Исследовательская работа «Малый жанр фольклора Хоперского края». |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||||
Кузнецова Марина Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка» г.Урюпинска Волгоградской области.
Работа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматриваю частушку как малый жанр казачьего фольклора. Цель работы – познакомить детей с малыми жанрами фольклора, выделить из них частушку как уникальный жанр, подобного которому нет во всей мировой литературе, так как это – творение самого народа, являющегося его автором и исполнителем. Показать, что частушка – это единственный вид народного творчества, не только сохранившийся, но и развивающийся в наше время; дать наиболее полное определение жанру частушки, одновременно рассмотрев его свойства; показать многообразие частушечного жанра; оценить роль и значение частушки в жизни общества. Дата публикации: 10.10.2014 г.
Тема: «Малый жанр фольклора Хоперского края» Исследовательская работа
Частушка русская любима народом, её с удовольствием слушают и ещё поют, и пока она жива – жив народ. В.Богомолов. I. ВВЕДЕНИЕ Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Это колыбельные песенки, прибаутки и небылицы, считалки и загадки, пословицы и поговорки, игры, скороговорки и, конечно же, ЧАСТУШКИ. В своей работе я хотел бы рассмотреть подробно частушку как малый жанр казачьего фольклора. ЦЕЛЬ РАБОТЫ познакомиться с малыми жанрами фольклора, уяснить их специфику, выделить из них ЧАСТУШКУ как уникальный жанр, подобного которому нет во всей мировой литературе, так как это – творение самого народа, являющегося его автором и исполнителем. Задачи:
Актуальность. Полагаю, что частушки - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Непонимание молодежью искусства, созданного народом, происходит от отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальной культуре нашей страны, но и общему культурному фонду человечества. Гипотеза. Я предполагаю, что большая часть населения г. Урюпинска не знает особенностей жанра частушек Прихоперья, поэтому изучение частушек и пропаганда их среди молодого поколения будет способствовать повышению культуры молодежи и сохранению народных традиций Новизна. Частушки классифицированы по тематике, вследствие чего был подобран соответствующий материал и проведены исследования по малому жанру Прихоперья. Методы исследования: поисковый, метод синтеза, сравнительно-исторический, метод системного анализа текста, метод обобщения, сравнения. Результат исследования: частушки – фольклорный жанр, нужно пропагандировать их изучение, сохранять народные традиции.
ВЕРСИИ: - одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках; - другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века. Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме ЧАСТУШКИ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (см. Приложение 1) III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТУШКИ «Частушка – неписанная народная летопись». Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события – ЧАСТУШКА. Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской или сельский житель. Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал ЧАСТУШКИ. Она создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны. Слово «ЧАСТУШКА» образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся: частушка основана на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами. ЧАСТУШКА любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в частушке можно также услышать и печаль, и душевные переживания. Исполнение ЧАСТУШЕК – весёлая РУССКАЯ ЗАБАВА, пользующаяся популярностью и в наши дни. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЧАСТУШКА? ЧАСТУШКА – это: - жанр русского словесно-музыкального народного творчества; - жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями; - короткая однострофная песенка быстрого темпа исполнения; - народная художественная песня-миниатюра; - результат развития других форм устного народного творчества; - неисчерпаемый источник чистой, искренней, глубокой поэзии; - поэтическая импровизация; - отклик на события времени. СВОЙСТВА ЧАСТУШКИ (см. Приложение 2)
Казачьи станицы и хутора на Хопре издавна славились своеобразной песенной культурой. Здесь еще и в настоящее время бытуют былины. Широко распространены старинные военно-походные, исторические, обрядовые, лирические, шуточные, плясовые и хороводные казачьи песни. Из всех песенных жанров на Хопре в советское время наибольшую популярность и самое широкое распространение среди молодежи колхозной деревни получила частушка. Объясняется это тем, что этот жанр народной поэзии, благодаря своей краткости и подвижности, своевременно и быстро откликается на каждое новое событие. В прихоперских станицах и хуторах частушки пользовались у молодежи большой любовью, и она их называли ласково "песенки-горошинки", а исполнительницы так говорили в одной из сложенных ими частушек: Мы споем вам песенки, Все они - хорошеньки. Бойкие, задорные, Песенки-горошинки. На Хопре частушки бытовали и получили широкое распространение уже во второй половине ХIХ века. На протяжении почти ста лет здесь в казачьих станицах и хуторах скопился их огромнейший и разнообразнейший репертуар. Хорошо в Хопре купаться, Когда теплая вода. Хорошо в того влюбляться, Кто не бросит никогда. Одним из первых собирателей прихоперских частушек является наш земляк-краевед, уроженец станицы Михайловской Борис Степанович Лащилин. Запись частушек он стал вести еще тогда, когда был учеником начальной школы. И вот за пятьдесят с лишним лет накопилось у него около четырех тысяч частушек. Из этого количества автор отобрал наиболее выразительные, ярко отображающие дух времени, не потерявшие значения и для наших дней, - и составил сборник под названием «Частушки колхозного Дона и Хопра». В него вошли те частушки, которые поются сейчас или исполнялись прежде в казачьих хуторах и станицах Прихоперья. В 1950 году Московской консерваторией имени П. И. Чайковского была организована фольклорная экспедиция, и в ней, будучи тогда еще студенткой, принимали участие Александра Николаевна Пахмутова, известный композитор. Запись мелодий донских казачьих песен и частушек она вела в станице Михайловской и хуторах Форштатском, Садовском и Лысогорском. V. ТЕМАТИКА ЧАСТУШЕК Тематика частушек Прихоперья очень разнообразна. Они отзываются на каждое значительное событие в нашей стране, на каждое существенное явление в жизни. Частушка все видит и все слышит, все хочет знать и знает. Она проникает в сокровенные мысли и чувства людей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. В них раскрывается богатый духовный мир нашего народа. Частушка во все вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор, Частушки отличает очень тесная связь с современностью. По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. В начальном периоде бытования (дореволюционный период) частушки отражали события, связанные с жизнью молодых людей. Чаще всего они рассказывали о любви, взаимоотношениях парней и девушек. Хопер-речка, быстра речка, К Дону катится она. Не хочу гулять в садочке Я без милого одна. Мы хоперские девчата, Мы нигде не пропадем. Если надо – мы станцуем, Если надо – пропоем. Посмотрите, поглядите: Мой миленок – казачок, Сам удалый и кудрявый, И фуражка набочок. ( см. Приложение 3) В дальнейшем в тематическом содержании частушек произошли значительные изменения. Постепенно усиливается стремление к осмыслению в них событий общественного значения. В частушечном жанре нашли свое отражение события Октябрьской революции, укрепление нового уклада жизни. Перестань, мамаша, плакать, Не ко времени тужить. Собери сынка, поеду В Красну Армию служить. Ой, горы, горы, горы, Горы вы Карпатские... Поусеяли вас, горы, Косточки казацкие. В ряде "песен-горошинок" их исполнители выражают корневую привязанность к своей реке Хопер, к родной русской природе. Эх, сторонушка родная, Дорогая сторона! Здесь повсюду нас встречает Сосновый бор и тишина Ой, березонька-березка, Раскудря-кудрявая! Хороша, ты речка наша, Речка величавая! Особым периодом в развитии частушечного жанра являются 20-е и 30-е годы прошлого столетия. В это время усиливается общественный интерес к народному творчеству. Тематика частушек в это время становится весьма разнообразной. Это и любовная лирика, и новые темы, отражающие важнейшие события тех лет. Частушка стала живым голосом современности. По станице песни льются, Песни льются серебром. Давай, миленький, пройдемся Мы с тобою над Хопром Посмотрите-ка, ребята, Что у нас творится. Наши бабушки пошли Грамоте учиться. (см. Приложение 4) Это качество народных произведений с новой силой раскрылось в годы Великой Отечественной войны. Основной темой частушек стала борьба народа против фашистских захватчиков. Частушка выполняла большую воспитательную работу, мобилизуя людей на самоотверженный труд, способствующий приближению победы. Пусть враги в боях узнают, Нам не нужно лишних слов, Как грозны и остры шашки У хоперских казаков. Геббельс Гитлера спросил: «Что ты рот перекосил?» У «красавца» слезы градом – Подавился Сталинградом. (см. Приложение 5) В послевоенных частушках продолжают развиваться традиции 20-30-х годов: народ воспевает передовиков труда, славит мир, Родину. Для них характерен общий жизнерадостный тон. Хорошо на горке жить, Под горой дорожка. Хорошо того любить, У кого гармошка. Продолжают развиваться сатирические мотивы, осуждающие лодырей и нерадивых работников, гуляк. Что ты, милый, не пришел? Должно, штанишки не нашел? Ты бы дедовы надел - И пришел бы, посидел! Не носила - и не буду Модну юбку, шесть точей. Не любила - и не буду Я богатых трепачей! В частушках нередко упоминались не только конкретные имена людей, но и названия сел. Как Котовская деревня Где низина, где гора. Давай, парень, погуляем – Теперь самая пора. Я любила Ванечку За помады баночку. Как помада извелась - Я с Ванюшей развелась. Тема любви занимает большое место в жанре частушки, следствие этого – появление частушек-страданий, отражающий, как правило, внутренний мир и переживания людей. Ох, как я-то люблю Яшку За расшитую рубашку... Я любила - год сравнялся. Он пошел - с другой обнялся! (см. Приложение 6) Популярными у казаков были сатирические частушки. К ним относятся, к примеру, частушки, критикующие нерадивых невест или женихов, неполадки в колхозе. Приезжали Дуньку сватать С позолоченной дугой. Пока пудрилась, румянилась – Уехали к другой. Председатель пек блины, Бригадир подмазывал, Кладовщик муку тащил, Счетовод не сказывал. (см. Приложение 7) VI. ФОРМА И РИТМ ЧАСТУШКИ Обычная и широко распространенная форма частушки - четверостишие, в котором рифмуются только вторая и четвертая строки. Очень редко можно встретить частушечные четверостишия с опоясанной рифмой, в котором рифмуются первая с четвертой и вторая с третьей строкой. Для частушек-страданий характерны двустишия, строки которых связаны между собой рифмой. На том боку утка крячет... Не по мне ли милка плачет? Я ждала - не дождалася, Ждала Колю - пришел Вася. Ритм играет в частушке большую роль, особенно когда пение сопровождается пляской, которая служит своеобразным музыкально-ритмическим аккомпанементом. Так, в хуторе Кривовском Кумылженского района девушками исполняется танец, носящий название "Припевка". Этот танец сопровождается пением частушек. Одна из пляшущих девушек запевает первые две строки частушки, вторая поет ее по следующие - третью и четвертую - строки. А потом с нею вместе их еще раз повторяют все девушки, образующие при исполнении этого танца круг. На протяжении всего времени пения частушек и исполняемого под них танца девушки хлопают в такт ладонями, создавая этим своеобразный ритмический рисунок - как для танца, так и для самого пения частушки. Из приведенного примера видно, как тесно связаны частушка и ритм танца, которым она сопровождается. Не менее важна для частушки и музыкальная сторона. Пение частушек в Прихоперье чаще всего сопровождается гармоникой, баяном, аккордеоном, балалайкой. А когда ничего не окажется под руками - то под гребешок. Или даже без всякого сопровождения - как говорили девчата, "под сухую". Исполнение частушек представляет собой своего рода соревнование в словесной импровизации исполнителей. В этом соревновании гармонист тоже не оставался в стороне. Он отвечал своими затейливыми наигрышами. VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в прихоперских частушках отразились различные оттенки человеческих отношений. Частушка впитала в себя лучшие песенные традиции казаков, которые помогли ей обрести гибкую форму, позволили быстро откликаться на актуальные проблемы современности. Частушка заслуженно пользуется любовью и признанием. Как и раньше, так и в настоящее время в Прихоперье бойкую, задорную частушку можно услышать там, где собираются пожилые люди, но и молодежь. С частушками выступают в сельских клубах и на смотрах художественной самодеятельности, в детских садах и школах, на уличных гуляниях. Некоторые исполнители знают до двухсот и более частушек. Над родными просторами, среди раздолья полей, над Хопром звучат их жизнерадостные, бойкие "песенки-горошинки"...
Приложение 1
русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.
ВРЕМЯ И МЕСТО: - впервые слово «ЧАСТУШКА» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в1889 г.; - в русской литературе ЧАСТУШКА появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников; - ЧАСТУШКИ возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её и названием, то определяющим её характер, то прямо указывающим на место её рождения. Приложение 2
Приложение 3 Частушки, собранные Б. Лащилиным на Хопре ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ЧАСТУШКИ
Слушай, милый, слушай, милый, Что я буду говорить: Голубой кисет на память Хочу тебе подарить. Сломала ветку винограда, Скажу - ветер обломил. Никогда я не забуду, Что мне милый говорил. В конце нашей улицы Девка старая живет. Нос крючком, заслонкой морда - Никто замуж не берет. Выйду, выйду за ворота, Сяду я на лавочку: На меня тоска напала, Как роса на травочку... Идет парень - выступает В вышитой рубашке... Знайте, девки: он не к вам, Он - к своей милашке. Куплю ленту в два аршина, К балалайке привяжу. Тебе, милый мой, на память. Сама ж замуж выхожу! Перекину я колечко Через травку-лебеду. Засушил милый сердечко На семнадцатом году. Все обман и чепуха, Просто - это враки. Съели куры петуха, Говорят - собаки. Гребешок я потеряла Возле речки на мосту... Ты меня, милой, не сватай - Я немного подрасту. Меня милый провожал - Вниз по лесенке спускал: "Лети, моя госпожа, Со второго этажа..." Милый, милый, твои кони Под горою чалые... Знаю, знаю: у тебя Волосы курчавые. Ох, милый, милый мой, Лезь я в печь головой- Там пышки, пампушки, Кисель водяной. Мой муж-пьяница Не велит румяниться. Я за печку зайду, Нарумянюсь - и пойду. Ты думаешь, ты красива, Думаешь, что куколка. А я гляну на тебя - У тебя свиная хрюкалка... Скоро, скоро Троица - Все травой покроется. Придет миленький ко мне - Сердце успокоится. Мне не нужен дом с углами И парадное крыльцо. Лишь бы милка был с кудрями И красивый на лицо.
Приложение 4
ЧАСТУШКИ 1920-Х ГОДОВ По станице песни льются, Песни льются серебром. Давай, миленький, пройдемся Мы с тобою над Хопром. Дно у нас везде песчано, В Хопре прозрачная вода. Крепко любит меня милый, Не забудет никогда. Завивались мои кудри От весны до осени, Как почуяли разлуку - Завиваться бросили. Милый мой, пойдем домой - Зорька занимается. Стоит мать возле ворот С колом, дожидается... Ты, подруга, не тужи. Нас побросали - не нужны... Мы с тобой бедовые - Нас полюбят новые. У меня миленка нет, Что же я поделаю? Возьму топор да чурбак - Деревянного сделаю. У меня миленок лысый, Да куда же его деть? Если зеркала не будет - Стану в лысину смотреть. Я ломала виноград, Ломала сучочки... Меня милый целовал В румяные щечки. Возьму ведра голубые, Пойду к речке за водой... За такого замуж выйду, Чтоб ухаживал за мной. Говорят, я - боевая. Да какой же во мне бой? На году троих отбили У меня, у боевой... Научила меня мать Шелком метки вышивать... Я на милом метку вышью, Чтоб нигде не потерять. Ой, глазки вы мои, Что мне делать с вами? Как увидите ребят - Моргаете сами. Мой муж - арбуз, А я - его дыня. Он вчера меня бил, А я его - ныне. Погоди, милый, жениться, Погуляй на улице: У меня перины нет - Перышки на курице. А мой милый - неуклюжий И собой не очень дюжий. Посажу его в кисет - Не увидит белый свет. Подружка моя, Тебе милым не владеть! Он с тобою рядом сядет - На меня будет глядеть. Хорошо на горке жить, Под горой дорожка. Хорошо того любить, У кого гармошка. Мою милку спрятали, В чугуне запрятали... Сковородой захлопнули - Чуть глаза не лопнули!
Приложение 5
ЧАСТУШКИ О ВОЙНЕ Геббельс Гитлера спросил: «Что ты рот перекосил?» У «красавца» слезы градом – Подавился Сталинградом. Получила письмецо От своего я милого, Пишет: «Вышвырнули прочь С Дона немца вшивого». Почему солдату нынче В хуторах такая честь? Побывал солдат в Берлине – На рейстаге роспись есть. Мы фашистов одолели И прикончили штыком. Никто больше не посмеет К нам в родной ломиться дом. Ты, гармонь, играцй частушки, Гармонист, ударь из пушки. Сталинградский перебор – С фрицем смертный разговор.
Приложение 6
СТРАДАНИЯ Как за речкою, За Дунайкою Провожал меня милой С балалайкою. Ох, по речке плывет лебедь, Скоро милый мой приедет. Он приедет, стукнет в стену, А я выйду - его встрену. Да куда ж тоску я дену - Сказал милый про измену. Да куда ж тоску девать? Может, в землю зарывать... Ох, как я-то люблю Яшку За расшитую рубашку... Я любила - год сравнялся. Он пошел - с другой обнялся! На том боку утка крячет... Не по мне ли милка плачет? Ох, она-моя из хохлушек. Чай не пьет, а дай галушек! Он меня чуть не носит, А я хочу его бросить. Ой, хочу бросить, хочу скрыться... Пускай, сволочь, накричится! Ой, куда пошел, чуб закинул? На кого меня покинул? Ой ты, милый, где ночуешь? Я страдаю - ты не чуешь... Я ждала - не дождалася. Ждала Колю - пришел Вася. Болит, болит ножечка: Меня любит милый немножечко...
Приложение 7
Сатирические частушки. Мы частушки вам споем, Просим только об одном. Вы сидите, не шумите, А то мы сейчас уйдем. Приезжали меня сватать Не сумели убедить. Из колхоза неохота Даже замуж выходить. Углем брови наводила, Мелом вымазалась вся. Стала в зеркало глядеться – Не признала в нем себя. На окошке сидит кошка С белыми котятами. Как не стыдно тебе, Дунька, Бегать за ребятами. Ходит рядом по дороге Мой миленок и молчит. Мне с коровой веселее – Та хоть изредка мычит. Мы пропели вам частушки, Сели тут же в решето. Если что вы не поняли, Насмеялися зато.
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Скачать: ТЕКСТ РАБОТЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».