Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7468946
«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста».
Содержание - Дошкольное образование

Грунь Татьяна Борисовна, воспитатель группы раннего возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15  г. Батайска Ростовской области

Адаптационный период - это серьезное испытание для малыша, которое надолго нарушает его эмоциональное состояние. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, частые заболевания. В этот период большое значение имеет наша работа, целью которой является помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к дошкольному учреждению.


Дата публикации: 22.10.2014 г.

 


 


Тема: «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста»

                                       

   При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс.  Длительное пребывание  в стрессовом состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и даже к замедлению темпа психофизического развития.

   Основная задача дошкольного учреждения - это охрана и укрепление здоровья ребенка. А здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Только тогда возможно полноценное развитие личности.  Таким образом, психоэмоциональное состояние ребенка такой же неотъемлемый показатель его здоровья, как и физическое состояние. Поэтому данную проблему считаю актуальной и одной из важнейших в дошкольной образовательной практике.

   Адаптационный период - это серьезное испытание для малыша, которое надолго нарушает его эмоциональное состояние. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, частые заболевания.  Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства. Невыраженные негативные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет.                     Нельзя равнодушно относиться к эмоциональным реакциям детей, считая, что плач и капризы - результат избалованности в семье. Или вообще не видеть здесь проблемы: «Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет». В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду. В этот  период большое значение имеет наша работа, целью которой является  помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к дошкольному учреждению.
   Очень важно, чтобы переход из знакомой семейной обстановки в непривычную для ребенка среду, был как можно более мягким, плавным, бестравматичным.  Необходимо окружить  вниманием и заботой каждого ребенка, создать атмосферу тепла, уюта и   благожелательности в группе.  Если дети с первых дней почувствуют это тепло, исчезнут их  волнения и страхи,  легче пройдет адаптация.

   Трудности адаптации возникают и в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам. Поэтому важно  найти к каждому ребенку индивидуальный подход, учитывая его интересы, желания, особенности характера.

   Адаптационный период - тяжелое время не только для малыша, но и для его родителей. Поэтому очень важна наша совместная работа,  тесный контакт с родителями. Согласованность действий родителей и воспитателей, наше тесное сотрудничество - необходимое условие успешной адаптации  ребенка.  Рекомендую родителям заранее готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать детские площадки, наблюдать, как он себя ведет: уединяется, конфликтует или легко контактирует со сверстниками, тянется к общению. Также  формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Следует говорить детям: «Учись есть сам - тогда тебя возьмут в детский сад» или «Ты совсем большая, пора в детский сад! Там так хорошо, весело, интересно! У тебя появятся новые друзья».                                                                                                                  

   Во  время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью.

   Психика ребенка в раннем возрасте устроена так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо задания. Малышу должно быть интересно  делать что-то, это должно доставлять ему радость. А это возможно только в игре. Поэтому основным и важнейшим видом деятельности является игра. В период адаптации основной задачей игр является наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, готового всегда прийти на помощь человека (как мама). Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Для таких маленьких детей важна возможность приятного физического контакта с взрослым, ощущение защиты, тепла и ласки.

   Адаптационные  игры  способствуют снятию    психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Речевое сопровождение игр (хороводы, марши, потешки, песенки)  быстро  вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети преодолевают внутренний барьер и идут на контакт                с взрослыми и сверстниками.

     Большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей, так как движение - это главное условие нормального роста и развития ребенка. Ограничение движений ведет к нарушению осанки, ослаблению функций дыхания, кровообращения, понижению эмоционального тонуса, расстройству центральной нервной системы. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Маленький ребенок через движения рук, глаз, перемещения в пространстве познает мир. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее он развивается.     Движения приносят детям радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние.

   Отвлечь ребенка, поднять настроение, вызвать положительные эмоции помогают пальчиковые игры. Тренировка мелкой моторики рук является мощным средством, стимулирующим развитие речи. Но пальчиковые игры могут не только дать толчок в речевом развитии, а решить более широкий круг задач. Среди них: развитие творческих способностей, фантазии; подготовка руки к письму; тренировка внимания, координации движений; развитие эмоционального мира.

   В раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Очень полезны для снятия психоэмоционального напряжения игры-драматизации, когда ребенок может не только увидеть героя, но и сам стать им. В играх-драматизациях вырабатывается правильное и четкое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.

   Элементы русского народного творчества, такие как потешки, так же благоприятно действуют на эмоциональное состояние ребенка. Уже в раннем возрасте (с полутора лет) ребенок является активным исполнителем детского фольклора. Но для этого возраста наибольшую ценность представляют колыбельные песни, которые легко усваиваются детьми. Наблюдения показали, что их исполнение вызывает у детей положительные эмоции, оказывает успокаивающее действие. Элементы фольклора можно использовать в различных ситуациях: при укладывании детей спать, при одевании на прогулку, при умывании, во время обеда.

     Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения также велика. Приобщая ребенка к музыке с раннего детства, развиваются не только музыкальные способности, но и эмоциональная восприимчивость, стремление к прекрасному. Поэтому необходимо проводить с детьми  музыкальные паузы.

   Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка - это возможность выплеснуть на бумагу свои чувства и эмоции. Необходимо обеспечить  свободный доступ детей к карандашам и бумаге. Малыш в любое время может удовлетворить потребность выразить свои чувства. По цвету, выбранного для рисунка, можно определить, что на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или светло и радостно.

   Умиротворяюще действуют на детей игры с природным материалом: песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее расслабляющее действие.

   Эффективно использовать метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Проигрывая волнующую ситуацию, создавая картину из песка, строя «пасочки»  ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е  умение нормально общаться.

   Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками и сжимание кистей рук. Такие действия, как  нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, разбирать и собирать пирамидку, соединять детальки крупного конструктора «Лего», играть резиновыми игрушками – пищалками, отвлекают   детей от негативных эмоций  и оказывают психотерапевтическое воздействие.

  Использование данных  методов  и приемов  благоприятно действует на  эмоциональное состояние детей, помогает снятию психоэмоционального  напряжения и формированию положительных эмоций. А раннее формирование положительных эмоций - это залог полноценного развития личности.

  skachat

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР