Экологическое восприятие ребенка в процессе его развития (статья). |
Данилова Эндже Ирековна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Мензелинска Республика Татарстан. Дата публикации: 01.11.2017 Экологическое восприятия ребенка в процессе его развития. Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, гибели природы и культуры. Охрана природной среды за последние десятилетия превратилась из биологической проблемы в политическую, экономическую, социальную, педагогическую, психологическую. Поэтому формирование нового типа отношений человека к природе, их гармонизация становятся одними из главных задач воспитания и образования. Только экологически грамотная личность может постичь многообразие и сложность природных социальных и нравственных проблем, найти свое место в мире, адекватно реагировать на изменения в жизни, принимать ответственные, мотивированные решения, осуществлять взаимодействие с природой с гуманистических позиций. Вступая во взаимодействие с природой, человек нуждается в знаниях о среде своего существования, законах ее функционирования, об имеющихся в ней зависимостях. Отношение к природе – это сложная система взаимосвязанных составляющих элементов, которые, обладая собственной возрастной динамикой, в то же время подчиняются определѐнным общим закономерностям. Субъективное отношение к природе начинает развиваться у ребенка только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется у него в дошкольном возрасте. Это, во-первых, опыт его непосредственных контактов с животными и растениями и, во-вторых, опыт общения со «взрослыми», в процессе которого ребенок приобретает определенные сведения о мире природы и свойственные взрослым экологические установки. Степень сформированности представлений о живом, то есть уровень развития познавательной сферы определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит именно в процессе его познавательной деятельности. «Сензитивным» (Л.С. Выготский) периодом для формирования экологического сознания является возраст 5-7 лет (Л.М. Макарова, Т.М. Носова). Именно в 5-7 лет появляются первые осмысленные представления о Родине, месте, где ребенок родился, городе, в котором он живет. Для этого возраста характерно проявление эмпатии и любопытства к окружающему миру. 5-7-летним детям легче обнаружить связи и отношения в окружающем мире, чем в социальных отношениях. Им доступна логика природы. Так как этот возраст является наиболее сензитивным к окружаю- щему миру, именно в данный период важно сформировать у детей бережное отношение к нему, осознание взаимозависимости и равноценности [1]. В младшем школьном возрасте мир природы начинает играть все более значительную роль в психической жизни ребенка. Отношение к природе в этом возрасте становится более интенсивным. Однако это отношение еще не обладает достаточной широтой, осознанностью, обобщенностью. Например, дети этого возраста в смысловое содержание понятия «природа» включают, прежде всего, растения (78% опрошенных) и в гораздо меньшей степени животных (43%, причем 80% из них составляют домашние животные) или неживую природу: землю (35%), облака (25%), дождь (22%), воду (15%), небо (13%) и т.д. [3]. Это может свидетельствовать о том, что понятие «природа» формируется в значительной степени на бытовом уровне: «поехать на природу» – значить поехать в лес, в деревню, где ребенок действительно видит вокруг себя, в первую очередь, обилие растений, но не диких животных. У младших школьников отношение к природе в наибольшей степени проявляется именно в познавательной сфере. Этому, в частности, способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников первого, да и второго класса еще увлечены самим процессом познания, что задает определенную стратегию поведения – им интересно узнавать вообще что-то новое. Во-вторых, приобретенное умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы. Таким образом, для младшего школьного возраста в целом характерен субъективно-познавательный тип отношения к природе. Психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется способностью к обобщению и познанию не только предметов, но и функциональных, причинных и генетических связей между ними, а также возможностью переноса изученных связей, зависимостей и отношений на новые объекты. Детям старшего дошкольного возраста присуще проявление эмпатии к окружающему. Как подтверждает Б.Т. Лихачев, подростковый возраст наиболее сензитивен к экологическому восприятию. У младших и средних подростков отмечается самый высокий уровень интенсивности отношения к природе, максимальный в процессе всего онтогенеза. В начале подросткового возраста происходят существенные изменения в системе представлений ребенка о природе. Увеличиваются показатели полноты, цельности и осознанности этих представлений. По данным А. Гуляницкой [3] практически всеми детьми этого возраста в понятие «природа» наряду с растениями (93%) включаются и животные (91% против 43% в младшем школьном возрасте), причем домашние животные составляют только 14% (против 80% в младшем школьном возрасте). Однако, неживые объекты включает в понятие «природа» попрежнему только половина школьников (48% против 43% в младшем школьном возрасте). Отмеченный рост сформированности представлений о мире природы становится основной для развития у подростков таких параметров отношения к природе, как осознанность, широта и обобщенность. Необходимо отметить, что процессу развития отношения к природе в возрастном промежутке от 10 до 13 лет свойственна тенденция к нарастанию экологической активности подростков на фоне субъект-субъективного характера их взаимодействия с миром природы. Из этого следует, что в онтогенезе (в развитии от рождения до смерти) субъективного отношения к природе каждый возрастной период имеет свои специфические особенности. Данная статья дает возможность увидеть в каком возрасте и как можно привлечь детей к экологическому воспитанию. Т.к. экологическое воспитание детей формирует ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура – культура единства человека и природы, гармоничное слияние социальных нужд и потребностей человека с существованием и развитием природной среды.
1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. в 6 т. / под ред. А.М. Матюшкина. М., 1983. 2. Выготский Л.С. Проблема сознания // Собр. соч.: в 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М., 1982. С. 156-167. 3. Калмыков А.Ф. Введение в экологическую психологию. URL: ncdo. Levsha./ru/ecoPSY. 4. Макарова Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: дисс. канд. психол. на- ук. Самара, 2003. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».