Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869368
Сценарий Дня знаний «Первый раз в первый экологический класс» (внеклассное мероприятие).

Сабирзянова Эльвира Мухаметбакиевна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 3»  Вахитовского района г. Казани, Республика Татарстан. 
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача XXI века. Сценарий посвящен открытию в гимназии экологического класса и Году Экологии в России с участием героев сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».


Дата публикации: 19.10.2017


 skachat

Сценарий Дня знаний  «Первый раз в первый экологический класс»

Цель: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи: 

  • - познакомить с понятием «экология»;
  • - развивать познавательный интерес к миру природы;;
  • - воспитывать у детей бережное, ответственное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.
  • - закреплять умение определять правила поведения в природе;
  • - укреплять дружеские отношения в классе.

Оборудование:

подзорная труба, бинокль, торба с топографической картой Татарстана, маркер синего цвета, огромный блокнот-книга, карточки с загадками, вырезанные ромашки (по количеству детей в классе + для учителя), огромная «конфета», Красная книга, плакаты-рисунки на основные правила поведения на природе, «крыша дома».

Действующие лица

Маленький Принц,

Географ,

Шляпочник,

Роза

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1) Вот самый первый ваш звонок                                                                                                                                                                               
Вас приглашает на урок(Слайд 1)

Дорогие ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Повернитесь к ним, поздоровайтесь как настоящие ученики.                                                                                                                              

А теперь помашите ручкой вашим родителям, успокойте их – они очень любят вас, гордятся вами и немножко переживают за вас.

(Слайд 2) Вот и наступил долгожданный день, который вы с нетерпением ждали. Вы заметили, что каждый из вас в этот день немного повзрослел? Ещё вчера вас называли малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить: «Это ученик, школьник». 
Я поздравляю вас с началом школьной жизни, желаю вам быть добрыми и честными, хорошо учиться. Здесь найдёте много новых друзей. Школа станет для вас вторым домом, где вы многому научитесь.

Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки тоже когда-то были первоклассниками.

В школу ходили и учителя, и доктора, и строители, и … были когда-то первоклассниками наши гости.

 

- Посмотрите вокруг – это комната, в которой вы будете учиться. Думаю, что учиться в таком кабинете будет очень приятно вам всем. Давайте поблагодарим всех, кто помог открыть этот прекрасный класс, и скажем всем: СПАСИБО.                       

 

(Слайд 3) 4 года мы будем приходить в этот класс и постараемся сохранить его таким же чистым и уютным.

В нашем классе 29 учеников – 15 мальчиков и 14 девочек. 

Какие вы все красивые!
А я – большой семьи родитель. Догадались? Я - … (учитель) 
Да, я ваша учительница. Я очень ждала встречи с вами, думала о вас.

И вот теперь мы будем с вами встречаться каждый день, проводить вместе много времени, будем вместе работать и отдыхать. Поэтому мы должны подружиться.

- Согласны? (ДА)

- Мы будем дружить? (ДА)

- Мы будем помогать друг другу? (ДА)

- Мы будем одной командой? (ДА)

- А с чего начинается дружба? Конечно, с улыбки.                                                                                  

- Давайте подарим друг другу веселую, широкую улыбку.                                                                                        

- Какое у нас главное школьное дело? (УЧИТЬСЯ!)

 

2.1) Встреча с героями сказки.

 

(Звучит музыка, в класс входит Маленький принц, Географ, Шляпочник, Роза.)

 

Маленький Принц: Здравствуйте, ребята! Вы помните меня? (Дети на линейке встречались с Маленьким Принцем)

 

(Ребята отвечают на приветствие.)

Маленький Принц: Совершенно верно. Я - Принц, а это моя любимая Роза, знаменитый на много планет Географ-Звездочет и Шляпочник, который очень хочет, чтобы его любили и уважали.                                                                                                              

Мы услышали от народа, 
Что любители природы
В вашей школе проживают
Первый «А» их называют.
Хотим познакомиться с ними
Славными такими.

 

Маленький Принц: Это ведь вы те юные исследователи, которые сегодня пришли в первый ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ класс?

Дети подтверждают

Маленький Принц: Именно вас мы и искали!

Шляпочник: А вы знаете, что означает слово экология?

1. Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого, 
Банки, бутылки в кусты не бросали, 
В реку отходы и нефть не сливали.

2. Наша планета пока что жива, 
Но без защиты погибнет она! 
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым, 
Не вырубайте березы и клены! 

3. И знай, экологом  зовут 
Всех, кто природу любит, 

Кто любит птиц, жуков и рыб,                                                                                                                                   

И жизнь зверей не губит.

4. Пускай вот только мы пойдем                                                                                                                                                                            
В кружок натуралистов,                                                                                                                                                                                   
Но понимаем, что Земля                                                                                                                                                                      
Должна быть очень чистой.

5. Мы очень быстро подрастем                                                                                                                                                              
И будем вместе с вами                                                                                                                                                                            
Родной природе помогать                                                                                                                                                                                
Делами, не словами.

Учитель: (Слайд 4) В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме, о родине. Эта наука учит нас бережно относиться к миру природы: к воде, земле и воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам и зверям. Человек - это тоже часть природы. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Экологи защищают природу.

 

Маленький Принц: Значит, вы нам сможете помочь. Мы прилетели к вам в исследовательскую экспедицию, для того, чтобы больше узнать о такой интересной и загадочной планете Земля.

(Маленький Принц поворачивается в сторону Географа-Звездочета, обращается к нему, начинает говорить)

Географ! Отвлекись уже от своих карт и заметок!

 

2.2) Географ-Звездочет - экологическая эрудиция детей.

(выходит вперед и при этом смотрит в подзорную трубу, в другой руке у него бинокль, за плечами торба с топографической картой, обращается к ребятам)

- Я заметил вашу планету еще издалека, вначале нашей экспедиции, теперь вот хожу и смотрю и в бинокль, и в подзорную трубу, стараюсь ничего-ничего не пропустить!

(Географ попеременно смотрит то в бинокль, то в подзорную трубу)

- Но даже несмотря на то, что я все время смотрю и изучаю, все равно не успеваю увидеть все на вашей планете, а здесь такое дело, что мне нужно не только посмотреть, но и отметить все увиденное.

- Но ваша планета такая большая! Скажите, ребята, где приземлился наш звездолет? Как называется ваша местность, где вы живете?

(дети отвечают – Россия, Татарстан, Казань)

Учитель: Да, мы живем в республике Татарстан в городе Казани.

Географ: Есть у меня карта вашей республики. (Географ достает из торбы огромную карту, разворачивает карту и крепит на доске карту Татарстана.                                         
Учитель обозначает красным магнитом столицу Казань)

- Мне бы хотелось написать настоящий научный труд о природе.

(поправляет съехавшие на нос очки) 

Небольшой такой…    (вытаскивает огромный блокнот-книгу и ручку)

…научный труд. Мне нужно буквально чуть-чуть информации, чтобы дописать вот эту книгу.

Маленький Принц (смотрит на ребят): Думаю, ребята помогут тебе ответить на твои вопросы.

Учитель (обращается к ребятам): Что скажете, ребята? Поможем нашим гостям?

Дети:  Конечно, поможем.

Звучит фоновая музыка, сопровождающая вопросы.

Географ: Мне нужно будет записывать все ответы юных исследователей, поэтому я попрошу вас (обращается к Учителю) помочь мне зачитывать вопросы

(с этими словами Географ может передать карточки с вопросами Педагогу)

 

Педагог (зачитывает первый вопрос)

Тихо, между берегами
Широка и глубока,
Наполняясь родниками
Вдаль бежит, течёт...(Река)  (Слайд)

Географ: Ребята, а на какой реке стоит ваш город Казань? (река Волга)

Географ: А кто-нибудь знает, как отмечают реки на карте? («ниточки» голубого цвета)

Географ: Я нашел Волгу на карте! (Географ маркером синего цвета обводит Волгу на карте) 

Географ: А зачем нужны реки?

Дети: Человек не может прожить без воды. Животным и птицам, деревьям и грибам – всем нужна чистая вода.

Учитель: Реки надо беречь, потому что они часть природы, в которой мы живем 

 

Педагог

Город этот не простой,                                                                                                                                            
Он дремучий и густой.                                                                                                                        
Белки в нём живут и волки,                                                                                                                                                          
В нём растут дубы и ёлки                                                                                                                                                                      
Высоченны – до небес!                                                                                                                          
Называют его … (лес)
               (Слайд -  лес)

 

Географ: Что вы нам можете рассказать про лес?

Дети: Лес - это часть природы, там живет очень много птиц, растет много разных видов растений и грибов. Лес дает нам кислород, которым мы дышим. Поэтому надо беречь леса.

 

Педагог

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.  (Цветы)   
(Слайд)

Географ:  Для чего нужны цветы? (Ответы детей)

Дети: Цветы - это зеленый наряд планеты. Они очень важны, они, как и деревья, очищают воздух от пыли и других загрязнений.

Учитель: Да, цветы, конечно же, нужны. Во-первых, цветы - это красота. Во-вторых, очень много лекарственных цветов, а также это отдых для глаз и нервов, ведь зеленый цвет успокаивает. Зеленый цвет - основной цвет природы.

Вы видите у меня в руках ромашка. Это неслучайно. Ромашка – это символ семьи. Вот и я хочу, чтобы мы с вами стали одной дружной и крепкой семьёй. На ваших столах тоже лежат ромашки. Напишите на них фломастером своё имя.

Давайте украсим этими ромашками нашу планету.  (Цветы крепятся на карту)                                                                            
Как к лицу такой наряд нашей планете!

  1. 1.Давайте вместе Землю украшать

Сажать сады, цветы сажать повсюду.                                                                                                                                         
Давайте вместе Землю уважать                                                                                                                                                               
И относиться с нежностью, как к чуду!

  1. 2.Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.                                                                                                                                                  
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…                                                                                                                                               
Она у нас одна, одна такая!

Географ: Да, как же много всего на вашей планете! Какая же она красивая! Спасибо, ребята, вам за помощь!   Вы сейчас немного отдохните, а потом я покажу, что у меня получилось.

 

Физминутка

Под одною голубою общей крышей мы живём. /руки вверх/                                                                           Дом под крышей голубой /показывают домик над головой/                                                                                 
И просторный, и большой /руки разводят в стороны/                                                                                     Дом кружится вокруг Солнца /кружатся вокруг себя/                                                                                 
Чтобы было там тепло /ВО!/                                                                                                                                Чтобы каждое оконце, осветить оно могло/описывают руками круг и вверх/                                                          Чтобы жили мы на свете, не пугаясь, не грозя /закрыть голову руками/                                                        Как хорошие соседи или добрые друзья /обнимают сами себя/

 

Географ: Отличная получилась книга!   (Демонстрирует свой труд на экране)

Земля… какая она?


Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья.

 

Она носит на себе океаны, облака. Принимает все дожди, снега и туманы.

 

Раскрывается жерлами дымных вулканов.

 

Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.

 

 

Географ: ДА! Величава, богата, могущественна природа вашей Родины. Но и
зеленый лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в вашем внимании, в вашей защите.

 

Географ: Одно только не пойму: если у вас столько огромных океанов, гор, лесов, растений, парков и скверов, то как же вы успеваете прибирать такую большую планету и хранить на ней порядок?

 

2.3) Шляпочник – экологические правила, составление объемного коллажа из рисунков на тему экологических правил.

Шляпочник-Честолюбец (самодовольным голосом): А я вот вообще не понимаю, зачем прибирать и хранить порядок, если на этой планете столько всего? Столько места-можно же мусорить, где угодно! Ну загрязнили одну речку (безразлично пожимает плечами) …

- Ну и что? Есть же еще! Ну намусорили в одном сквере

(достает и разворачивает огромную конфету, договаривая текст)

- Можно же не убирать, а просто уйти в какой-нибудь другой! Я вот терпеть не могу убираться, лучше уж поиграть или порисовать

(с этими словами Шляпочник-Честолюбец безразлично выбрасывает фантик от конфеты на пол и берет со стола стопку листов и пару фломастеров)

Дети: А вы знаете, что, чтобы сделать фантик для конфеты или лист бумаги, пришлось использовать частицу дерева

Шляпочник-Честолюбец: Ну, и что с того?

Дети: А то, что деревья - это легкие Земли.  Они вырабатывают кислород, очищают воздух.

Шляпочник-Честолюбец: (Посмотрев на бумагу, говорит удивленным голосом)

А я-то думал, почему у вас на планете так много деревьев - и в парках, и во дворах, и около дорог.

Учитель: Нельзя небрежно обращаться с природой, ведь ее запасы не безграничны. Есть даже специальная книга – «Красная книга». Ребята, что это за книга?           (Слайд Красной книги)

Дети: Там написано о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растениях.

Учитель: Чтобы сберечь природу, нужно знать нехитрые правила.

Шляпочник-Честолюбец: Терпеть не могу учить правила!

Учитель: А эти правила не такие уж и сложные. Ребята, помогите нашему гостю, расскажите про основные правила поведения на природе.

(Группа детей выходит к доске и по очереди читают стихи и закрепляют рисунки на доске в виде домика)

1. Знай, в лесу нельзя шуметь, 
Даже очень громко петь!                                                                                                                    

2. Муравейники не разоряй!

3. Ветки дуба не ломай,

4. Мусор с травки убирай!

5. Зря цветы не надо рвать!

6. Из рогатки не стрелять,

7. В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнёзд не разоряй!

8. Костер залей, а мусор весь
Зарой и дёрном заложи.

9. Когда домой направишь шаг,
С тобой уйдет отряд ребят.
Ты оглянись, пусть будет так,
Как было до тебя.
(помещает над рисунками треугольную крышу)

Учитель: Природа - наш общий дом, берегите порядок в нем.

- Давай вместе с гостями закрепим правила поведения на природе. Хором отвечайте на мои вопросы:

 

Игра «Если я приду в лесок»

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

 

Маленький Принц: Я вижу, что вы можете стать хорошими хозяевами своей планеты. Я хочу напомнить вам один свой секрет.

 

Шляпочник-Честолюбец: Ты знаешь что-то такое чего не знают жители Земли?

 

Маленький Принц: Друзья, есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, оделся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету.

 

 

2.4) Роза – советы по охране природы

Роза: На самом деле, если не разбрасывать мусор, не разорять гнезда птиц, не загрязнять водоемы и не топтать растения, то не придется убирать, ведь чисто, как известно, не только там, где убирают, а там, где не мусорят.

Хочу сказать, что важно не только оберегать природу и не вредить ей, но и помогать.

Маленький Принц: А как? Ты расскажешь ребятам?

Роза: Можно сажать цветы и делать скворечники, помогать в оформлении клумб, поливать растения, одним словом, не только не наносить вред, но и украшать и укреплять природу так, как вы сегодня украсили планету ромашками.

 

2.5)  Прощание персонажей с детьми

Маленький Принц: Ну, вот и все, подходит к завершению наша научная экспедиция, нам пора улетать! Мы желаем вам интересной учебы на отлично!

Географ:  Спасибо, ребята, что вы столько всего успели нам рассказать, было очень интересно. Вы все – настоящие маленькие исследователи, продолжайте получать новые знания и делиться ими!

Шляпочник-Честолюбец: А мне запомнились правила поведения на природе. Все, точно больше не буду выкидывать фантики ни на одной из планет! Соблюдайте правила поведения в школе и экологические правила!

Маленький Принц: Мы очень рады были знакомству с такими находчивыми и смышлёными ребятами. Не забывайте беречь свою планету – это ваш общий дом!

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей за участие и попрощаемся с ними, ведь им надо возвращаться на свои планеты и ухаживать за ними.

(хором СПАСИБО!)  Все гости в один голос говорят: «До свидания!». Гости уходят.

Учитель: Ребята, вы – молодцы. Я поняла, что вы действительно любите природу и будете о ней заботиться. Впереди у нас много открытий. Мы будем и дальше учиться любить и понимать природу, будем совершать путешествия в мир природы, раскрывать ее секреты, учиться беречь природу.                                                                                                                                        

На этом наш первый в вашей жизни урок подошел к концу. В понедельник я вас всех жду, встретимся снова в этом классе на уроках. 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР