Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7365062
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Волшебные превращения бумажного рулона».

Башарина Наталья Михайловна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №171» г. Ярославль, Ярославская область. 
Занятие предназначено для старших дошкольников. Прослеживаются интегративные связи экологии, ознакомления с окружающим и художественно-эстетическим развитием. В процессе решения проблемной ситуации, дети познакомятся с новым понятием «экология». Занятие направлено на формирование у детей экологической культуры и навыков рационального природопользования. Дети познакомятся со свойствами бумаги, с технологией ее производства, способами вторичного применения бросовой бумаги. Нетрадиционными способами закрепят свои изобразительные умения в коллективном творчестве при создании макета «Зимний лес».


Дата публикации: 30.11.2017


Конспект НОД

«Чудесные превращения бумажного рулона»

для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к  окружающему миру,  познакомить с новым понятием «экология»
  • развивать умение видеть в обычных объектах необычные функции,
  • развивать навыки группового осуждения и решения проблемной ситуации,
  • развивать креативные  способности  в процессе изготовления поделок из бумаги.

Образовательные:

  • познакомить со свойствами бумаги, способами применения бросовой бумаги,
  • познакомить с технологией производства бумаги,
  • закрепить умения изображать знакомые объекты (зимнее дерево) нетрадиционными способами,
  • расширять кругозор о мире природы;
  • формировать у детей экологическую культуру и навыки рационального природопользования.

Воспитательные: 

  • воспитывать желание воплощать в коллективной работе яркие образы природы,
  • воспитывать доброжелательное взаимодействие  во время коллективного творчества,
  • воспитывать бережное отношение к природе нашей Родины.

 

Материалы и оборудование: мультимедиа система;  презентация «Чудесные превращения бумажного рулона»; белые листы бумаги  ( ½ )  на каждого ребенка; макет зимнего леса с «пеньками» деревьев разных пород; полоски бумаги  синего, голубого, белого цвета; клеевые карандаши; гуашь синего, голубого, белого цвета и блюдечки для нее;  силуэты крон деревьев на каждого ребенка;  клееночки; костюм для Рулона Бумаговича (лист белого ватмана склеивается в рулон, в нем делаются прорези для рук).

 

Словарная работа: типография,  береста, пергамент, целлюлоза, бумагодельная машина, валик эколог.

 

Воспитатель: предлагает детям закрыть глаза и прислушаться (шелестит бумагой).

- Какой звук вы услышали?

- Похоже на шелест бумаги. Это не просто шелест, а шелест шагов.  Входит Рулон.

Рулон: Здравствуйте,  ребята!  Меня зовут Рулон Бумагович. Посмотрите, какой большой.  Живу  я на бумажной фабрике со своими братьями.  Летом у нас в гостях была девочка из вашей группы Полина.

- Полинка, ты помнишь нашу встречу в типографии?

 

 типография

Девочка рассказывает о том, как она побывала в типографии и видела много огромных рулонов бумаги, из которых там печатают газеты и книги, другую продукцию.

Воспитатель:  Очень интересный рассказ. Вам понравился?

 

Рулон: Ребята, а вы любите из бумаги что-нибудь мастерить? (ответы детей)

До меня дошли слухи, что в детском саду ребята не берегут бумагу. Что-то нарисуют, изомнут и бросят. Что-то выстригут на аппликации, а большие кусочки выбрасывают.

А вы знаете, как сложно сделать бумагу?  Послушайте рассказ  о том, как изготавливают бумагу.

 

Презентация «Что такое бумага?»

Воспитатель помогает рассказывать Рулону об изготовлении бумаги. (А я дальше расскажу…, я вот это знаю…, интересно … и т.п.)

 

Воспитатель: Рулон Бумагович,  а как появилась бумага?

Рулон: Послушайте небольшую историю:

- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
Прошло много лет и жители других стран узнали, способ изготовления этого чуда.
Рулон: Как вы думаете из чего изготавливают бумагу? (Ответы детей) Если дети затрудняются с ответом обращается к загадке.
Загадка: В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья)

 

Рулон: Скажите ребята, а для чего людям нужна бумага? (Ответы детей)
Воспитатель: Много предметов вокруг нас сделаны из бумаги.

- Посмотрите и назовите эти предметы. (Ответы детей).

- Как вы узнали, что они из бумаги? (Ответы детей: мы думаем, что они легко рвутся, мнутся, размокают в воде)
Рулон: Для всего этого нужно много вырастить деревьев, заготовить древесину. При этом быстро сокращаются леса в нашей стране и на нашей планете. 

- Как вы думаете, что произойдет, если не будет лесов, их вырубят люди?

 

Экологическое упражнение:

Подумайте и скажите, чтобы меньше вырубать деревьев, что  можно  сделать?……

(Ответы детей: сажать деревья, экономить бумагу, сохранять информацию в компьютере…)

 

Физминутка « Игры с бумагой»

Воспитатель: Ребята посмотрите, что я держу в руках? (Лист бумаги). Да это обыкновенный лист бумаги, на которой вы любите рисовать.  С ним можно поиграть (имитировать шум ветра, если махать листом; пощелкать по листу, изображая, как «барабанят» капли дождя по оконному  стеклу; скомкать, превратив лист в «снежок», покидаться).

 

Рулон беспокойно:  Как же так, сколько бумаги испортили! Ай-ай-ай! Что же теперь с этим делать?

Воспитатель: не расстраивайся,  мы ее не выбросим.  Мы сейчас с ребятами ее соберем и  что-нибудь придумаем. (Ответы детей).

- Давайте смастерим поделку на тему «Зимний лес».

Дети думают и предлагают свои варианты. (Ответы детей).

-А может нам сделать макет зимнего леса из ненужной  коробки и украсить его «снежками»?  Что для этого надо? (Ответы детей).

Показывает корзинку со «снежками» и  прикладывает их к краям коробки.  Красиво  получается?

- А где же деревья в  лесу, одни пеньки стоят в снегу. Вам нравится такой пейзаж?  Нет. Почему? (Ответы детей). Давайте превратимся  в спасателей и спасем наш лес от вырубки. Воссоздадим красивый зимний лес, в котором растут  прекрасные деревья.

 

                      

Практическая работа
Воспитатель: Но у нас нет кисточек для рисования, ни карандашей, только  использованная бумага. Из нее можно сделать красивую поделку? (Ответы детей).

Мы с вами будем творить руками.

 

 Я вам предлагаю разделиться на 2 группы любителей природы и «спасти» наш лес.

1 группа будет «спасать» со мной, 2-я  – с Рулоном Бумаговичем.

В группах  «спасатели»  совещаются о способах выполнения кроны зимнего дерева разными способами  (отпечаток смятой бумагой, обрывная аппликация).

 

1 подгруппа

Воспитатель: Если мы с вами будем не резать бумагу, а рвать, значит она называется …(обрывная).
Правильно. Для изготовления наших работ мы будем с вами использовать необычный вид аппликации «обрывная мозаика». 
Алгоритм выполнения аппликации:
- возьмите полоски  бумаги голубого, синего цветов и нарвите их на мелкие кусочки; 

- намажьте клеем и приклейте на фон-силуэт кроны дерева методом наложения.

 2 подгруппа

Дети  осваивают необычный вид рисования с помощью смятого листа: закрепляют умение получения отпечатков с использованием произвольных форм смятого листа для покрытия силуэта кроны зимнего дерева.

Алгоритм выполнения:

- возьмите смятый лист и обмакните в гуашь нужного цвета;

- сделайте несколько пробных отпечатков на черновике;

- покройте цветовыми отпечатками силуэт кроны дерева одним цветом, а затем другим цветом.

 

Когда изображения готовы в подгруппах, воспитатель предлагает закрепить их на стволах деревьев  на общем макете зимнего леса.

Воспитатель наносит  по краю коробки полосу клея, на которую все дети наклеивают мятые комочки из корзины.

Далее  дети заканчивают поделку,  обрамляя коробку  по контуру коробки «снежками».

 

Рулон:   Как замечательно у вас получилось! Я даже и представить не мог, что вы можете быть настоящими помощниками  спасателей леса.

Рулон:  Мне кажется, что после нашей сегодняшней встречи вы будите бережней относиться к бумаге и даже из самой ненужной делать полезные вещи.

Я ухожу,  мне пора, но оставляю вам сюрприз. Это интересные картинки о том, что еще можно сделать из бумаги. Прощается и уходит.

Воспитатель: Здорово! Сейчас мы посмотрим.

Демонстрируются слайды, на которых представлены поделки из разных видов бумаги.

 

Воспитатель: вам понравилось спасать лес? Что интересного узнали и запомнили?

Мы сегодня с вами были не только спасателями, но и экологами – людьми, которые изучают и берегут природу.

Наши достижения:
- Мы научились беречь бумагу!
- Мы узнали, как появилась бумага!

- Мы научились из бросовой бумаги делать красивые поделки!
- Мы мастерили красивые зимние деревья!
- Мы спасли деревья от вырубки!

Воспитатель: давайте беречь и охранять деревья. Ведь они  такие красивые!

 

Демонстрируется музыкальный клип «А за деревом дерево»

Дети рассматривают необычные, причудливые, редкие  деревья стран мира и  прыгают под веселую музыку.

 

Воспитатель: Какие необычные деревья мы с вами увидели! Будем  беречь природу!