Программа развития детской одаренности средствами сказкотерапии. |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чернова Ольга Викторовна, воспитатель; Примакова Елена Николаевна, педагог-психолог. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 48 г. Белгорода. Дата публикации: 03.10.2014 г.
Программа развития детской одаренности средствами сказкотерапии.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так, как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Основной метод, используемый в работе по данной программе – метод сказкотерапии, как безопасный и эффективный процесс активизации ресурсов и потенциала личности ребенка. Идея программы состоит в комплексном и всестороннем развитии интеллектуальной, и нравственной и эмоционально –волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста, в создании необходимых условий для всемерного развития творческого потенциала ребенка и педагога. Цель программы: - создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей; -стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребенка; -расширение границ творческого восприятия мира; -формирование нравственного сознания и поведения; -развитие нравственных переживаний и чувств; -реализация творческих способностей в реальной жизни. Задачи: -развитие вариативности и оригинальности мышления -активизация познавательного интереса и мыслительного процесса; -стимулирование творческого самовыражения, развитие творческих способностей и воображения - развитие сенсорно-перцептивной сферы; -гармонизация эмоционального состояния - развитие коммуникативных навыков. Программа состоит из 16 занятий, предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет). Данная программа рассчитана на проведение занятий в течение 4 месяцев (с сентября по декабрь). Занятия проводятся в малых группах(5-8 человек) , один раз в неделю , продолжительностью 15-30 минут, в зависимости от возраста детей и творческих заданий. Занятия по данной программе включают в себя визуализации, психогимнастику, игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, использование педагогической песочницы, арттерапевтические техники, релаксационные этюды.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализация этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности (сделать, создать). Каждое занятие включает в себя приветствие, ритуал входа в сказку, основную часть, рефлексию, ритуал выхода из сказки.
Тематический план
Коррекционно-развивающее занятие № 3 «На горизонтских островах»
Цели занятия: -развитие творческого воображения и фантазии -развитие вариативности и оригинальности мышления - поддержка и развитие творческого самовыражения Материалы: костюм Феи Сказок, мяч, игрушка «Калейдоскоп,» 4 емкости с с мыльным раствором на каждого ребенка, листы А4 по количеству детей, платочки, предметы для создания препятствий(кирпичики, гимнастические палки и т.д.) Ход занятия: Дети находятся в зале с воспитателем. В зал входит психолог в костюме Феи Сказок. Воспитатель: -Дети , посмотрите кто пришел к нам в гости. Это Фея Сказок! Фея Сказок: - Здравствуйте, ребята! Слышала, что в вашей группе дети очень любят играть и фантазировать, а я ,признаюсь ,тоже очень люблю повеселиться! Вот я и решила заглянуть в вашу группу, чтобы провести весело время. Воспитатель - Конечно, Фея Сказок! В нашей группе самые сообразительные и веселые дети! Мы с удовольствием поиграем с тобой, Фея Сказок. 1.Приветствие «Мое настроение похоже на ..фрукт!» Фея Сказок - Но сначала мне нужно с вами познакомиться . А знакомиться мы будем не обычным способом, а при помощи вот этого мяча. Сейчас каждый из вас по очереди будет говорить как его зовут, а затем используя свою фантазию скажет на какой фрукт(для малышей – явление природы)похоже ваше настроение. После этого мяч передают следующему участнику. Я начну первой! - Меня зовут Фея Сказок, а на мое настроение похоже на сладкий искрящийся апельсин(радугу, солнечный лучик), потому что мне очень весело! (передает мяч воспитателю и т.д. по кругу, пока не представятся все дети. )Если у кого-то грустное как тучка настроение , не беда. Просто скажите об этом, а мы постараемся его исправить. 2. Вход в сказочную страну. Полет на Воздушном шаре. Фея Сказок: - Ребята , я приглашаю вас в Сказочное путешествие по невиданным сказочным маршрутам. А в сказку мы перенесемся на Волшебном воздушном шаре. Давайте возьмемся за руки, подойдем поближе друг к другу, сделаем глубокий вдох и станем надувать наш воздушный шар (делаем выдох и шаг назад). Остановились, еще раз вдох-выдох, шаг назад. Молодцы! Еще немножко , и мы полетим! Еще раз – вдох-выдох, шаг назад, руки не отпускаем! Вот какой огромный воздушный шар у нас получился. Закрыли глазки, держимся крепко и летим в Сказку! 3.Упражнение «Путешествие на Горизонтские острова». Открыли глаза, вот мы на поляне сказок. Отсюда все путешественники начинают свой путь в различные уголки сказочного мира! И мы тоже познакомимся с этим удивительным сказочным миром! Вы когда-нибудь слышали о Горизонтских островах? Не слышали? Сейчас я вам расскажу : На веселых, на зеленых Горизонтских островах, По свидетельству ученых ходят все на головах! Говорят, что там живет, Трехголовый Кашалот, Сам играет на рояле, Сам танцует,сам поет! По горам на самокате Ездят там бычки в томате! А один ученый Кот Даже водит Вертолет! Там растут на вербе груши! Шоколад и мармелад, А по морю как по суше Скачут зайцы, говорят! Дети взрослых учат в школах! Вот какие , в двух словах, Чудеса на тех веселых Горизонтских островах! Фея Сказок: -У меня есть волшебная труба (калейдоскоп). Наведите резкость и попытайтесь рассмотреть Горизонтские острова. Воспитатель вместе с детьми смотрят в «Каледоскоп» и делятся своими впечатлениями, что они увидели. Воспитатель : - Вы заметили что-нибудь необычное на этих Горизонтских островах? Что больше всего рассмешило? А что удивило? 4.Упражение «Мое воображение » Фея Сказок: Как вы поняли, Горизонтские острова существуют только в нашем воображении, и чтобы попасть на эти острова, нужно очень хорошо потренировать наше воображение. Для этого мы сделаем следующее упражнение. Фея Сказок просит детей закрыть глаза и представить себе, что они: Упражение «Мое воображение » - взяли в руки кусочек льда, - держат в руках и нюхают благоухающий букет, - гладят мягкого , пушистого котенка, -едят необыкновенно сочное яблоко. Воспитатель: -Понравилось вам тренировать свое воображение? Отлично! А теперь давайте попробуем выполнить еще одно интересное задание. Оно называется «Фантазер» и здесь вам понадобиться вся ваша фантазия, чтобы придумать что-то фантастическое необыкновенное. Фея Сказок -Раз, два, три- вы все- танцующие веселые клоуны! Как только я отдам мяч одному из вас, вы должны будете ответить на мой вопрос. 5.Упражнение «Фантазер» Под веселую музыку дети двигаются , изображая клоунов. На сигнал «Стоп!», музыка затихает, дети останавливаются. Фея Сказок или воспитатель надевает кому-либо из детей шапку фантазера – бумажный колпак и спрашивает: «Чего на свете не бывает?» Ребенок отвечает, например: «Лающей кошки», «Синего апельсина». Начинает игру воспитатель. 6.Упражнение «Лабиринт» Фея Сказок - Вы знаете , что в сказках всякое происходит. Трудности разные на пути встречаются. Главное не бояться их преодолевать. Путь к Горизонтским островам проходит через Заколдованый лес. Подойдите все ко мне и представьте, что вы идете по лесу. Злой колдун напустил туман, да такой густой, что ничего не видно, а вам надо добраться до Горизонтских островов (стульчика), пройдя через весь лес(стульчики, кубики и другие препятствия). Вначале рассмотрите свой будущий путь. Представьте , что идете. Посмотрите, сколько препятствий находится на пути, на каком расстоянии. Теперь закройте глаза и пройдите мысленно.. Откройте глаза. Еще раз хорошо изучите свой путь. А сейчас закройте глаза и идите.
Воспитатель: -Мы прошли весь путь до Горизонтских островов и справились со всеми заданиями, Фея Сказок! Фея Сказок - Да, вы молодцы! У вас в группе действительно замечательные дети! На Горизонтских островах есть традиция- каждый путешественник, который там побывает, делает сказочное фото на память об этом удивительном месте. Для того, чтобы создать свою фотографию, я приглашаю вас в сказочную фото-мастерскую. Конечно, фотография делается тоже сказочным способом, при помощи волшебных мыльных пузырей. Вы когда-нибудь надували мыльные пузыри? Сейчас вам это умение понадобиться 7.Арт-упражнение «Рисунок мыльными пузырями» Дети коктельной трубочкой надувают в баночке цветные мыльные пузыри (раствор готовится заранее при использовании моющего средства и гуаши ) и оставляют отпечатки на листе А4, осторожно прижимая бумагу к баночке с готовыми пузырями. Таким образом , на листе А4 должны появиться отпечатки нескольких цветов. 8. Обсуждение рисунков. Рефлексия Фея Сказок - Посмотрите, какие удивительные фотографии у вас получились. Давайте посмотрим, что на них изображено.На что похож этот рисунок? Как бы ты его назвал? Что понравилось тебе в путешествии?, Что было интересно (Воспитатель вместе с детьми обсуждают получившиеся образы) Воспитатель - Дорогая Фея Сказок, спасибо за интересное путешествие, но нам пора возвращаться в детский сад. Фея Сказок - Время пролетело очень быстро, но нас ждет Волшебный воздушный шар, чтобы вернуть нас обратно. Мы уже знаем , как лететь на воздушном шаре. Выход из сказки. Полет на воздушном шаре. Давайте возьмемся за руки, подойдем поближе друг к другу, сделаем глубокий вдох и станем надувать наш воздушный шар (делаем выдох и шаг назад). Остановились, еще раз вдох-выдох, шаг назад. Еще раз – вдох-выдох, шаг назад, руки не отпускаем!. Закрыли глазки, держимся крепко и летим в Детский сад! Открыли глаза. Вот мы и в группе. Прощание. Фея Сказок -Дорогие ребята, мне было с вами очень весело и интересно. Надеюсь , что вы пригласите меня еще раз в гости и мы продолжим наше путешествие по Сказочному миру. А сейчас я прощаюсь с вами!
Список использованной литературы: 1.Веракса Н.Е .,Чего на свете не бывает.:Знание,1994.157с 2. Крылов Е. Школа творческой личности//Дошкольное воспитание.1992,№7,8. С.11-12 3. Капская А.Ю, Мирончик Т.Л. Планета чудес( Развивающая сказко терапия для детей)//Речь.2008.222с. 4. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент,1994.62с. 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказко терапия//Речь.2011.176.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».