Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7439757
Исследовательская работа «Малый жанр фольклора Хоперского края».
Содержание - Дошкольное образование
Кузнецова Марина Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка» г.Урюпинска Волгоградской области.

Работа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматриваю частушку как малый жанр  казачьего фольклора. Цель работы – познакомить детей с малыми жанрами фольклора, выделить из них частушку как уникальный жанр, подобного которому нет во всей мировой литературе, так как это – творение самого народа, являющегося его автором и исполнителем. Показать, что частушка – это единственный вид народного творчества, не только сохранившийся, но и развивающийся в наше время; дать наиболее полное определение жанру частушки, одновременно рассмотрев его свойства; показать многообразие частушечного жанра; оценить роль и значение частушки в жизни общества.

 Дата публикации: 10.10.2014 г.


 


Тема: «Малый жанр фольклора Хоперского края»

Исследовательская работа

 

Частушка русская любима народом, её с

 удовольствием слушают и ещё поют, и

 пока она жива – жив народ.

 В.Богомолов.

I. ВВЕДЕНИЕ

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Это  колыбельные песенки, прибаутки и небылицы, считалки и загадки, пословицы и поговорки, игры, скороговорки и, конечно же, ЧАСТУШКИ.

В своей работе я хотел бы рассмотреть подробно частушку как малый жанр  казачьего фольклора.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

познакомиться с малыми жанрами фольклора, уяснить их специфику, выделить из них ЧАСТУШКУ как уникальный жанр, подобного которому нет во всей мировой литературе, так как это – творение самого народа, являющегося его автором и исполнителем.

Задачи:

  • §показать, что ЧАСТУШКА – это единственный вид народного творчества, не только сохранившийся, но и развивающийся в наше время;
  • §дать наиболее полное определение жанру ЧАСТУШКИ, одновременно рассмотрев его свойства;
  • §показать многообразие частушечного жанра;
  • §оценить роль и значение ЧАСТУШКИ в жизни общества;

Актуальность. Полагаю, что частушки - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Непонимание молодежью искусства, созданного народом, происходит от отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальной культуре нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

Гипотеза. Я предполагаю, что большая часть населения г. Урюпинска не знает особенностей жанра частушек Прихоперья,  поэтому изучение частушек и пропаганда их среди молодого поколения будет способствовать повышению культуры молодежи и сохранению народных традиций

Новизна. Частушки классифицированы по тематике, вследствие чего был подобран соответствующий материал и проведены исследования по малому жанру Прихоперья.

Методы исследования:  поисковый,  метод синтеза, сравнительно-исторический, метод системного анализа текста, метод обобщения, сравнения.

Результат исследования: частушки – фольклорный жанр, нужно пропагандировать их изучение, сохранять народные традиции.

  1. II.ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ ЧАСТУШКИ

ВЕРСИИ:

- одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;

- другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.

Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме ЧАСТУШКИ.

 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (см. Приложение 1)

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТУШКИ

«Частушка – неписанная народная летопись».

Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события –  ЧАСТУШКА.  Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных,  то грустных песенок, будь он городской или сельский житель. Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал ЧАСТУШКИ. Она создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.

Слово «ЧАСТУШКА» образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся: частушка основана на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.

ЧАСТУШКА  любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в частушке можно также услышать и печаль, и душевные переживания.

Исполнение  ЧАСТУШЕК – весёлая РУССКАЯ ЗАБАВА, пользующаяся популярностью и в наши дни.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЧАСТУШКА?

ЧАСТУШКА – это:

-                     жанр русского словесно-музыкального народного творчества;

-                     жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями;

-                     короткая однострофная песенка быстрого темпа исполнения;

-                     народная художественная песня-миниатюра;

-                     результат развития других форм устного народного творчества;

-                     неисчерпаемый источник чистой, искренней, глубокой поэзии;

-                     поэтическая импровизация;

-                     отклик на события времени.

СВОЙСТВА ЧАСТУШКИ (см. Приложение 2)

  1. ЧАСТУШКИ ПРИХОПЕРЬЯ

Казачьи станицы и хутора на Хопре издавна славились своеобразной песенной культурой. Здесь еще и в настоящее время бытуют былины. Широко распространены старинные военно-походные, исторические, обрядовые, лирические, шуточные, плясовые и хороводные казачьи песни.

Из всех песенных жанров на Хопре в советское время наибольшую популярность и самое широкое распространение среди молодежи колхозной деревни получила частушка. Объясняется это тем, что этот жанр народной поэзии, благодаря своей краткости и подвижности, своевременно и быстро откликается на каждое новое событие.

В прихоперских станицах и хуторах частушки пользовались у молодежи большой любовью, и она их называли ласково "песенки-горошинки", а исполнительницы так говорили в одной из сложенных ими частушек:

Мы споем вам песенки,

Все они - хорошеньки.

Бойкие, задорные,

Песенки-горошинки.

На Хопре частушки бытовали и получили широкое распространение уже во второй половине ХIХ века. На протяжении почти ста лет здесь в казачьих станицах и хуторах скопился их огромнейший и разнообразнейший репертуар.

Хорошо в Хопре купаться,

Когда теплая вода.

Хорошо в того влюбляться,

Кто не бросит никогда.

Одним из первых собирателей прихоперских частушек является наш земляк-краевед, уроженец станицы Михайловской  Борис Степанович Лащилин. Запись частушек он стал вести еще тогда, когда  был учеником начальной школы. И вот за пятьдесят с лишним лет накопилось у него около четырех тысяч частушек. Из этого количества автор отобрал наиболее выразительные, ярко отображающие дух времени, не потерявшие значения и для наших дней, - и составил сборник под названием «Частушки колхозного Дона и Хопра». В него вошли те частушки, которые поются сейчас или исполнялись прежде в казачьих хуторах и станицах Прихоперья.

В 1950 году Московской консерваторией имени П. И. Чайковского была организована фольклорная экспедиция,  и в ней, будучи тогда еще студенткой, принимали участие Александра Николаевна Пахмутова, известный композитор. Запись мелодий донских казачьих песен и частушек она вела в станице Михайловской и хуторах Форштатском, Садовском и Лысогорском.

V. ТЕМАТИКА ЧАСТУШЕК

Тематика частушек Прихоперья очень разнообразна.  Они отзываются на каждое значительное событие в нашей стране, на каждое существенное явление в жизни. Частушка все видит и все слышит, все хочет знать и знает. Она проникает в сокровенные мысли и чувства людей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. В них раскрывается богатый духовный мир нашего народа. Частушка во все вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор, Частушки отличает очень тесная связь с современностью. По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

В начальном периоде бытования (дореволюционный период) частушки отражали события, связанные с жизнью молодых людей. Чаще всего они рассказывали о любви, взаимоотношениях парней и девушек.

Хопер-речка, быстра речка,

К Дону катится она.

Не хочу гулять в садочке

Я без милого одна.

Мы хоперские девчата,

Мы нигде не пропадем.

Если надо – мы станцуем,

Если надо – пропоем.

Посмотрите, поглядите:

Мой миленок – казачок,

Сам удалый и кудрявый,

И фуражка набочок.

( см. Приложение 3)

В дальнейшем в тематическом содержании частушек произошли значительные изменения. Постепенно усиливается стремление к осмыслению в них событий общественного значения. В частушечном жанре нашли свое отражение события Октябрьской революции, укрепление нового уклада жизни.

Перестань, мамаша, плакать,

Не ко времени тужить.

Собери сынка, поеду

В Красну Армию служить.

Ой, горы, горы, горы,

Горы вы Карпатские...

Поусеяли вас, горы,

Косточки казацкие.

В ряде "песен-горошинок" их исполнители выражают корневую привязанность к своей реке Хопер, к родной русской природе.

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона!

Здесь повсюду нас встречает

Сосновый бор и тишина

Ой, березонька-березка,

Раскудря-кудрявая!

Хороша, ты речка наша,

Речка величавая!

Особым периодом в развитии частушечного жанра являются 20-е и 30-е годы прошлого столетия. В это время усиливается общественный интерес к народному творчеству. Тематика частушек в это время становится весьма разнообразной. Это и любовная лирика, и новые темы, отражающие важнейшие события тех лет. Частушка стала живым голосом современности.

По станице песни льются,

Песни льются серебром.

Давай, миленький, пройдемся

Мы с тобою над Хопром

Посмотрите-ка, ребята,

Что у нас творится.

Наши бабушки пошли

Грамоте учиться.

(см. Приложение 4)

Это качество народных произведений с новой силой раскрылось в годы Великой Отечественной войны. Основной темой частушек стала борьба народа против фашистских захватчиков. Частушка выполняла большую воспитательную работу, мобилизуя людей на самоотверженный труд, способствующий приближению победы.

Пусть враги в боях узнают,

Нам не нужно лишних слов,

Как грозны и остры шашки

У хоперских казаков.

Геббельс Гитлера спросил:

«Что ты рот перекосил?»

У «красавца» слезы градом –

Подавился Сталинградом.

(см. Приложение 5)

В послевоенных частушках продолжают развиваться традиции 20-30-х годов: народ воспевает передовиков труда, славит мир, Родину. Для них характерен общий жизнерадостный тон.

Хорошо на горке жить,

Под горой дорожка.

Хорошо того любить,

У кого гармошка.

Продолжают развиваться сатирические мотивы, осуждающие лодырей и нерадивых работников, гуляк.

Что ты, милый, не пришел?

Должно, штанишки не нашел?

Ты бы дедовы надел -

И пришел бы, посидел!

Не носила - и не буду

Модну юбку, шесть точей.

Не любила - и не буду

Я богатых трепачей!

В частушках нередко упоминались не только конкретные имена людей, но и названия сел.

Как Котовская деревня

Где  низина, где гора.

Давай, парень, погуляем –

Теперь самая пора.

Я любила Ванечку

За помады баночку.

Как помада извелась -

Я с Ванюшей развелась.

Тема любви занимает большое место в жанре частушки, следствие этого – появление частушек-страданий, отражающий, как правило, внутренний мир и переживания людей.

Ох, как я-то люблю Яшку

За расшитую рубашку...

 Я любила - год сравнялся.

Он пошел - с другой обнялся!

(см. Приложение 6)

Популярными у казаков были сатирические частушки. К ним относятся, к примеру, частушки, критикующие нерадивых невест или женихов, неполадки в колхозе.

 Приезжали Дуньку сватать

С позолоченной дугой.

Пока пудрилась, румянилась –

Уехали к другой.

Председатель пек блины,

 Бригадир подмазывал,

 Кладовщик муку тащил,

 Счетовод не сказывал.

(см. Приложение 7)

VI. ФОРМА И РИТМ ЧАСТУШКИ

Обычная и широко распространенная форма частушки - четверостишие, в котором рифмуются только вторая и четвертая строки. Очень редко можно встретить частушечные четверостишия с опоясанной рифмой, в котором рифмуются первая с четвертой и вторая с третьей строкой. Для частушек-страданий характерны двустишия, строки которых связаны между собой рифмой.

На том боку утка крячет...

Не по мне ли милка плачет?

Я ждала - не дождалася,

Ждала Колю - пришел Вася.

Ритм играет в частушке большую роль, особенно когда пение сопровождается пляской, которая служит своеобразным музыкально-ритмическим аккомпанементом. Так, в хуторе Кривовском Кумылженского района девушками исполняется танец, носящий название "Припевка". Этот танец сопровождается пением частушек. Одна из пляшущих девушек запевает первые две строки частушки, вторая поет ее по следующие - третью и четвертую - строки. А потом с нею вместе их еще раз повторяют все девушки, образующие при исполнении этого танца круг. На протяжении всего времени пения частушек и исполняемого под них танца девушки хлопают в такт ладонями, создавая этим своеобразный ритмический рисунок - как для танца, так и для самого пения частушки.

Из приведенного примера видно, как тесно связаны частушка и ритм танца, которым она сопровождается.

Не менее важна для частушки и музыкальная сторона. Пение частушек в Прихоперье чаще всего сопровождается гармоникой, баяном, аккордеоном, балалайкой. А  когда ничего не окажется под руками - то под гребешок. Или даже без всякого сопровождения - как говорили девчата, "под сухую".

Исполнение частушек представляет собой своего рода соревнование в словесной импровизации исполнителей. В этом соревновании гармонист тоже не оставался в стороне. Он отвечал своими затейливыми наигрышами.

VII.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в прихоперских частушках отразились различные оттенки человеческих отношений. Частушка впитала в себя лучшие песенные традиции казаков, которые помогли ей обрести гибкую форму, позволили быстро откликаться на актуальные проблемы современности. Частушка заслуженно пользуется любовью и признанием.

Как и раньше, так и в настоящее время в Прихоперье бойкую, задорную частушку можно услышать там, где собираются пожилые люди, но и молодежь. С частушками выступают в сельских клубах и на смотрах художественной самодеятельности, в детских садах и школах, на уличных гуляниях. Некоторые исполнители знают до двухсот и более частушек. Над родными просторами, среди раздолья полей, над Хопром звучат их жизнерадостные, бойкие "песенки-горошинки"...

  1.            ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  1. 1.ПРИТЧИ, ЛЕГЕНДЫ пересказываются, в летописях встречаются имена былинных героев.
  2. 2.ПРЕДАНИЕ о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге».
  3. 3.ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ широко используются в поэмах Н. А. Некрасова.
  4. 4.СКАЗКИ пересказаны в стихах А. С. Пушкиным.
  5. 5.В ЧАСТУШКЕ совсем не отражена отмена крепостного права 1861 г., зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х г.г. XIX в.:

русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.

  1. 6.В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля 1866 года издания слова «ЧАСТУШКА» нет.

ВРЕМЯ И МЕСТО:

- впервые слово «ЧАСТУШКА» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в1889 г.;

- в русской литературе ЧАСТУШКА появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников;

- ЧАСТУШКИ возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её и названием, то определяющим её характер, то прямо указывающим на место её рождения.

Приложение 2

СВОЙСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Время рождения

 70-е годы XIX века

Место рождения

 в русском фольклоре (в русских деревнях)

Качества

 краткость, гибкость, простота композиции,

прямота     высказывания, образность, экспрессия,

 афористичность языка, реалистичность,   остроумие,  разнообразие тематики, наблюдательность,   злободневность

Обращение

 к определённому лицу или слушателям

Стих

 хореический

Рифма

 - перекрёстная (обычно рифмуются 2-я и 4-я строки)

 - смежная (парная) (реже - 1-я и 2-я, 3-я и 4-я строки)

Музыкальная основа

 - короткие одночастные

 - двучастные

 - мелодии, исполняемые полуговорком или напевно

Вид жанра

 фольклорная, самодеятельная, литературная

Тематика

 - любовно-бытовая

 - общественного содержания

Эмоциональный тон

 мажорный (основной).


















Приложение 3

Частушки, собранные Б. Лащилиным на Хопре

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ЧАСТУШКИ  


Слушай, милый, слушай, милый,

Что я буду говорить:

Голубой кисет на память

Хочу тебе подарить.

 Сломала ветку винограда,

Скажу - ветер обломил.

Никогда я не забуду,

Что мне милый говорил.

В конце нашей улицы

Девка старая живет.

Нос крючком, заслонкой морда -

Никто замуж не берет.

Выйду, выйду за ворота,

Сяду я на лавочку:

На меня тоска напала,

Как роса на травочку...

Идет парень - выступает

В вышитой рубашке...

Знайте, девки: он не к вам,

Он - к своей милашке.

 Куплю ленту в два аршина,

К балалайке привяжу.

Тебе, милый мой, на память.

Сама ж замуж выхожу!

Перекину я колечко

Через травку-лебеду.

Засушил милый сердечко

На семнадцатом году.

 Все обман и чепуха,

Просто - это враки.

Съели куры петуха,

Говорят - собаки.

 Гребешок я потеряла

Возле речки на мосту...

Ты меня, милой, не сватай -

Я немного подрасту.

 Меня милый провожал -

Вниз по лесенке спускал:

"Лети, моя госпожа,

Со второго этажа..."

Милый, милый, твои кони

Под горою чалые...

Знаю, знаю: у тебя

Волосы курчавые.

Ох, милый, милый мой,

Лезь я в печь головой-

Там пышки, пампушки,

Кисель водяной.

 Мой муж-пьяница

Не велит румяниться.

Я за печку зайду,

Нарумянюсь - и пойду.

 Ты думаешь, ты красива,

Думаешь, что куколка.

А я гляну на тебя -

У тебя свиная хрюкалка...

 Скоро, скоро Троица -

Все травой покроется.

Придет миленький ко мне -

Сердце успокоится.

 Мне не нужен дом с углами

И парадное крыльцо.

Лишь бы милка был с кудрями

И красивый на лицо.


Приложение 4


ЧАСТУШКИ 1920-Х ГОДОВ

По станице песни льются,

Песни льются серебром.

Давай, миленький, пройдемся

Мы с тобою над Хопром.

Дно у нас везде песчано,

В Хопре прозрачная вода.

Крепко любит меня милый,

Не забудет никогда.

 Завивались мои кудри

От весны до осени,

Как почуяли разлуку -

Завиваться бросили.

 Милый мой, пойдем домой -

Зорька занимается.

Стоит мать возле ворот

С колом, дожидается...

Ты, подруга, не тужи.

Нас побросали - не нужны...

Мы с тобой бедовые -

Нас полюбят новые.

У меня миленка нет,

Что же я поделаю?

Возьму топор да чурбак -

Деревянного сделаю.

У меня миленок лысый,

Да куда же его деть?

Если зеркала не будет -

Стану в лысину смотреть.

 Я ломала виноград,

Ломала сучочки...

Меня милый целовал

В румяные щечки.

 Возьму ведра голубые,

Пойду к речке за водой...

За такого замуж выйду,

Чтоб ухаживал за мной.

 Говорят, я - боевая.

Да какой же во мне бой?

На году троих отбили

У меня, у боевой...

Научила меня мать

Шелком метки вышивать...

Я на милом метку вышью,

Чтоб нигде не потерять.

Ой, глазки вы мои,

Что мне делать с вами?

Как увидите ребят -

Моргаете сами.

 Мой муж - арбуз,

А я - его дыня.

Он вчера меня бил,

А я его - ныне.

 Погоди, милый, жениться,

Погуляй на улице:

У меня перины нет -

Перышки на курице.

А мой милый - неуклюжий

И собой не очень дюжий.

Посажу его в кисет -

Не увидит белый свет.

 Подружка моя,

Тебе милым не владеть!

Он с тобою рядом сядет -

На меня будет глядеть.

Хорошо на горке жить,

Под горой дорожка.

Хорошо того любить,

У кого гармошка.

Мою милку спрятали,

В чугуне запрятали...

Сковородой захлопнули -

Чуть глаза не лопнули!


 

Приложение 5


ЧАСТУШКИ О ВОЙНЕ

Геббельс Гитлера спросил:

«Что ты рот перекосил?»

У «красавца» слезы градом –

Подавился Сталинградом.

Получила письмецо

От своего я милого,

Пишет: «Вышвырнули прочь

С Дона немца вшивого».

Почему солдату нынче

В хуторах такая честь?

Побывал солдат в Берлине –

На рейстаге роспись есть.

Мы фашистов одолели

И прикончили штыком.

Никто больше не посмеет

К нам в родной ломиться дом.

Ты, гармонь, играцй частушки,

Гармонист, ударь из пушки.

Сталинградский перебор –

С фрицем смертный разговор.


 

Приложение 6


СТРАДАНИЯ

Как за речкою,

За Дунайкою

Провожал меня милой

С балалайкою.

 Ох, по речке плывет лебедь,

Скоро милый мой приедет.

Он приедет, стукнет в стену,

А я выйду - его встрену.

Да куда ж тоску я дену -

Сказал милый про измену.

Да куда ж тоску девать?

Может, в землю зарывать...

 Ох, как я-то люблю Яшку

За расшитую рубашку...

 Я любила - год сравнялся.

Он пошел - с другой обнялся!

 На том боку утка крячет...

Не по мне ли милка плачет?

 Ох, она-моя  из хохлушек.

Чай не пьет, а дай галушек!

 Он меня чуть не носит,

А я хочу его бросить.

Ой, хочу бросить, хочу скрыться...

Пускай, сволочь, накричится!

 Ой, куда пошел, чуб закинул?

На кого меня покинул?

Ой ты, милый, где ночуешь?

Я страдаю - ты не чуешь...

 Я ждала - не дождалася.

Ждала Колю - пришел Вася.

 Болит, болит ножечка:

Меня любит милый немножечко...


Приложение 7


Сатирические частушки.

Мы частушки вам споем,

Просим только об одном.

Вы сидите, не шумите,

А то мы сейчас уйдем.

Приезжали меня сватать

Не сумели убедить.

Из колхоза неохота

Даже замуж выходить.

Углем брови наводила,

Мелом вымазалась вся.

Стала в зеркало глядеться –

Не признала в нем себя.

На окошке сидит кошка

С белыми котятами.

Как не стыдно тебе, Дунька,

Бегать за ребятами.

Ходит рядом по дороге

Мой миленок и молчит.

Мне с коровой веселее –

Та хоть изредка мычит.

Мы пропели вам частушки,

Сели тут же в решето.

Если что вы не поняли,

Насмеялися зато.



IX.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1.Лащилин Б.С. Частушки колхозного Дона и Хопра / Б.С. Лащилин. – Сталинград, 1949;
  2. 2.Аверкин А. Русские частушки, М., Музыка 1990;
  3. 3."Частушки",\ Библиотека народного фольклора, М.: Советская Россия, 1988-1992;
  4. 4.Рогов А.П. Мир русской души, М. 2003;
  5. 5.http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2557
  6. 6.http://www.pereplet.ru:18000/podiem/n9-05/Lashil.shtml
  7. 7.http://www.dissercat.com/content/esteticheskaya-priroda-chastushki
  8. 8.http://www.profistart.ru/ps/blog/1961.html
  9. 9.http://portal.do.mrsu.ru/info/folklore/mordvin_folklore/limericks/
  10. 10.http://www.superchastushka.ru/chastushki_pro_stradanija.php

 

Скачать:    ТЕКСТ РАБОТЫ           ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР