Статья «Система экологического воспитания в Орловской средней школе №2». |
Банько Нина Григорьевна, учитель географии МБОУ ОСОШ №2, п. Орловский, Ростовская область. Дата публикации: 30.11.2017 Система экологического воспитания в Орловской средней школе № 2. Наша школа - единственная в районе, имеющая свой бренд - первая экологическая школа. Бренд, который мы сохранили в течение 26 лет и который прославили своими успехами. Я позволю несколько штрихов к характеристике нашего бренда. За эти годы написаны десятки исследовательских работ-проектов в области природы и экологии, создан обобщенный труд - книга «Эколого-географическая характеристика Орловского района», и на ее основе -электронное учебное пособие и тетрадь с печатной основой «Природа родного края», по которым занимаются дети во всех школах района, защищены 3 диплома ЮФУ с «отличием». Экологическая деятельность школы и клуба социально и общественно значимы. Еще у истоков нами была исследована и определена как катастрофическая проблема подтопления поселка Орловского. К ее разрешению были привлечены общественность, ТВ, Администрация, МЧС, и совместными усилиями проблема подтопления была ликвидирована, а пострадавшие получили от МЧС России материальную компенсацию. Нами были организованы и проведены 5 районных конференций «Экология и здоровье человека в Орловском районе» для учащихся всех школ. Мы первыми занялись темой экологического туризма в районе, разработали и описали маршруты, которые представили и защитили на Всероссийской олимпиаде «Земля и человек» в Москве. Сегодня наши экологи, заглядывая в будущее, разработали экологический каркас территории Орловского района, определили реестр объектов и нанесли их на созданную карту. Экологами школы составлен атлас интерактивных экологических карт Орловского района, готов к печати « Травник лекарственных трав» нашей местности и многое другое. Нам есть чем гордиться! Экологические проблемы, возникающие в результате ухудшения качества окружающей среды, являются серьезной угрозой существованию человечества. И это признано мировым сообществом. Экологические проблемы носят глобальный характер, но их проявление и решение зависит от усилий каждого государства. Поэтому девиз ЮНЕСКО «Думай глобально, действуй локально» нацелен на реализацию национальных экологических интересов и приоритетов. 2017 год объявлен и проходит как Год Экологии в России, в ходе которого реализуются десятки важнейших экологических программ. В числе важнейших и перспективных – воспитание экологической грамотности подрастающего поколения. Стратегическая и философская основа этого направления четко звучит в экологическом Манифесте, созданном великими эстетами Д. Лихачевым, Генрихом Боровиком. Вот она: «Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твое личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды – охраняемым пространством мира». (Слайды 2, 3). В нашей школе традиции и сама система экологического воспитания зародилась 26 лет назад, в 1991 г. Распад СССР, утрата Пионерии, Комсомола требовали создания новых видов объединяющей молодежь деятельности, прежде всего по интересам. Новое слово «Экология» набирало популярность, притягивало возможностями творчества. Именно в 1991 году в балке за школой нами была заложена, разработана «Учебная тропа природы» - начало нашей исследовательской деятельности. (Слайды 4,5). Вместе с первыми экологами (уч-ся 8 кл) определены исследовательские «станции», написана программа, начались исследования и экскурсии для детей школы. Мы буквально ворвались в мир экологии, в областные и региональные экологические конкурсы, одерживали одну победу за другой. (Слайды 6, 7, 8). И убедились, что выбранное направление новой деятельности интересно и перспективно! Таким образом, начало было положено. Мы воплотили в жизнь слова одного из первых российских экологов: «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в самом тесном углу. Охранять можно и в самых скромных доспехах». А уже через 2-3 года встал вопрос о создании общешкольной системы экологической работы, которая объединила все классы. Была высказана идея общешкольного экологического клуба. Его созданию предшествовала огромная организационная работа: клуб должен был иметь название, цели, программу, основы структуры, девиз, эмблему, гимн. В разработке этих основ приняли участие Банько Н.Г., Газеева Н.В., Репка Б.А., Коденко О.Н.. И вот в декабре 1996 года мы провели первое организационное заседание нашего клуба «Искатель», девизом которого отныне станут слова: «От красоты и гармонии в природе – к красоте человеческой души». (Слайды 9, 10 , 11). Слово система предполагает взаимосвязь определенных структурных элементов, образующих единое целое (Слайд 12). Экологический клуб «Искатель» - это ядро, сердце, мотор всей системы экологического воспитания. В нём задействованы учителя и классы, которые имеют свой взгляд на экологию, и имеют желание своими талантами развить определенное творческое направление. (Слайды !3-19). Это классы – студии Фесуненко В.В. и Наумовой С.Г., «Зеленый патруль» Крамаренко Е.В., УТП Горбаневой О.Н., «Литературно-экологическая гостиная» Пустовой Т.В., «Ландшафтный дизайн» Туниковой С.В., «Юные журналисты» Баган Л.А. . Под руководством этих учителей дети нашей школы учувствуют во всех районных, областных конкурсах, акциях, осуществляют реализацию намеченных мероприятий. Во главе клуба – совет клуба и Президент. Клуб работает по 5 направлениям: (Слайд 20) исследовательское, практическое, пропагандистское, эстетическое и оздоровительное. Каждое из направлений реализует большой комплекс конкретных мероприятий, но все они взаимосвязаны в единый организм. (Слайды 21-26). Сохранение наработанных за годы традиций не означает застывшую систему мероприятий, каждый год приносит новые идеи, а значит, и новые дела, которые соответствуют сегодняшнему дню и конкретным интересам учащихся. Система любой работы не может возникнуть сиюминутно: потребовались годы и труд нескольких поколений учителей и детей. Мы гордимся тем, что ничего ни у кого не заимствовали, создавали систему, опираясь на свои идеи, свое видение и потребности. В ходе становления клубной экологической деятельности сформировались школьные традиции. Это и любимые экологические субботники, и заседания клуба, Праздник хлеба (осенью), Праздник птиц, День воды, День тюльпана. У нас проходят необыкновенные фестивали экологической песни и поэзии детей, школьная олимпиада «Журавушка». Мы принесли традицию пошива общешкольного экологического флага. Ежегодно обновляется розарий, создан «аптекарский огород». Изготавливаем буклеты, листовки, которые распространяем среди жителей микрорайона. (Слайды 27-30). Дети школы творчески активны, любое мероприятие притягивает массу желающих не только учувствовать, а организовывать. (Слайды 31-33). Экологический год продолжается. Осенью наши дети отправляются на областной экологический слет, на ЭКО - ЕГЭ. Мы возрождаем традицию организации и проведения районной экологической конференции «Экология и здоровье человека в Орловском районе» для учащихся всех школ. Дети встретятся с главными людьми района, от которых зависит наше здоровье, будут обсуждаться многие проблемы. Будет заседание клуба с подобной тематикой, ведь школа – экспериментальная, оздоровительная площадка. А еще мы всей школой хотим оформить в школьном музее Экологическую экспозицию, рассказывающую об истории клуба. Экология – это необъятное поле для воспитания и развития детей. Сегодня экология не просто раздел биологии. Это философия XXI века. Позади 26 лет экологической деятельности в школе. Система, созданная нами, прошла испытания временем и обстоятельствами. Мы гордимся своими достижениями. А в этом году на Всероссийском конкурсе им. В.И. Вернадского работа, представленная Горбаневой О.Н. «История детского экологического движения» завоевала 2 место! Мы полны новых планов, реализация которых позволит нам удержать на высоте наш бренд – первая экологическая школа Орловского района. (Слайды 34-35). |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».