Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871248
Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Земля – наш общий дом». Подготовительная к школе группа.
Содержание - Дошкольное образование

Дмитриева Алифа Агзамовна, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 217 г. Уфа Республика Башкортостан

Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Земля - наш общий дом». Подготовительная к школе группа.


Дата публикации: 10.10.2014 г.

 


Конспект непосредственной образовательной деятельности:

«Земля – наш общий дом».  Подготовительная к школе группа.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Программное содержание:

- I

1. Расширять представления детей о планете Земля.

Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь.

2. Формировать желание любить и беречь Землю.

3. Расширять представления детей об охране природы.

4. Закрепить знание правил поведения в природе.

- II

1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля.

2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.

- III

1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.

Она является общим «домом» для всех людей, животных, птиц и т.д.

2. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.

3.Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.

Материал к НОД:

1. Глобус

2. Карточки с иллюстрациями – ягоды, орехи, грибы, деревья, животные.

3. Плакаты: Охрана природы, береги природу.

4. Картинки к дидактической игре: «Экологическая пирамида»

5. Магнитофон.

6. Фишки

7. Значки: «Знаток природы»

Предварительная работа:

1. Рассматривание атласа мира, карты мира.

2. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна, твой народ».

3. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».

4. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.

Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения;

Ход  НОД:

Воспитатель (В): -На ноге стоит одной

                                Крутит – вертит головой,

                                Нам показывает страны,

                                Реки, горы, океаны.

                                Что это?    (Глобус)

В: - Верно, это глобус, маленькая модель огромной земли, где живем все мы. Земля - это наш общий дом. Посмотрите на глобус: в какие только цвета он не раскрашен – голубой и белый, желтый и зеленый. Это сделано для того, чтобы глобус мог как можно больше и понятнее рассказать нам о Земле.

Вопрос: - Посмотрите, какого цвета на глобусе больше всего?

               - Верно, голубого. И в песнях поется:  «Голубая планета Земля!».

Вопрос: -   Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?

               - Правильно: моря и океаны, реки и озера.

Вопрос:  - А что может обозначать белый цвет на глобусе?

                - Верно, это цвет снега. Есть на земле такие места, где круглый год всюду сплошные снега. Вечная мерзлота. Это Северный и Южный полюса.

Воспитатель показывает на глобусе.

 В: - Желтый цвет – это пустыни. Там один песок, совсем нет растений и воды. Коричневым цветом обозначены горы.

Воспитатель показывает на глобусе.

Вопрос: - А что обозначено зеленым цветом, как вы думаете?

               - Правильно, зеленым цветом на глобусе обозначены леса. Вот посмотрите, их не так уж и много на нашей планете.

В: - Лес – наше богатство! Давайте вместе подумаем, почему? Закройте глаза.  Представьте себе, что в теплый солнечный день вы оказались в лесу.

Звучит запись пение птиц, дневной лес.

В: - Под ногами мягко шуршат листья, над головой щебечут птицы. В лесу прохладно и свежо, приятно пахнет грибами, травами. А почему так легко дышится в лесу? Кто может сказать?

В: - Правильно. Деревья поглощают все вредные газы, и выделяют чистый кислород, которым мы дышим.

Лес – это кладовая самых вкусных и полезных продуктов.

Давайте вспомним, что растет в лесу?

 - Ягоды /малина, ежевика, клюква/– дети называют и показывают картинки.

- Орехи.

- Грибы /Лисички, опята, белые/-  дети называют и показывают картинки.

- Но есть и ядовитые грибы – поганка, мухомор – показывает на картинке.

Вопрос: - А какие деревья растут в наших лесах?

Дети называют и показывают иллюстрации – 4-5 видов деревьев.

В: - В лесу живут звери и птицы. Назовите лесных птиц.

/Дятел – санитар леса. Кукушка, клест, соловей…/

Назовите диких зверей – обитателей леса.

/Волк, медведь, лиса, заяц…/

В: - В Башкирских лесах водится еще и медоносная пчела – бурзянка.

Вы помните, на экскурсии в музее нам показывали специальные приспособления для добычи лесного меда – борта. Лесной мед - самый полезный душистый и вкусный.

Вот такие богатства таит в себе лес!

Давайте вспомним пословицы о лесе.

 Лес – богатство и краса. Береги свои леса.

 Много леса – не губи!

Мало леса – береги!

Нету леса – посади!

Чтение стихотворения детьми «Наша планета».

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает.

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет –

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбью у пчелки!

В: - Чтобы наша Земля всегда была цветущей и зеленой, вес люди должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что это значит, как мы должны вести себя?

Ответы детей.

В: - А теперь послушайте стихи про одного маленького мальчика.

 

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем-

Объяснить не могу.

В стакане он день постоял –

И завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

                     /В. Викторов «Цветок»/

В: - Хорошо ли поступил этот мальчик? А почему?

Ответы детей.

В: - Я надеюсь, что вы, ребята, так делать не будете.

А сейчас давайте поиграем в игру которая называется «Воображалки».

Включается запись «летний луг»

«Воображалки» (прием Эмпатии).

- Закройте глаза и представьте себе, что вы – ромашки растущие на лугу. Опишите себя.

(Опорные вопросы для проведения игры)

-        Какие вы?

-        Где вы живете?

-        Что вы любите?

-        Чего бы вам хотелось?

-        Кого вы боитесь?

     Дети отвечают на вопросы по очереди, дополняют ответы детей друг друга.

Примерные ответы детей:

-        Я – красивая ромашка…

-        У меня тонкий, длинный, зеленый стебелек, белые  лепестки – реснички и желтая серединка.

-        Я расту на лугу; надо мной летают бабочки…

-        Вокруг меня стрекочут кузнечики, ползают божьи коровки…

-        Я люблю, когда светит солнышко, когда дует теплый ветерок..

-        А мне нравиться дождик…

-        Я не люблю когда мне холодно.

-        Я боюсь девочек – они любят рвать цветы и делать букеты или плести венки.

-         Я боюсь мальчиков, они рвут и топчут цветы.

-        Я боюсь коров: они едят цветы и траву. И тд.

    В: - А теперь представьте, что вы воробушки.

Примерные ответы детей:

-        Я – маленький серый воробей.

-        Я живу в городе. Питаюсь хлебными крошками, поедаю червяков и букашек.

-        У меня тонкие ножки, я ловко прыгаю по дорожке, умею громко чирикать…

-        Я люблю летать высоко в небе, люблю прыгать с ветки на ветку и клевать зернышки…

-        Я люблю сидеть на ветках деревьев, люблю купаться в пыли под ласковыми лучиками солнышка…

-        Я не люблю холодный ветер и дождь.

-        Я боюсь мальчишек с рогатками и камнями.

-        Я боюсь кошек.

-        Я боюсь злых людей – ни могут поймать меня и обидеть… и т.д.

В: - Вот видите, как много опасностей подстерегает и маленьких птичек и цветы и растения. Но я думаю, что вы добрые ребята, любите птиц, животных, бережно относитесь к растениям.

         Мы с вами уже говорили о том, что все живое на Земле связано между собой. Все растения, животные, насекомые обитают на нашей планете не случайно: они бывают необходимы друг другу. Даже самая маленькая букашка кому-то нужна.

        Сейчас мы все это постараемся представить в виде пирамидки.

Дидактическая игра «Экологическая пирамидка»

-        Вот знакомая вам птица /показывает картинку/. Как ее зовут?

-        Верно, это дятел. А что нужно дятлу для жизни, чем он питается?

-        Червячками, жучками, букашками.

-        А откуда он их достает?

-        Из-под коры деревьев.

-        Вот почему дятел живет в лесу на деревьях.

-        А что нужно дереву, чтобы оно росло?

  • Солнце – оно дает свет и тепло.
  • Вода – она нужна всему живому.
  • Земля – почва, где находятся необходимые питательные вещества.

В: - А будет дерево расти на камнях? Как вы думаете?

А теперь представьте себе, что случится с дятлом, если вдруг исчезнет вода? Солнце? Все букашки?

Воспитатель показывает наглядно на пирамидке.

В:- А если не будет дятла и не останется на земле ни одной птицы?

Ответы детей.

В: - Конечно! Тогда погибнут все деревья от вредных насекомых.

Вот видите, как важно все-все, что есть в природе. И мы, люди, должны об этом помнить, любить и беречь нашу природу, нашу Землю.

Игра «Брейн-ринг».

Воспитатель делит детей на 2 команды: «Ромашка» и «Василек».

Вопросы и загадки о природе.

  1. 1.У какого животного есть иголки?
  2. 2.Кто в лесу всю зиму спит?
  3. 3.Где растут ромашки?
  4. 4.Она нужна всему живому. Что это?
  5. 5.Где живет дятел?
  6. 6.Оно дает свет и тепло.
  7. 7.В какое время года на деревьях распускаются листочки?
  8. 8.Лев – дикое или домашнее животное?
  9. 9.Назовите домашних птиц, которые умеют плавать.
  10. 10.Когда собирают урожай с полей и огородов?
  11. 11.У какого домашнего животного есть рога и копыта?
  12. 12.Какое животное можно назвать длинноухим?
  13. 13.У какого дерева иголки, как у ежа?
  14. 14.Где живет белка?
  15. 15.Назовите перелетных птиц.
  16. 16.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?
  17. 17.Как заяц готовиться к зиме?
  18. 18.Назовите зимующих птиц.
  19. 19.Что любят снегири и синички? И т.п.

За каждый правильный ответ воспитатель раздает фишку (листочек или орешек).

Подведение итогов игры. Награждение победителей и всех игроков памятными значками (или медалями) «Знаток природы».

Воспитатель вместе с детьми подводит выводы.

 

 

Использованная литература:

  1. 1.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.-М.: Изд. центр "Academia", 2001.
  2. 2.Рыжова Н.  «Экологическое воспитание в детском саду». – М.:Изд.  «Карапуз»  2001 г.
skachat
 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР