коробку и прячет ее. Будильник звонит: з-з-з. Педагог обращает внимание детей на звук и все вместе идут искать. -Игра «Ляля заболела». Цель: учить обращать внимание ребенка на звуки окружающие его в быту и воспроизводить их по подражанию. Задачи: развивать слуховое внимание, способность подражать. Кукла Ляля заболела, кашляет. Педагог побуждает ребенка кашлять по подражанию. Жалеют Лялю, гладят ее по головке. Педагог прикрывает рот экраном, кашляет. Ребенок воспроизводит звуки кашля на слух. –Игра «Что шумит?». Цель: учить дифференциролвать бытовые шумы. Задачи: развивать умение прислушиваться, различать шумы по громкости. У педагога две одинаковые пластмассовые бутылочки, у ребенка такие же. В одной фасоль (пшено, вода), другая бутылочка пустая. Педагог трясет бутылочку с фасолью, предлагает ребенку слушать и выбрать такую же у себя. Потом задание можно усложнить – выбор из двух бутылочек: фасоль и пшено; выбор из трех бутылочек: с фасолью, водой и пустая. Разные варианты. Проводятся игровые упражнения с музыкальными инструментами на восприятие и различение их звуков: - Игра «Та-та-та». Цель: научить слушать барабан и реагировать на его звучание соответствующими действиями. Задачи: развивать ориентировку на звучание барабана и вызвать интерес к его звукам. Занимаясь индивидуально с каждым ребенком, педагог обращает внимание на звуки барабана. Стучит в барабан, проговаривает: та-та-та. Шагает на месте, побуждает ребенка к совместным действиям. Ребенок слушает слухо-зрительно, а затем на слух (за ширмой играет на барабане взрослый). - Игра «Ля-ля-ля». Цель: научить слушать гармошку и реагировать на ее звучание соответствующими действиями. Задачи: развивать ориентировку на звуки гармошки и вызвать к ним интерес. Эта игра проводится как предыдущая, только с гармошкой. Ребенок по подражанию педагогу выполняет «пружинку» и поет: ля-ля-ля. - Игра «На чем играл зайка (мишка, Ляля)?». Цель: учить дифференцировать звуки барабана и гармони. Задачи: развивать слуховое внимание, память и умение прислушиваться. Педагог учит различать звуки барабана и гармони сначала слухо-зрительно. У зайки и у ребенка барабан и гармонь. Зайка играет на барабане (гармони), по подражанию ему играет ребенок. Затем зайка прячется с инструментами за ширму, ребенок учится слушать и различать звуки, выбирая нужный инструмент, уже только на слух. Как только дети научатся узнавать звуки барабана и гармони, можно подключить третий инструмент: дудку. Кроме этих игр, детям предлагаются игры на развитие речевого слуха, где также надо проводить работу от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухо-зрительного восприятия к слуховому восприятию. Игры на узнавание и дифференциацию звукоподражаний: - Игра «Кто сказал: мяу (ав-ав. пи-пи-пи)?». Цель: учить узнавать и дифференцировать звукоподражания. Задачи: способствовать развитию слухового внимания, памяти, интереса к звукоподражаниям. Педагог обыгрывает каждую игрушку с ребенком. Если ребенок не подражает педагогу, тогда совместными действиями гладят кошку (собаку, птичку) играют с ней. Педагог побуждает ребенка проговаривать звукоподражание и указательным жестом показать игрушку. -Игра «Кто пришел ?». Цель: учить дифференцировать звукоподражания. Задачи: развивать слуховое внимание, память, интерес к звукоподражаниям. Игру проводит педагог и воспитатель. За дверью раздается: мяу (ав-ав, му-, пи-пи-пи). Педагог просит ребенка внимательно послушать и выбрать нужную игрушку у себя. Когда дети начнут различать звуки музыкальных инструментов, звукоподражания, педагог знакомит со словами – названиями игрушек, хорошо знакомых детям. Сначала работа идет с короткими словами: мяч, дом, еж, кот, Ляля. Проводятся такие игры: «Покажи где…», «Кто в домике живет?», «Кто убежал?». В играх участвуют две-три-четыре игрушки. Зависит от возможности детей. Они учатся реагировать на слова, различать их. Чтобы добиться успеха требуется много времени, терпения, выдержки. Цель этих игр: развивать речевой слух, уметь правильно воспринимать и дифференцировать слова. - Игра «Покажи, где…». Цель: учить слушать слова – названия знакомых игрушек, дифференцировать их. Задачи: развивать речевой слух, внимание. память на слова. Педагог произносит слово: кот (дом, еж, мяч, Ляля), показывает ребенку что нужно внимательно слушать. Если надо, повторяет слово несколько раз. Ребенок пальчиком показывает игрушку. -Игра «Кто спрятался?». Цель: учить узнавать слова – названия игрушек, понимать речевую инструкцию и выполнять ее. Задачи: развивать речевой слух, внимание, память на слова. Педагог, называя игрушку, предлагает ребенку спрятать ее в коробку. Игры подбираются педагогом обязательно в соответствии с возможностями детей, с учетом состояния их интеллекта. У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, внимания представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно скоррегирован. Используя игры и упражнения в своей работе, я, таким образом, могу утверждать, что они оказывают существенную помощь в создании необходимых предпосылок в формировании речи этих детей. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».