Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870812
Программа развития детской одаренности средствами сказкотерапии.
Содержание - Дошкольное образование

Чернова Ольга Викторовна, воспитатель; Примакова Елена Николаевна, педагог-психолог. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  детский сад № 48 г. Белгорода.
Идея программы состоит в  комплексном и всестороннем развитии интеллектуальной, и нравственной  и  эмоционально –волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста, в создании необходимых условий для всемерного развития творческого потенциала ребенка и педагога. Основной метод, используемый в работе по данной программе – метод сказкотерапии, как безопасный и эффективный процесс активизации ресурсов и потенциала личности ребенка. Программа состоит из 16 занятий, предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет). Данная программа рассчитана на проведение занятий в течение 4 месяцев (с сентября по декабрь). Занятия проводятся в малых группах(5-8 человек) , один раз в неделю ,  продолжительностью 15-30 минут, в зависимости от возраста  детей и творческих заданий. Занятия по данной программе включают в себя визуализации, психогимнастику, игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, использование педагогической песочницы, арттерапевтические техники, релаксационные этюды.

Дата публикации: 03.10.2014 г.


 

Программа

развития детской одаренности средствами сказкотерапии.

 

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так, как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Основной метод, используемый в работе по данной программе – метод сказкотерапии, как безопасный и эффективный процесс активизации ресурсов и потенциала личности ребенка.

Идея программы состоит в  комплексном и всестороннем развитии интеллектуальной, и нравственной  и  эмоционально –волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста, в создании необходимых условий для всемерного развития творческого потенциала ребенка и педагога.

Цель программы:

- создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей;

-стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

-расширение границ творческого восприятия мира;

-формирование нравственного сознания и поведения;

-развитие нравственных переживаний и чувств;

-реализация творческих способностей в реальной жизни.

Задачи:

-развитие вариативности и оригинальности мышления

-активизация познавательного интереса и мыслительного процесса;

-стимулирование творческого самовыражения, развитие творческих способностей и воображения

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

-гармонизация эмоционального состояния

- развитие коммуникативных навыков.

Программа состоит из 16 занятий, предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет). Данная программа рассчитана на проведение занятий в течение 4 месяцев (с сентября по декабрь). Занятия проводятся в малых группах(5-8 человек) , один раз в неделю ,  продолжительностью 15-30 минут, в зависимости от возраста  детей и творческих заданий.

Занятия по данной программе включают в себя визуализации, психогимнастику, игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, использование педагогической песочницы, арттерапевтические техники, релаксационные этюды.

 


 

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализация этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности (сделать, создать).

Каждое занятие включает в себя приветствие, ритуал входа в сказку, основную часть, рефлексию, ритуал выхода из сказки.

 

Тематический план


Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

1

«Где водятся волшебники»

-знакомство детей друг с другом и психолога с группой

- создание сказочной атмосферы

-стимулирование творческого самовыражения

1. Приветствие «Моя бабушка из Бразилии делает вот так..»

2.Знакомство. «На что похоже имя?»

3.Ритуал входа в сказку «Волшебное перышко»(превращаемся в сказочный персонаж)

4.Упражнение «Ассоциации»

5.Арт-терапия «Цвет моей  сказки»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

2.

Путешествие на Волшебную поляну

(песочная терапия)

- сплочение детского коллектива

-создание атмосферы группового доверия и принятия

-формирование навыков позитивной коммуникации, снятие психоэмоционального напряжения

1.Приветствие «Я рад тебя видеть»

2. Ритуал входа в сказку «Листопад»

З.Пескотерапия «Волшебная поляна»

4.Релаксационное упражнение «Танец рук»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

 

3.

 На Горизонтских островах

-развитие творческого воображения и фантазии

-развитие вариативности и оригинальности мышления

- поддержка и развитие творческого самовыражения

1. Приветствие «»Мое настроение похоже на фрукт»

2.Ритуал входа в сказку

Полет на пузыре»

3.Психогимнастическое упражнение «Мое воображение»

4.Упражнение «Путешествие на горизонтские острова»

5.Арттерапевтическое упражнение «Рисование мыльными пузырями»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

 

4.

Игры с Изюминкой

-развитие произвольного внимания;

- развитие творческого мышления и воображения;

-совершенствование механизмов саморегуляции;

-сплочение группы

1.Приветствие «Карусель хлопков»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебное зеркальце»

3.Знакомство с Изюминкой

4.Артерапевтическое упражнение «Подружка для Изюминки»(изготовление пальчиковых кукол)

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

5

Музыкальная шкатулка

- развитие творческого воображения и фантазии

-гармонизация эмоционального состояния

- развитие сенсорно-перцептивной сферы

1.Приветствие «Солнышко в подарок»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебный колокольчик»

3.Упражнение «Музыкальная шкатулка»

4.Арт-упражнение «Волшебные звуки»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

6

Волшебные краски

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

-развитие произвольности поведения;

- развитие воображения, символических представлений, креативности;

-гармонизация эмоционального состояния

1.Приветствие «Добрые ладошки»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебный мешочек»

3.Арттерапетическое упражнение «Волшебные краски»

4.Рефлексия

5.Ритуал выхода из сказки

7

Путешествие на Чудо-остров

-развитие сенсорно-перспективной сферы;

- развитие .воображения, оригинальности мышления;

-стимулирование творческого самовыражения.

1.Приветствие «Паровозик»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебная мантия»

3.Сказка о «Чудо-острове»

4.Артерапевтическое упражнение «Создание Чудо-острова» (коллективная работа)

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода

8

Деревья-характеры

-раскрытие своего «Я»

-гармонизация эмоционального состояния;

- развитие творческого воображения;

-совершенствование механизмов саморегуляции.

 

1.Приветсвие «Локотки»

2.Ритуал входа в сказку «Рукопожатие»

3 Сказка «Деревья-характеры».

4.Артерапевтическое упражнение «Волшебное дерево»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

9

Чудесные маски

-развитие интереса к самому себе;

- повышение самооценки.

- развитие творческого воображения;

-совершенствование механизмов саморегуляции.

 

1.Приветствие «Я сегодня вот такое»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебные качели»

3.Сказка о Волшебной стране чувств»

4.Артерапевтическое упражнение «Волшебные маски»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

10

Обыкновенное чудо

-развитие сенсорно-перспективной сферы;

- развитие .воображения, оригинальности мышления;

-стимулирование творческого самовыражения.

1.Приветствие «Пятка , локоть, спина , коленка»

2.Вход в сказочную страну «Волшебный камень»

3.Упражнение «Разговор с камнем»

4.Легенда о камне

5.Арттерапевтическое упражнение «Рисование на камнях»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

11

Удивительные существа

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

-развитие произвольности поведения;

- развитие воображения, символических представлений, креативности

1.Приветствие  «Подари улыбку»

2.Ритуал входа в сказку «Облако»

3.Сказка об удивительных существах

4.Арттерапевтическое упражнение «Существа из воздушного шарика»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

12

Приключения Смешка

- стимулирование творческого самовыражения

- развитие творческих способностей

-развитие эмоциональной сферы

1.Приветствие «Комплимент»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебное зеркальце»

3.Упражнение «Продолжи сказку »

4.Упражнение «шкатулка улыбок»

5.Артерапевтическое упражнение «Удивительные приключения Смешка»

6.рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

13

Пластилиновая страна

стимулирование творческого самовыражения

- развитие творческих способностей

-развитие эмоциональной сферы

1.Приветствие «Доброе пожелание»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебная палочка»

3.Сказка о пластилиновой стране

4.Арттерапевтическое упражнение «Создание страны из пластилина»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

14

На Горизонтских островах

-развитие творческого воображения и фантазии

-развитие вариативности и оригинальности мышления

- поддержка и развитие творческого самовыражения

1. Приветствие «»Мое настроение похоже на фрукт»

2.Ритуал входа в сказку

«Волшебная вода»

3.Психогимнастическое упражнение «Мое воображение»

4.Упражнение «Путешествие на горизонтские острова»

5.Арттерапевтическое упражнение «Веселая клякса»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

 

15

Выдумщик

-развитие творческого воображения

-активизация познавательного интереса и мыслительного процесса

- развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли

1.Приветствие «коровы, кошки и собаки»

2.Ритуал входа в сказку «Путешествие на пушечном ядре»

3.Игра «так бывает или нет?»

4.Артерапевтическое упражнение «Нарису небылицу»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

16

Облачковое молочко

-стимулирование развития творческих способностей

-активизация познавательного  интереса и мыслительного процесса

-гармонизация эмоционального состояния

1.Приветствие «Я рад тебя видеть»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебная капелька»

3.Сказка  «Облачковое молочко»

4.Упражнение «Чудесные облака»

5.Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

 


 

 

Коррекционно-развивающее занятие № 3

«На горизонтских островах»

 

Цели занятия:

-развитие творческого воображения и фантазии

-развитие вариативности и оригинальности мышления

- поддержка и развитие творческого самовыражения

Материалы: костюм Феи Сказок, мяч, игрушка «Калейдоскоп,» 4 емкости с с мыльным раствором на каждого  ребенка, листы А4 по количеству детей, платочки, предметы для создания препятствий(кирпичики, гимнастические палки и т.д.)

Ход занятия:

Дети находятся в зале с воспитателем. В зал входит психолог в костюме Феи Сказок.

Воспитатель:

-Дети , посмотрите кто пришел к нам в гости. Это Фея Сказок!

Фея Сказок:

 - Здравствуйте, ребята! Слышала, что в вашей группе дети очень любят играть и фантазировать, а я ,признаюсь ,тоже очень люблю повеселиться! Вот я и решила заглянуть в вашу группу, чтобы провести весело время.

 Воспитатель

- Конечно, Фея Сказок! В нашей группе самые сообразительные и веселые дети! Мы с удовольствием поиграем с тобой, Фея Сказок.

1.Приветствие «Мое настроение похоже на ..фрукт!»

Фея Сказок

- Но сначала мне нужно с вами познакомиться . А знакомиться мы будем не обычным способом, а при помощи вот этого мяча. Сейчас каждый из вас по очереди будет говорить как его зовут, а затем используя свою фантазию скажет на какой фрукт(для малышей – явление природы)похоже ваше настроение. После этого мяч передают следующему участнику. Я начну первой!

- Меня зовут Фея Сказок, а на мое настроение похоже на сладкий искрящийся апельсин(радугу, солнечный лучик), потому что мне очень весело! (передает мяч воспитателю и т.д. по кругу, пока не представятся все дети. )Если у кого-то грустное как тучка настроение , не беда. Просто скажите об этом, а мы постараемся его исправить. 

2. Вход в сказочную страну. Полет на Воздушном шаре.

Фея Сказок:

- Ребята , я приглашаю  вас в Сказочное путешествие по невиданным  сказочным маршрутам. А в сказку мы перенесемся на  Волшебном  воздушном шаре. Давайте возьмемся за руки, подойдем поближе друг к другу, сделаем глубокий вдох и станем надувать наш воздушный шар (делаем выдох и шаг назад). Остановились, еще раз вдох-выдох, шаг назад. Молодцы! Еще немножко , и мы полетим! Еще раз – вдох-выдох, шаг назад, руки не отпускаем! Вот какой огромный воздушный шар у нас получился. Закрыли  глазки, держимся крепко и летим в Сказку!

3.Упражнение «Путешествие на Горизонтские острова».

Открыли глаза, вот мы на поляне сказок. Отсюда все путешественники начинают свой путь в различные уголки сказочного мира! И мы тоже познакомимся с этим удивительным сказочным миром! Вы когда-нибудь слышали о Горизонтских островах? Не слышали?  Сейчас я вам расскажу :

На веселых, на зеленых Горизонтских островах,

По свидетельству ученых ходят все на головах!

Говорят, что там живет,

Трехголовый Кашалот,

Сам играет на рояле,

Сам танцует,сам поет!

По горам на самокате

Ездят там бычки в томате!

А один ученый Кот

Даже водит Вертолет!

Там растут на вербе груши!

Шоколад и мармелад,

А по морю как по суше

Скачут зайцы, говорят!

Дети взрослых учат в школах!

Вот какие , в двух словах,

Чудеса на тех веселых Горизонтских островах!

Фея Сказок:

-У меня есть  волшебная труба (калейдоскоп). Наведите резкость и попытайтесь рассмотреть Горизонтские острова.

Воспитатель вместе с детьми смотрят в «Каледоскоп» и делятся своими впечатлениями, что они увидели.

Воспитатель :

- Вы заметили что-нибудь необычное на этих Горизонтских островах?

Что больше всего рассмешило? А что удивило?

4.Упражение «Мое воображение »

Фея Сказок:

Как вы поняли, Горизонтские острова  существуют только в нашем воображении, и чтобы попасть на эти острова, нужно очень хорошо потренировать наше воображение. Для этого мы сделаем следующее упражнение.

Фея Сказок просит детей закрыть глаза и представить себе, что они: Упражение «Мое воображение »

- взяли в руки кусочек льда,

- держат в руках и нюхают благоухающий букет,

- гладят мягкого , пушистого котенка,

-едят необыкновенно сочное яблоко.

Воспитатель:

-Понравилось вам тренировать свое воображение? Отлично! А теперь давайте  попробуем выполнить еще одно интересное задание. Оно называется «Фантазер» и здесь вам понадобиться вся ваша фантазия, чтобы придумать что-то фантастическое  необыкновенное.

Фея Сказок

-Раз, два, три- вы все- танцующие  веселые клоуны! Как только я отдам мяч одному из вас, вы должны будете ответить на мой вопрос.

5.Упражнение «Фантазер»

Под веселую музыку дети двигаются , изображая клоунов. На сигнал «Стоп!», музыка затихает, дети останавливаются.

Фея Сказок или воспитатель  надевает кому-либо из детей шапку фантазера – бумажный колпак и спрашивает: «Чего на свете не бывает?» Ребенок отвечает, например: «Лающей кошки», «Синего апельсина». Начинает игру воспитатель.

6.Упражнение «Лабиринт»

Фея Сказок

- Вы знаете , что в сказках всякое происходит. Трудности разные на пути встречаются. Главное не бояться их преодолевать. Путь к Горизонтским островам проходит через Заколдованый лес. Подойдите все ко мне и представьте, что вы идете по лесу. Злой колдун напустил туман,  да такой густой, что ничего не видно, а вам надо добраться до Горизонтских островов (стульчика), пройдя через весь лес(стульчики, кубики и другие препятствия). Вначале рассмотрите свой будущий путь. Представьте , что идете. Посмотрите, сколько препятствий находится на пути, на каком расстоянии. Теперь закройте глаза и пройдите мысленно.. Откройте глаза. Еще раз хорошо изучите свой путь. А сейчас закройте глаза и идите.

 

Воспитатель:

-Мы прошли весь путь до Горизонтских островов и справились со всеми заданиями, Фея Сказок! 

Фея Сказок

- Да, вы молодцы! У вас в группе действительно замечательные дети! На Горизонтских островах есть традиция- каждый путешественник, который там побывает, делает сказочное фото на память об этом удивительном месте. Для того, чтобы создать свою фотографию, я приглашаю вас в сказочную фото-мастерскую. Конечно, фотография  делается тоже сказочным способом, при помощи волшебных мыльных пузырей. Вы когда-нибудь надували мыльные пузыри? Сейчас вам это умение понадобиться

7.Арт-упражнение «Рисунок мыльными пузырями»

Дети коктельной трубочкой надувают в баночке цветные мыльные пузыри (раствор готовится заранее при использовании моющего средства и гуаши ) и оставляют отпечатки на листе А4, осторожно прижимая  бумагу к баночке с готовыми пузырями. Таким образом , на листе А4 должны появиться отпечатки нескольких цветов. 

8. Обсуждение рисунков. Рефлексия

Фея Сказок

- Посмотрите, какие удивительные фотографии у вас получились. Давайте посмотрим, что на них изображено.На что похож этот рисунок? Как бы ты его назвал? Что понравилось тебе в путешествии?, Что было интересно

(Воспитатель вместе с детьми обсуждают получившиеся образы) 

Воспитатель

- Дорогая Фея Сказок, спасибо за интересное путешествие, но нам пора возвращаться в детский сад.

Фея Сказок

- Время пролетело очень быстро, но нас ждет Волшебный воздушный шар, чтобы вернуть нас обратно. Мы уже знаем , как лететь на воздушном шаре.

Выход из сказки. Полет на воздушном шаре. Давайте возьмемся за руки, подойдем поближе друг к другу, сделаем глубокий вдох и станем надувать наш воздушный шар (делаем выдох и шаг назад). Остановились, еще раз вдох-выдох, шаг назад. Еще раз – вдох-выдох, шаг назад, руки не отпускаем!. Закрыли  глазки, держимся крепко и летим в Детский сад! Открыли глаза. Вот мы и в группе.

Прощание.

Фея Сказок

-Дорогие ребята, мне было с вами очень весело и интересно. Надеюсь , что вы пригласите меня еще раз в гости  и мы продолжим наше путешествие по Сказочному миру. А сейчас я прощаюсь с вами!

 

  

Список использованной литературы:

1.Веракса Н.Е .,Чего на свете не бывает.:Знание,1994.157с

2. Крылов Е. Школа творческой личности//Дошкольное воспитание.1992,№7,8. С.11-12

3. Капская А.Ю, Мирончик Т.Л. Планета  чудес( Развивающая сказко терапия для детей)//Речь.2008.222с.

4. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент,1994.62с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказко терапия//Речь.2011.176.

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР